г. Тула |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А54-7492/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.02.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврухиной А.Н., при участии представителя заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046206020365), в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АВТО`КЕЙ" (г. Рязань, ОГРН 1026201080003) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области (г. Рязань), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2015 по делу N А54-7492/2012, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АВТО`КЕЙ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 27.07.2012 N 6263 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением суда от 20.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (далее - учреждение).
Определением суда от 06.11.2014 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-4089/2011.
Определением суда от 10.08.2015 производство по делу возобновлено.
Решением суда от 23.11.2015 решение Инспекции признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять в новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований. Мотивируя позицию, Инспекция указывает, что судом первой инстанции не учтены положения пункта 3 статьи 391 НК РФ, согласно которой налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного пользования). Отмечает, что тот факт, что на момент исчисления земельного налога обществом его кадастровая стоимость на 01.01.2010 соответствовала размерам, отраженным в решении налогового органа, обществом и судом не опровергнута, при этом обстоятельство обращения общества в учреждение и не получения сведений об актуальной кадастровой стоимости земельных участков с 01.01.2010 материалами дела не подтверждено. Полагает, что для рассматриваемого спора преюдициальное значение имеет апелляционное определение Рязанского областного суда от 29.01.2014 по делу N 33-155.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить обжалуемое решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. Уведомило о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.01.2011 обществом в налоговый орган по месту учета был представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, согласно которому сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 442 401 руб.
Исчисленная сумма налога обществом была уплачена полностью и своевременно.
07.02.2012 общество представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год, согласно которой сумма налога к уплате также заявлена 442 401 руб.
При этом налог исчислен, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 62:29:0050003:117 - 29 493 384 руб.
На основании указанной уточненной декларации инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 10.05.2012 N 11488, в котором зафиксировано необоснованное не исчисление обществом земельного налога за 2010 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0050003:117 в размере 150 480 465 руб., установленной постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" (далее - постановление N 324). Данное постановление опубликовано в газете "Рязанские ведомости" за 23.12.2009 (специальные выпуски N 1, N 2 и N 3).
Акт проверки был вручен представителю налогоплательщика под роспись.
По результатам рассмотрения материалов проверки, инспекцией было принято решение от 27.07.2012 N 6263 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налога за 2010 год в сумме 1 105 626 руб., начислены пени по состоянию на 27.07.2012 в сумме 155 564, руб., а также общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 221 125,20 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 20.09.2012 N 2.15-12/100245 жалоба общества на решение инспекции от 27.07.2012 N 6263 оставлена без удовлетворения.
Общество, считая решение от 27.07.2012 N 6263 нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного на-следуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен на-лог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов не-движимости органы исполнительной власти субъектов Российской Феде-рации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии со статьей 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 НК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество с 10.08.1999 владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 62:29:0050003:117, общей площадью 125 56,20 кв. м, расположенным по адресу: г. Рязань, ул. Московское шоссе.
В целях исчисления земельного налога за 2010 год инспекцией применены показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением N 324.
Между тем, правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщика (Определение от 01.03.2011 N 275-О-О).
Судом первой инстанции установлено, что сведения в государственный кадастр о рассчитанной на основании Постановления N 324 кадастровой стоимости спорных земельных участков были внесены кадастровым органом 15.04.2010.
Также из материалов дела следует, что текст Постановления N 324 был опубликован в газете "Рязанские ведомости" от 26.11.2009 N 231 без приложений N N 1-3 к Постановлению, в которых устанавливались кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Рязанской области (приложение N 1), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Рязанской области (приложение N 3).
Тексты приложений N N 1-3 были опубликованы в специальных выпусках "Рязанских ведомостей" от 23.12.2009.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О указал, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Таким образом, в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 НК РФ такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 138-ФЗ, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
В рассматриваемом случае из кадастровых справок учреждения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0050003:117 следует, что соответствующие сведения были внесены в кадастр только 15.04.2010. Данное обстоятельство Инспекцией не оспаривается.
Таким образом, ввиду внесения сведений после 01.01.2010 с учетом положений пункта 2 статьи 5 НК РФ они не могут быть использованы в исчислении земельного налога в 2010 году.
При этом налогоплательщик своевременно и в полном объеме уплатил в бюджет сумму земельного налога за спорный период.
С учетом даты опубликования полного текста постановления N 324, даты внесения сведений в государственный кадастр - 15.04.2010, уплаты налога за 2010 год в большем размере, решение Инспекции правомерно признано недействительным.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции, поскольку материалами дела установлены обстоятельства опубликования и внесения сведений в ГКН позднее 01.01.2010, что свидетельствует о невозможности применения их к налоговому периоду - 2010 год.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2015 по делу N А54-7492/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-7492/2012
Истец: ООО "АВТО КЕЙ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Рязанской области
Третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" Рязанской области