г. Москва |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А40-158299/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Якутова Э.В.,
судей: |
Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "СИГНАЛ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2015 по делу N А40-158299/15, принятое судьей Корогодовым И.В. (139-1304)
по заявлению гаражно-строительный кооператив "СИГНАЛ"
к Правительству Москвы
о признании недействительным распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Беляева А.О. по дов. от 02.11.2015; |
от ответчика: |
Апрелов С.А. по дов. от 17.02.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2015 Гаражно-строительному кооперативу "СИГНАЛ" (далее - ГСК) было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения Правительства Москвы от 13.05.2015 N 249-РП "Об изъятии для государственных нужд земельного участка по адресу: г.Москва, ул.50 лет Октября, г.Солнцев, вл.8, для целей строительства Калининско-Солнцевской линии метрополитена от станции метро "Раменки" до станции метро "Новопеределкино" (западный административный округ города Москвы)".
ГСК не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает данный судебный акт незаконным, необоснованным, принятым при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Просит отменить решение суда, и признать распоряжение Правительства Москвы недействительным и незаконным.
Отзыв на апелляционную жалобу Правительством Москвы не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ГСК "СИГНАЛ" использует земельный участок с кадастровым номером 77:07:0015003:46 общей площадью 5034 кв.м. по адресу: г.Москва, ул. 50 лет Октября, г. Солнцев, вл.8 на основании договора аренды от 25.09.1996 N М-07-006805 со сроком действия до 25.09.2021 для эксплуатации гаража-стоянки на 383 машино-места и 95 металлических гаражей.
Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 N 408-ПП утверждена Государственная программа города Москвы "Развитие транспортной системы на 2012 - 2016 годы и на перспективу до 2020 года".
Постановлением Правительства Москвы от 4 мая 2012 г. N 194-ПП утвержден Перечень объектов перспективного строительства Московского метрополитена на период до 2020 года.
Постановлением Правительства Москвы от 15.10.2014 N 606-ПП утверждена Адресная инвестиционная программа города Москвы на 2014-2017 годы.
Распоряжением Москомархитектуры от 31.10.2014 N 178 утверждены границы зоны планируемого размещения линейного объекта метрополитена - станция "Терешково" Калининско-Солнцевской линии метрополитена от станции метро "Раменки" до станции метро "Рассказовка".
Распоряжением Правительства Москвы от 13.05.2015 N 249-РП принято решение об изъятии для государственных нужд - для целей строительства Калининско-Солнцевской линии метрополитена от станции метро "Раменки" до станции метро "Рассказовка" - у гаражно-строительного кооператива "СИГНАЛ" земельный участок с кадастровым номером 77:07:0015003:46 общей площадью 5034 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, ул. 50 лет Октября, г. Солнцев, вл.8, относящийся к категории земель населенных пунктов, предоставленный на праве аренды (договор аренды земельного участка от 25 сентября 1996 г. N М-07-006805 сроком до 25 сентября 2021 г. для эксплуатации гаража-стоянки на 383 машино-места и 95 металлических гаражей.
Распоряжение было опубликовано на официальном сайте правительства Москвы 14.05.2015, в официальном печатном издании - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 27 19.05.2015.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что распоряжение Правительства Москвы от 13.05.2015 N 249-РП принято уполномоченным государственным органом, соответствует требованиям норм действующего законодательства, определяющим изъятие земельных участков для государственных нужд, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом, суд правомерно указал на то, что в силу п.2 ст.13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-ФЗ).
Изъятие и предоставление компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества происходят в рамках действующего законодательства в соответствии со статьями 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7 - 11 и 28 Закона N 43-ФЗ.
Частью 2 ст. 1 Закона N 43-ФЗ установлено, что положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.
В главе 2 "Особенности резервирования и изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества" указанного Закона детально регламентирован порядок изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 7 Закона N 43-ФЗ, наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд может осуществляться в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
До 31 декабря 2015 года изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения, допускается при отсутствии документов территориального планирования (ч. 2 ст. 7 Закона N 43-ФЗ).
Статьей 8 Закона N 43-ФЗ установлен порядок выявления лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд.
Орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, не менее чем за два месяца до принятия такого решения обязан обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд. Опубликование осуществляется в печатных СМИ, предназначенных для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти г. Москвы, органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предусмотрено размещение данных объектов. Названное сообщение также размещается на официальных сайтах высшего исполнительного органа государственной власти г. Москвы и указанного муниципального образования.
В сообщении, должны быть указаны:
1) цели изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд;
2) границы зоны планируемого размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях которого предполагается изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
3) адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд и подать заявление об учете прав на объекты недвижимого имущества, а также время подачи указанных заявлений.
02.12.2014 в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" (Спецвыпуск N 36) Департаментом городского имущества города Москвы опубликовано сообщение о предстоящем изъятии объектов недвижимого имущества, в том числе: освобождение территории для строительства линейного объекта метрополитена станция "Терешково" Калининско-Солнцевской линии метрополитена от станции метро "Раменки" до станции метро "Рассказовка", а также информация о границах зоны планируемого размещения объекта.
Исходя из этого, суд правильно посчитал, что указанное распоряжение принято в соответствии с положениями земельного и гражданского законодательства об изъятии объектов недвижимого имущества.
Оценивая доводы ГСК о том, что в оспариваемом распоряжении отсутствует информация о порядке компенсации за изымаемое недвижимое имущество, суд обоснованно отметил, что распоряжение Правительство Москвы является решением об изъятии объектов недвижимого имущества, а порядок компенсации за изъятое имущество определяется в соответствующем соглашении.
Порядок и форма предоставления компенсации определены постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 N 77-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 N 77-ПП государственный заказчик в лице Департамента строительства города Москвы обеспечивает проведение оценки изымаемого имущества, а также проводит необходимые мероприятия по заключению соглашений об изъятии недвижимого имущества и выплате компенсации правообладателям.
Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления).
Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.11.2015 по делу N А40-158299/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158299/2015
Истец: Гаражно-строительный кооператив " СИГНАЛ", ГСК Сигнал
Ответчик: Правительство Москвы
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6569/16
26.02.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-466/16
25.02.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-466/16
30.11.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-158299/15