г. Москва |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А40-128234/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Кочешковой М.В., Румянцева П.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2015 по делу N А40-128234/2015, принятое судьей Березовой О.А. (41-1030)
по заявлению: открытого акционерного общества "НПО "Молния"
к ФГБУ "ФКП Росреестра"
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании действий незаконными,
при участии:
от заявителя: |
Разин С.М. по доверенности от 16.04.2015; |
от заинтересованного лица: |
Нерсесян К.Б. по доверенности от 27.03.2014 |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "НПО "Молния" (далее - заявитель, общство) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по г. Москве по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 77:08:0005003:18, 77:08:0005003:29 и 77:08:0005003:30 и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по г. Москве восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 77:08:0005003:18, 77:08:0005003:29 и 77:08:0005003:30..
Решением от 04.12.2015 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав принятый судебный акт тем, что ответчик не представил доказательств законности своих действий.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на тот факт, что сведения о земельных участках уже были переданы ему с отметкой об аннулировании от Департамента земельных ресурсов г. Москвы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Департамент городского имущества города Москвы, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителя организации.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/).
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения префекта Северо-Западного округа от 07.08.1994 N 894-р Москомзем в качестве арендодателя и заявитель в качестве арендатора заключили договор аренды от 17.08.1995 N М-08-002873, по которому арендатору предоставлены в пользование на условиях аренды земельные участки площадью 59 037 кв. м, в том числе земельный участок 1 площадью 22 323 кв. м, участок 2 площадью 15 484 кв. м, участок 3 площадью 6 712 кв. м и участок 4 площадью 14 518 кв. м во вл. 6 по ул. Новопоселковской.
Дополнительным соглашением от 20.03.1998 площадь земельных участков уменьшена до 58 202 кв. м, а в соответствии с дополнительным соглашением от 27.11.2008 предметом аренды являются 3 земельных участка площадью 66 635 кв. м, в том числе земельный участок с кадастровым номером 770805003018 площадью 15 523 кв. м, участок с кадастровым номером 770805003029 площадью 28 552 кв. м и участок с кадастровым номером 770805003030 площадью 22 560 кв. м.
29.04.2015 и 30.04.2015 заявитель обратился в орган кадастрового учета за получением сведений об арендованных им земельных участках, в уведомлениях от 29.04.2015 и от 30.04.2015 орган кадастрового учета уведомил заявителя об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений об указанных земельных участках в связи с аннулированием этих сведений и исключением их из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых сведений из числа перечисленных в ч. 1 ст. 16 сведений об объекте недвижимости.
Основания для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков перечисляются в ст. 24 и 25 названного Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Кроме того, согласно ч. 2.1 ст. 25, введенной в действие Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ, часть земельного участка, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с ч. 9 ст. 47, орган кадастрового учета снимает с учета в случае снятия с учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования.
Часть 4 ст. 24 (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 N 447-ФЗ) предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3.1 ст. 24 случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно ч. 4.1 ст. 24, введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, в отношении которых заключено соглашение о перераспределении или принято решение о перераспределении, исключаются из государственного кадастра недвижимости с момента государственной регистрации прав на образованный или образованные в результате этого перераспределения земельный участок, земельные участки.
Часть 5 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ устанавливает, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 24, введенной Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ, в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, образованном на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка или земельных участков для государственных или муниципальных нужд, эти сведения могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению лица, на основании заявления которого эти сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости, либо по заявлению любого лица на основании решения суда.
Часть 6 ст. 27 названного Федерального закона прямо устанавливает, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Часть 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, документы государственного земельного кадастра, а также технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются федеральной собственностью. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В период до введения в действие Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ внесение в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках предусматривалось Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Так, ст. 7 Федерального закона от 02.01.2000 N 28- ФЗ устанавливала, что государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу этого Федерального закона, является юридически действительным, а органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме.
Часть 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции, в ходе рассмотрения дела дважды откладывал судебное заседание, удовлетворил ходатайство заявителя об истребовании доказательств, обязывал ответчика явиться и представить документальное подтверждение оснований аннулирования сведений о земельном участке.
Ответчик своего представителя в судебные заседания первой инстанции не направил, документальное подтверждение законности своих действий не представил, указания суда первой инстанции не исполнил.
Ответчик к апелляционной жалобе документов, подтверждающих заявленную позицию, также не представил.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.12.2015 по делу N А40-128234/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128234/2015
Истец: ОАО "НПО "Молния", ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "МОЛНИЯ" "АСП АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве", ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Департамент городского имущества, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ