г. Москва |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А40-174980/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Кочешковой М.В., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "СИМАЗ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2015 по делу N А40-174980/15, принятое судьей Корогодовым И.В. (шифр судьи 139-1447)
по заявлению ЗАО "СИМАЗ"
к Федеральному дорожному агентству
третье лицо: ФКУ "Центравтомагистраль"
о признании недействительными распоряжений от 10.08.2015 N 1409-р, N 1407-р
при участии:
от заявителя: |
Менкенова Б.М. по доверенности от 11.09.2015 ; |
от заинтересованного лица: |
Ильин А.В. по доверенности от 11.01.2016; |
от третьего лица: |
Филиппова О.В. по доверенности от 21.09.2015 |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "СИМАЗ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному дорожному агентству (далее - ответчик) о признании недействительными распоряжений от 10.08.2015 N 1407-р об изъятии земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050209:54 и от 10.08.2015 N 1409-р об изъятии земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050209:55, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, Красногорский с.о., д. Красная Горка.
Решением суда от 30.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, представил письменные пояснения на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третье лицо возражало против изложенных в жалобе доводов, представило письменные объяснения на жалобу, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменных объяснений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050209:54, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, Красногорский с.о., д. Красная Горка общей площадью 1470 кв. м., что подтверждается свидетельством о праве собственности от 25.05.2000.
Также, ЗАО "Симаз" владеет земельным участком с кадастровым номером 50:12:0050209:55 общей площадью 266 кв. м., расположенным по адресу: Московская область, Мытищинский район, Красногорский с.о., д. Красная Горка на праве договора аренды, что подтверждается договором аренды N 2712 от 31.07.2000.
Письмом N 18/2-6/5911 от 16.07.2014 ФКУ "Центравтомагистраль" известило ЗАО "СИМАЗ" о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050209:54, необходимости регистрации двух вновь образованных участков с кадастровыми номерами 50:12:0080202:296 и 50:12:0080202:297 с изъятием последнего.
Из этого письма заявителю стало известно о возможности изъятия принадлежащих ему земель-участков для строительства наземного пешеходного перехода в рамках проведения кадастровых работ по разделу земельных участков, попадающих в полосу отвода автомобильной дороги, на основании распоряжения Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 13.02.2014 N 215-р "Об утверждении проекта планировки территории".
Как указывает заявитель, на протяжении года им велись переговоры с представителями ФКУ "Центравтомагистраль" о необходимости переноса объекта строительства и изменении места размещения пешеходного перехода, поскольку разработчиками проекта планировки территории изначально не было учтено то обстоятельство, что на изымаемом земельном участке располагаются двухэтажное нежилое здание - магазин оптовой и розничной площадью 81,7 кв.м., переданное в аренду, а также нежилое помещение площадью 35,7 кв.м.
10.08.2015 ответчиком были вынесены распоряжения N 1407-р, N 1409-р, согласно которым часть земельного участка (170 кв.м.) с кадастровым номером 50:12:0050209:54 общей площадью 1470 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, Красногорский с.о., д. Красная Горка, и часть земельного участка (99 кв.м.) с кадастровым номером 50:12:0050209:55 общей площадью 266 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, Красногорский с.о., д. Красная Горка, подлежат изъятию для нужд Российской Федерации.
Из текста распоряжений следует, что вышеуказанные земельные участки изымаются в целях обеспечения реализации проекта "Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-104 Москва-Дмитров-Дубна на участках км 23+500 - км 24+200, км 26+1080 - км 29+600, Московская область".
Решение об изъятии земельных участков принято на основании обращения ФКУ "Центравтомагистраль" от 24.06.2015 г. N 18/2-1/5194, являющегося заказчиком работ, выполняемых в рамках указанного проекта.
Общество обжаловало вышеуказанные распоряжения Росавтодора в Арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть
удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Полномочия ответчика по вынесению оспариваемых распоряжений установлены нормами ст. 49 ЗК РФ, ст. 279 ГК РФ, п. п. 5.3.1, 5.4.1(1), 5.4.1(3) Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374).
В соответствии с п. 5 ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся в том числе резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации.
Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
Согласно п. 3 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
Согласно постановлению Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010- 2020 годы)" целями и задачами Программы являются в том числе развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение
товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.
Согласно пп. 5.4.1(1) п. Положения о Федеральном дорожном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 Федеральное дорожное агентство осуществляет принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.
ФКУ "Центравтомагистраль" является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за учреждением, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Предметом деятельности ФКУ "Центравтомагистраль" является организация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения. В оперативном управлении и на балансе ФКУ "Центравтомагистраль" находиться автомобильная дорога общего пользования А-104 Москва-Дмитров-Дубна.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0050209:54, принадлежащий ЗАО "СИМАЗ" на правах собственности и 50:12:0050209:55, являющийся государственной собственностью и находящийся в аренде у ЗАО "СИМАЗ" необходимы для размещения надземного перехода и автобусной остановки "Красная горка".
При разработке проектной документации места размещения автобусных остановок назначались исходя из положения существующих остановок, а требований СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" п. 11.15, дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м. Кроме этого, существующая автобусная остановка "Красная горка" попадает в зону съезда С-7 транспортной развязки.
В соответствии с требованиями СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" п.11.6 - в зонах пересечений и примыканий дорог автобусные остановки следует располагать от пересечений на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки, которое составляет для расчетной скорости движения 70 км/ч, принятой для дублера С4, 150 м. в проектной документации расстояние от примыкания съезда С7 до посадочной площадки автобусной остановки составляет 200 м.
Как правильно установлено судом первой инстанции, все проектные решения по размещению автобусных остановок и пешеходных переходов согласованы третьим лицом с Администрациями городского поселения Долгопрудный и Мытищинского муниципального района.
Согласование размещения объектов строительство произведено на стадии проектирования в 2013 в соответствии с действующим законодательством и направлено на повышение безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Таким образом, как подтверждено материалами дела, выбор земельных участков для размещения надземного перехода и автобусной остановки "Красная горка" осуществлен третьим лицом в соответствии с проектными решениями по размещению автобусных остановок и пешеходных переходов были согласованы ФКУ "Центравтомагистраль" с Администрациями городского поселения Долгопрудный и Мытищинского муниципального района.
24.06.2015 ФКУ "Центравтомагистраль" обратилось в Росавтодор с требованием об изъятии для государственных нужд земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0050209:54, принадлежащего ЗАО "СИМАЗ" на правах собственности, и 50:12:0050209:55, являющегося государственной собственностью и находящегося в аренде у ЗАО "СИМАЗ", по результатом рассмотрения которого Росавтодоролм были вынесены оспариваемые заявителем распоряжения.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о соответствии оспариваемых распоряжений действующему законодательству.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Исходя из системного толкования положений ст. 198 и ст. 200 АПК РФ следует вывод о том, что заявитель, оспаривая ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, должен доказать нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что заявителем с учетом положения ст.ст.9, 65 АПК РФ не сделано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.11.2015 по делу N А40-174980/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174980/2015
Истец: ЗАО "СИМАЗ", ЗАО СИМАЗ
Ответчик: РОСАВТОДОР, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНСТВО "Росавтодор", ФКУ "Центравтомагистраль"
Третье лицо: ФКУ "Центравтомагистраль"