г. Москва |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А41-44293/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ереминой А.Г.,
в судебном заседании участвуют:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Коротков А.В., по доверенности от 22.12.2015;
от ООО "Луховицкий 1": Севериненко К.В., по доверенности от 07.07.2015;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра": не явились, извещены;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от Рослесхоз: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2015 года по делу N А41-44293/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области к ООО "Луховицкий 1", третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Управление Росреестра по Московской области, Рослесхоз, об истребовании земельного участка из незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Луховицкий 1" об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами 50:35:0010523:353, 50:35:0010523:353, 50:35:0010523:351, 50:35:0010523:421, 50:35:0010523:402, 50:35:0010523:364.
Определением Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2015 года выделено в отдельное производство требование об истребовании из незаконного владения ООО "Луховицкий 1" земельного участка с кадастровым номером 50:35:0010523:402, площадью 37,42 кв.м и 8062,09 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Луховицкий район, в квартале 1, таксационном выделе 34 Луховицкого сельского участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес", площадью 8062,09 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Луховицкий район, в квартале 1, таксационном выделе 34 Луховицкого сельского участкового лесничества Луховицкого филиала ПСУ МО "Мособллес" в указанных координатах. Данное требование рассматривается в рамках настоящего дела.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2015 года по делу N А41-44293/15 в удовлетворении исковых требований Комитету лесного
хозяйства Московской области и ТУ ФАУГИ по Московской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, истцы обжаловали его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представители истцов поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как указывает истец, в ходе обследования земель лесного фонда установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:402 частично накладывается на земли лесного фонда квартала 1, таксационном выделе 34 Луховицкого сельского участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес", площадь наложения составляет 37,42 кв.м и 8062,09 кв.м.
На указанный участок лесного фонда зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.04.2009.
Согласно кадастровой выписке от 21.08.2014 и свидетельству о государственной регистрации права от 21.02.2012 земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:402 имеет площадь 20117 кв.м, отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Граница земельного участка с кадастровым номером установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Данный участок находится в собственности ООО "Луховицкий 1".
Полагая, что часть спорного земельного участка пересекается с землями лесного фонда, истцы обратились в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Как указывают истцы, в рассматриваемом споре обе стороны имеют зарегистрированное право собственности на часть одного и того же недвижимого имущества и право собственности одной из сторон возникло на порочном правовом основании. Единственным способом разрешения спора между сторонами является признание порочности оснований возникновения права одной из сторон.
По смыслу норм статьи 209 ГК РФ право собственности на одну и ту же часть недвижимого имущества не может принадлежать одновременно двум разным лицам. Лицо, которое приобрело право собственности на недвижимое имущество позднее, является ненадлежащим собственником, поскольку, приобрело чужое право, а сделки, направленные на последующее распоряжение этим правом, являются ничтожными, как противоречащие указанной норме материального права.
В соответствии со статьями 301, 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 305 ГК РФ предусмотрено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Таким образом, истец, заявивший требование об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, должен доказать свое право на этот участок.
В обоснование своих требований Комитет лесного хозяйства Московской области указывает, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка в квартале 1, таксационном выделе 40 Луховицкого сельского участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес" к землям лесного фонда, являются выписка из государственного лесного реестра N 1370-09-2014, таксационное описание Луховицкого района Московской области по состоянию на 01.01.2007, выкопировка из лесоустроительного планшета "План лесных участков Луховицкого района Московской области (устройство 2005-2008)".
В обоснование своих требований Комитет лесного хозяйства Московской области указывает, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка в квартале 1, таксационном выделе 34 Луховицкого сельского участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес" к землям лесного фонда, являются выписка из государственного лесного реестра N 1365-09-2014, таксационное описание Луховицкого района Московской области по состоянию на 01.01.2007, выкопировка из лесоустроительного планшета "План лесных участков Луховицкого района Московской области (устройство 2005-2008)".
Как следует из материалов дела, в том числе кадастровым делом, представленным в электронном виде, сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:35:0010523:402 площадью 20117 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, внесены в ГКН 19.12.2011. Данный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:10.
Кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:35:0010523:402 не оспорен, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 11.08.2003, 23.12.2011 и договору купли-продажи от 21.11.2011 N 1 земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:10 (предыдущий кадастровый номер 50:35:9999999:10) приобретен ООО "Луховицкий 1" у СПК "Красный октябрь".
Соответственно, первоначальный земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:10 (предыдущий кадастровый номер 50:35:9999999:10), в результате раздела которого образован спорный земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:402, формировался и ставился на кадастровый учет не ответчиком, и еще до подготовки материалов лесоустройства в отношении участков лесного фонда.
Кадастровой выпиской от 23.09.2010 подтверждается, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:35:0000000:10 (предыдущий кадастровый номер 50:35:9999999:10) внесены в ГКН 15.05.1994.
Доказательств того, что в результате межевания земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:10 (предыдущий кадастровый номер 50:35:9999999:10), а затем участка с кадастровым номером 50:35:0010523:402, границы изменялись и площадь увеличивалась, в материалы дела не представлено.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что правоустанавливающими и кадастровыми документами на земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:402 подтверждается, что он поставлен на кадастровый учет, его границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Данный участок образован из земельного участка, имевшего категорию "земли сельскохозяйственного назначения". Сведений о том, что в состав данного участков, а также первоначального земельного участка, входили земли лесного фонда, а также земли, занятые лесами, в государственном кадастре недвижимости не зарегистрировано, доказательств обратного истцами не представлено.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ истец не представил доказательств того, что земельный участок, принадлежащий Российской Федерации на праве собственности, поставлен на кадастровый учет ранее земельного участка ответчика.
Пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими Таким образом, истец должен доказать, что его право не может быть защищено никаким иным способом, а также, что оно является нарушенным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Однако, истцом не оспаривается зарегистрированное право ответчика на спорный земельный участок.
Согласно статье 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В соответствии с частью 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.
В силу статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Статьей 25 ЛК РФ установлены виды использования лесов. Ими являются, в том числе, заготовка древесины; осуществление рекреационной деятельности и т.д. На землях лесного фонда также может осуществляться строительство, но строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Таким образом, использование земель лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами, установленными в статье 1 ЛК РФ, а именно - с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов.
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ (статья 9 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Таким образом, если земельный участок в соответствии с материалами лесоустройства относится к землям лесного фонда, его использование и предоставление осуществляется в соответствии с вышеизложенными нормами. Такие участки не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ (статья 7 ЛК РФ).
В соответствии со статьями 67, 68, 69 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 ЛК РФ, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ).
Таким образом, в силу статей 4.2 и 4.4 закона о введении в действие ЛК РФ, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
Таких документов истцами в материалы настоящего дела не представлено.
Истцами не представлены доказательства включения спорного земельного участка либо его частей в состав земель лесного фонда, в частности не представлены материалы лесоустроительного дела, сформированного в соответствии с действующим земельным законодательством, в том числе Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.11.2007 N 310, действовавшем до 07.06.2012, и предусмотренным действующим с 08.06.2012 по настоящее время Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139.
Из представленных истцами выписки из государственного лесного реестра N 136509-2014, таксационного описания Луховицкого района Московской области по состоянию на 01.01.2007, выкопировки из лесоустроительного планшета "План лесных участков Луховицкого района Московской области (устройство 2005-2008)" усматривается, что на территории Луховицкого района действительно имеется выдел квартале 1 таксационном выделе 34 Луховицкого сельского участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес", однако не следует, что спорный земельный участок ООО "Луховицкий 1" находится именно в границах данного выдела.
Доказательств того, что были проведены обмер и установление границ в государственном кадастре недвижимости участков лесного фонда на территории данного кадастрового района истцами не представлено; в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о местоположении границ земельных участков лесного фонда по вышеназванным адресам.
Представленная схема наложения составлена должностным лицом Комитета лесного хозяйства Московской области в отсутствие правообладателя спорного земельного участка, и не может быть принята во внимание, как доказательство наложения участка с кадастровым номером 50:35:0010523:402 на земли лесного фонда.
В связи с этим, истцом не доказано, что земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:402 входит в состав земель лесного фонда.
Представленные Комитетом лесного хозяйства Московской области документы, содержащие сведения о лесном участке, не являются материалами лесоустройства в соответствии с требованиями земельного законодательства, лесного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, в связи с чем определить, имеется ли пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 50:35:0010523:402 с границами земельных участков в Луховицком сельском участковом лесничестве квартале 1 выделе 34 в указанных истцом площади и точках, не представляется возможным.
В обоснование доводов апелляционных жалоб ТУ Росимущества в Московской области и Комитет лесного хозяйства ссылаются на то, что доказательствами нахождения части спорного земельного участка в составе земель лесного фонда являются вышеуказанные документы. Между тем, как указывалось выше, сами по себе материалы лесоустройства и аэрофотосъёмка не являются достаточными доказательствами принадлежности спорного земельного участка именно к землям лесного фонда.
Оценив и исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу, что обществом представлены достоверные доказательства, подтверждающие, что спорный земельный участок в 2011 году поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке с определением и согласованием границ со смежными землепользователями.
Удовлетворяя иск об истребовании частей земельного участка из чужого незаконного владения, суд должен исходить из того, что такое требование может быть удовлетворено только при установлении факта нахождения имущества в фактическом незаконном владении ответчика.
В целях дополнительного установления подтвержденных доказательствами по делу фактических обстоятельств и определения наложения границ спорного земельного участка на земли лесного фонда, суд апелляционной инстанции предлагал представителям лиц, участвующих в деле, проведение судебной землеустроительной экспертизы.
Представители сторон отказались от проведения по настоящему делу судебной землеустроительной экспертизы.
В судебном заседании апелляционного суда представители истцов сообщили, что не усматривают необходимости в проведении по делу экспертизы.
На вопрос апелляционного суда представители истцов также пояснили, что заявлять ходатайства о назначении экспертизы не намерены.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении норм права, об отсутствии оснований считать незаконным владение ответчиком спорным земельным участком.
Не может быть принят судом апелляционной инстанции довод о том, что истец узнал о нарушении своего права только в августе 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Согласно части 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иными федеральными законами либо арбитражным судом.
Пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" предусмотрено, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности, суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Истец должен был узнать о нарушении своего права в 2005-2008, подтверждением чему являются представленные лесоустроительные документы: план лесных участков Луховицкого района Московской области (по состоянию 2005-2008) и таксационное описание лесных участков Луховицкого района Московской области (по состоянию на 01.01.2007), на которые ссылается Комитет в основание исковых требований.
Учитывая, что срок исковой давности начинает течь с момента, когда лицо, действуя разумно и с учетом складывающихся отношений сторон, должно было узнать о нарушении своего права, а также, что при смене владельца имущества срок на защиту права собственника, не реализовавшего своевременно право на судебную защиту, не начинает течь заново, суд первой инстанции, рассмотрев заявление ответчика, правомерно посчитал, что истцом пропущен срок исковой давности.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционных жалоб повторяют доводы Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области при рассмотрении дела в суде первой инстанции, отклоняются, как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции и подтвержденных в апелляционном суде.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2015 года по делу N А41-44293/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44293/2015
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Луховицкий 1"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)