г. Киров |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А28-7402/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Богатырёвой Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Перевощикова Т.В., доверенность от 11.01.2016,
от ответчика: Веневитина В.А., доверенность N МС-414 от 12.02.2016, Викулова Е.В., доверенность N МС-400 от 18.01.16,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения "Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2015 по делу N А28-7402/2015, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по иску государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения "Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (ОГРН 1034316527431, ИНН 4347010468)
к открытому акционерному обществу страховая компания "РОСНО-МС" (ИНН 7703027721, ОГРН 1027739051460)
о взыскании штрафа в сумме 303 030 рублей 48 копеек,
установил:
государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение "Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - истец, заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к открытому акционерному обществу страховая компания "РОСНО-МС" (далее - ответчик, страховая компания, Общество, ОАО "РОСНО-МС") о взыскании штрафа в сумме 303 030 рублей 48 копеек, предусмотренного пунктом 18 приложения N 3 к договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 28.12.2011 N 2/СМО-2012.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2015 истцу в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
По мнению заявителя, средства на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи, перечисленные ответчику, являются средствами на оплату оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, которые носят целевой характер и подлежали перечислению в установленном договором от 28.12.2011 порядке медицинским организациям, в том числе в целях дополнительной оплаты счетов в связи с реализацией региональной программы модернизации здравоохранения Кировской области. Считает, что ответчик обязан перечислить поступившие средства в медицинские организации в виде авансовых платежей в срок не позднее 2 рабочих дней со дня их получения, что соответствует положениям пункта 13 Правил финансового обеспечения от 15.02.2011 N 85. Полагает, что при отсутствии авансирования медицинских организаций на оказание медицинской помощи в следующем месяце Обществу надлежало вернуть остаток целевых средств в территориальный фонд в течение трех рабочих дней после завершения расчетов с медицинскими организациями за отчетный месяц в соответствии с пунктом 2.12 договора от 28.12.2011. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласен, решение суда просит оставить в силе.
Законность и обоснованность судебного акта проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках заявленных доводов.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
28 декабря 2011 года между истцом (территориальный фонд) и ответчиком (страховая медицинская организация, СМО) был заключён договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 2/СМО-2012 (т.1 л.д.42-48), в соответствии с которым Фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности СМО в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (раздел I договора).
Обязанности сторон по реализации региональной программы модернизации определены в разделе V договора следующим образом.
СМО обязуется заключить договоры с медицинскими организациями, участвующими в реализации региональной программы модернизации, договоры на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (пункт 20.1 договора); ежемесячно не позднее 25 числа (с 01.03.2012 - до 14 числа) месяца, следующего за отчетным, принимать от медицинских организаций реестры и по итогам медико-экономического контроля определять в соответствии с тарифным соглашением на медицинские услуги в системе ОМС сумму дополнительной оплаты счетов на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи (пункт 20.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 12.03.2012, т.1 л.д.56); ежемесячно не позднее 27 числа (с 01.03.2012 - не позднее 17 числа) месяца, следующего за отчетным, формировать заявку в территориальный фонд (с реестром к заявке) в порядке и по форме, которые устанавливаются ФФОМС, для получения средств на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи (пункт 20.3 договора в редакции дополнительного соглашения от 12.03.2012); перечислять средства на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи в срок не позднее 2 рабочих дней со дня их получения (пункт 20.4 договора).
В свою очередь Территориальный фонд не позднее 3 рабочих дней после получения указанной в пункте 20.3 договора заявки перечисляет соответствующие средства СМО. Территориальный фонд вправе предоставлять указанные средства в порядке авансирования. Средства, предоставляемые в порядке авансирования, засчитываются при последующем предоставлении средств в соответствии с реестрами счетов, счетами медицинских организаций на дополнительную оплату медицинской помощи (пункт 22.1 договора).
Указанное соответствует пунктам 10-13 Правил финансового обеспечения в 2011 - 2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счёт средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 (далее - Правила финансового обеспечения программ модернизации).
09.11.2012 по результатам проведения внеплановой тематической проверки деятельности ответчика по вопросам законности и результативности использования бюджетных средств на реализацию мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Кировской области по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи за период с 01.01.2012 по 31.10.2012 составлен акт (т.1 л.д.58-69), в котором зафиксированы выявленные истцом нарушения установленных пунктом 20.3 договора сроков предоставления в фонд заявок, а также случаи перечисления средств на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи филиалом медицинским организациям в нарушение пункта 20.4 договора в срок более 2 рабочих дней со дня их получения.
Выявленные нарушения явились основанием для начисления ответчику 303 030,48 руб. пени за несвоевременную оплату (неоплату) медицинским организациям медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, с учетом результатов контроля объемов сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС по пункту 18 приложения N 3 к договору в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент возникновения нарушения, за каждый день сверх установленного срока (расчет - приложение N 26 к акту, т.1 л.д.141).
14.11.2012 в адрес Фонда поступили возражения по акту проверки (т.1 л.д.143-144), в том числе возражения по вопросу начисления пени.
Требованием от 30.11.2012 N 6690/06 (т.1 л.д.148-149) Общество уведомлено о необходимости уплаты 303 030,48 руб. пени за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании, неисполнение которого послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных Фондом требований послужил основанием для принесения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца.
На основании части 8 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенным в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством и условиями этих договоров.
Исковые требования по настоящему делу заявлены истцом на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 28.12.2011 N 2/СМО-2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 6.4 договора от 28.12.2011 СМО несет ответственность перед территориальным фондом за ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 приложения N 3 "Перечень санкций за нарушение договорных обязательств по настоящему договору" (т.1 л.д.50-52) предусмотрены санкции за несвоевременную оплату (неоплату) медицинским организациям медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Как верно установлено судом первой инстанции, основания для применения к Обществу ответственности в виде пени, начисленной по пункту 18 приложения N 3 к договору отсутствуют, поскольку истцом в материалы дела не представлены доказательства несвоевременной оплаты (неоплаты) Обществом оказанной медицинскими учреждениями медицинской помощи по ОМС.
Доводы заявителя жалобы о том, что средства на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи, перечисленные ответчику, по своей сути являются средствами на оплату оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, подлежат отклонению апелляционным судом.
Денежные средства должны расходоваться в соответствии с теми целями, на которые они были выделены.
Закон N 326-ФЗ в части 3 статьи 50 (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) устанавливает, что предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются на следующие цели:
1) укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства и (или) их этапы, обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;
2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
3) внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Таким образом, средства, предназначенные на модернизацию здравоохранения субъектов Российской Федерации и средства на оплату оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию обладают разным целевым назначением, а соответственно, для каждой из этих целей должно выделяться отдельное финансирование.
Разделом V договора от 28.12.2011 обязанность возврата Фонду остатка денежных средств (в том числе и конкретные календарные сроки), перечисленных Обществу в качестве аванса в целях реализации программ модернизации здравоохранения, не предусмотрены, что исключает право истца на применение к ответчику мер ответственности за несвоевременный возврат данных денежных средств Фонду.
Кроме того, пунктом 12 Правил финансового обеспечения программ модернизации прямо предусмотрено, что средства, предоставляемые в виде авансовых платежей, засчитываются при последующем предоставлении средств в соответствии с реестрами счетов и счетами медицинской организации на оплату медицинской помощи, что свидетельствует об отсутствии в том числе и законодательно установленной обязанности СМО по возврату спорных денежных средств Фонду.
Доводы заявителя жалобы фактически повторяют доводы искового заявления, которые были обоснованно отклонены судом первой инстанции, что отражено в судебном акте.
Указанные доводы истца основаны на неверном толковании положений договора и норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению апелляционным судом.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делу, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов в виде государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2015 по делу N А28-7402/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения "Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7402/2015
Истец: ГНФКУ Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: ОАО "РОСНО-МС"