г. Ессентуки |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А15-3936/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кизляртеплосервис" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.12.2015 по делу N А15-3936/2015 (судья Цахаев С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кизляртеплосервис" (ОГРН 1120547000892)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (ОГРН 1040502628330)
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Кизляртеплосервис" - Месробян Н.Х.,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.12.2015 отказано в удовлетворении требований ООО "Кизляртеплосервис" (далее - общества, заявитель) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (далее - управление) об оспаривании уведомления N 04-2323 от 23.07.2015 "Об отказе в установлении нормативов выбросов загрязняющих веществ" и в обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности для общества путем установления нормативов с 23.07.2015. Суд указал на непредставление обществом надлежаще оформленного и подписанного руководством предприятия проекта нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ), наличие в таком проекте противоречий и достоверных сведений по фоновым концентрациям загрязняющих веществ, сами по себе являются достаточным основанием для отказа в утверждении нормативов ПДВ.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на неполное исследование судом всех обстоятельств по делу, несоответствие им выводов суда и нарушение процессуальных норм. Податель жалобы ссылается на то, что выполнило требования закона и направило полный пакет документов на утверждение проекта нормативов ПДВ. Кроме того управлением нарушен срок рассмотрения поданных документов.
Управление отзыв и своего представителей в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя управления, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 23.06.2015 заявитель обратился в управление с заявлением об установлении нормативов ПДВ вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и согласовании проекта ПДВ.
Письмом от 23.07.2015 за N 04-2323 управление рассмотрев представленный обществом проект ПДВ, отказало обществу в установлении нормативов ПДВ в связи с несоответствием представленной документации действующим нормативным документам.
Посчитав, что указанным письмом нарушены его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ установлена обязанность юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (далее - Положение N 183), которое определяет порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов.
Пунктом 8 Положения N 183 установлено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (пункт 9 Положения N 183).
Пунктом 11 Положения N 183 предусмотрено, что источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц, территорий городских и иных поселений и их частей, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу пунктов 5.3.15, 5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Росприроднадзор выдает в установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух; устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 N 579 утверждены Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее - Порядок) и Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.
Согласно пунктам 5 - 7 вышеуказанного Порядка источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). К источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию.
Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий устанавливаются с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6 Положения N 183).
Порядок, сроки и последовательность действий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется Административным регламентом (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.07.2011 N 650.
В силу пункта 10 Раздела 2 Административного регламента для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект представляет в территориальный орган Росприроднадзора, в том числе утвержденные в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 порядке действующие нормативы ПДВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.
Согласно статье 1 Закона N 96-ФЗ предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утверждена Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 N 192, является действующей.
Согласно пункту 7.2 ОНД-86 определение фоновой концентрации производится на основании данных наблюдений за загрязнением атмосферы по нормативной методике, утвержденной Госкомгидрометом и Минздравом СССР. Фоновые концентрации устанавливаются местными органами Госкомгидромета (УГКС) и Минздрава СССР по данным регулярных наблюдений на сети постов Общегосударственной службы наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды (ОГСНК) или по данным подфакельных наблюдений.
Фоновая концентрация устанавливается либо единым значением по городу, либо в случае выявления существенной изменчивости, дифференцированно по территории города (по постам), а также по градациям скорости и направления ветра.
Как указано в статье 5 Закона N 7-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Закона N 96-ФЗ в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с требованиями ОНД-86 учет фонового загрязнения обязателен для всех загрязняющих веществ, для которых величина наибольшей приземной концентрации, создаваемая в зоне влияния выбросов предприятия на границе ближайшей жилой застройки, превышает 0,1.
Судом первой инстанции установлено, что в представленный проект ПДВ, не содержит сведений об его утверждении и в нем нет данных кем он разработан. Кроме того, указанный проект ПДВ содержит неустранимые противоречия. В частности, в разделе "аннотация" и в непосредственном описании источника загрязнения N 13 (ст. 78 проекта) даются сведения об источниках выбросов на площадке ОАО "Тепловые сети" г. Кизляра, тогда как сам проект составлен в отношении общества.
Из проекта ПДВ, представленного на утверждение в управление, следует, что в подтверждение исполнения требований ОНД-86 об учете фонового загрязнения к нему приложены никем не заверенные письменные сведения о фоновых концентрациях вредных веществ в атмосферном воздухе от 05.12.2014, которые не содержит данных об их утверждении и подписании уполномоченным должностным лицом органа государственной власти. Кроме того, как следует из содержания указанного документа, он имеет противоречия в данных метеорологических и физико-географических условий, определяющих рассеивание промышленных выбросов в атмосфере относительно аналогичных данных приведенных в самом проекте ПДВ.
Заинтересованное лицо ставит под сомнение получение обществом достоверных данных о фоновых концентрациях вредных веществ в атмосферном воздухе.
Обществом в обоснование своих доводов об исполнении им требований о представлении, для целей утверждения проекта ПДВ, надлежащих сведений о фоновых концентрациях вредных веществ в атмосферном воздухе оригинал указанного документа в суд не представлен.
Из письма Дагестанского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды исх. N 629 от 13.08.2015 следует, что этим учреждением справки о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в 2014 и 2015 годах обществу не выдавались.
Согласно п. 12 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения является наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
В силу п. 21.1 Административного регламента при выявлении указанных нарушений заявителю направляется письмо об отказе в выдаче разрешения.
С учетом указанных обстоятельств, а также того, что в проекте ПДВ и в приложенных к нему документах имеются неустранимые и существенные противоречия, управление не было вправе утвердить представленный обществом проект ПДВ и установить ему нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Суд считает, что Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия, утвержденные Госкомгидрометом СССР 28.08.1987, не являются нормативным правовым актом и носят рекомендательный характер.
Доводы общества о том, что оспоренный отказ в установлении нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух правомерно отклонены судом, в ввиду содержания в основаниях для отказа ссылок на указанные Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия, утвержденные Госкомгидрометом СССР 28.08.1987, и что это является основанием для признания оспоренного отказа незаконным, суд признает необоснованными, так как на основании представленных обществом проекта ПДВ и приложенных к нему документов уполномоченный государственный орган, по сути, не мог утвердить для общества спорные нормативы.
С учетом изложенного, действие управления по отказу в утверждении для общества норматива выбросов ПДВ обоснованно признано судом первой инстанции правомерным, соответствующим Закону N 96-ФЗ и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Доводы жалобы не влияют на правильность выводов судов, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.12.2015 по делу N А15-3936/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3936/2015
Истец: ООО "Кизляртеплосервис"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РД
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан