Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2016 г. N Ф07-4026/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
29 февраля 2016 г. |
Дело N А26-8028/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Климовой Л.С.
при участии:
от заявителя: представитель Нуйкина К.П. (доверенность от 31.07.2015)
от заинтересованного лица: представитель Маляренко М.А. (доверенность от 12.01.2016)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31368/2015) ООО "Лесная даль" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2015 по делу N А26-8028/2015 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению ООО "Лесная даль"
заинтересованное лицо: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лесная даль" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации от 10.08.2015 N 01.
Решением от 10.11.2015 Арбитражный суд Республики Карелия отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество подало апелляционную жалобу, в которой, сославшись на нарушение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы общество указало, что суд первой инстанции при принятии решения не дал оценку представленным обществом доказательствам с учетом ранее действовавшего законодательства, включая статью 38 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (Закон от 13.12.1968 N 3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик", статью 106 Земельного кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 01.07.1970 "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР"), статью 14 постановления от 27.04.1981 Госплана СССР N 77, ГКНТ СССР N 106, которые свидетельствуют об отсутствии утвержденной зоны ГПЗ "Костомукшский". Как полагал податель жалобы, охранная зона ГПЗ "Костомукшский" на сегодняшний день законодательно не утверждена, поэтому проведение сплошных рубок лесных насаждений в выделах 6, 11 и 15, указанные в лесной декларации от 10.08.2015 N 01, законодательно не ограничено.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство с доводами жалобы не согласилось, сославшись на пункт 3 постановления Совета Министров РСФСР от 30.09.1981 N365, который установил охранную зону заповедника определенной площадью и в определенных границах, просило решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, представитель Министерства против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из представленных в дело доказательств, общество с ограниченной ответственностью "Лесная даль" представило в государственное казенное учреждение "Костомукшское центральное лесничество" Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия лесную декларацию от 10.08.2015 N 1 об использовании в период с 20.08.2015 по 19.08.2016 лесов для заготовки древесины в 146 квартале Ладвозерского участкового лесничества Костомукшского лесничества (л.д. 31 - 33).
Письмом от 14.08.2015 N 1126 Министерство отказало обществу в приеме лесной декларации в связи с тем, что квартал 146 Ладвозерского участкового лесничества Костомукшского лесничества включен в охранную зону заповедника "Костомукшский"(л.д.34).
Суд первой инстанции счел, что отказ министерства в приеме лесной декларации является законным.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оговорено право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право организации и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу предъявляемых частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует исходить из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) соответствующего органа и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Костомукшский" основан 14 декабря 1983 года. На день создания заповедника правоотношения по созданию заповедников регламентировались Законом РСФСР "Об охране природы в РСФСР" и постановлением Совета Министров РСФСР от 05.06.1962 N 769 "Об утверждении Положения о государственных заповедниках РСФСР".
В соответствии с абзацем 6 статьи 9 Закона РСФСР от 27.10.1960 "Об охране природы в РСФСР" объявление территорий государственными заповедниками и заказниками, а также охраняемыми урочищами и памятниками природы с режимом государственных заповедников производится в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.06.1962 N 769 утверждено Положение о государственных заповедниках РСФСР, находящихся в ведении Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР. Пунктом 3 постановления Совета Министров Карельской АССР от 30.09.1981 N 365 "Об организации комплексного государственного заповедника "Костомукшский" Карельской АССР" установлена охранная зона вновь создаваемого заповедника "Костомукшский", в которую вошел квартал 107а Лувозерского лесничества Костомукшского лесхоза (по материалам действующего в настоящее время лесоустройства являющийся кварталом 146 Ладвозерского участкового лесничества Костомукшского лесничества).
Государственный природный заповедник "Костомукшский" создан Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.12.1983 N 557 и включен в состав российско-финляндского заповедника "Дружба" в соответствии с межправительственным советско-финляндским Соглашением о заповеднике "Дружба" и на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 18.09.1991 N1036-р площадью 47569 гектаров на территории Костомукшского Горсовета Республики Карелия (Положение о федеральном государственном учреждении Государственный природный заповедник Костомукшский (российская часть российско-финляндского заповедника "Дружба" от 11.03.2001) (в ред. приказа МПР РФ от 17.03.2005 N 66, приказов Минприроды РФ от 27.02.2009 N 48, от 26.03.2009 N71)).
Из представленных Министерством копий: планшета N 10 лесоустройства 1968 года, планшета N 16 лесоустройства 1981 года, планшета N 26 лесоустройства 2002 года следует, что квартал 107а Лувозерского лесничества по лесоустройству 1968 года соответствует кварталу 146 Ладвозерского лесничества по лесоустройству 2002 года.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N33-ФЗ) установлено, что отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 2 указанного Закона государственные природные заповедники отнесены к особо охраняемым природным территориям.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 33-ФЗ в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Судом установлено, что в соответствии с действующим законодательством в 1981 году организован комплексный государственный заповедник "Костомукшский", вдоль его северной, восточной, южной и западной границ установлена охранная зона. На основании представленных в материалы дела документов суд пришел к выводу о том, что квартал 107а Лувозерского лесничества по лесоустройству 1968 года соответствует кварталу 146 Ладвозерского лесничества по лесоустройству 2002 года и входит в охранную зону государственного природного заповедника "Костомукшский".
Частями 1 и 2 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 4 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии с частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Частью 5.1 этой же статьи установлено, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из приведенного законодательства следует, что выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
Кроме того, указанный в апелляционной жалобе Закон СССР от 13.12.1968 N3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик" утратил силу в связи с изданием Постановления Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 28.02.1990 N1252-1; Закон РСФСР от 01.07.1970 (ред. от 05.01.1988) "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР" (вместе с "Земельным кодексом РСФСР") утратил силу в связи с принятием Постановления Верховного Совета РСФСР от 25.04.1991 N1103/1-1, за исключением статьи 10, которая утратила силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N1738-1 "О плате за землю", введенного в действие с 1 января 1991 года Постановлением Верховного Совета РСФСР от 11.10.1991 N1739-1.
В силу изложенного следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие утвержденной охранной зоны Костомукшского заповедника в соответствии с требованиями действующего в настоящее время законодательства, в том числе с учетом "Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 N 138, не лишает юридической силы ранее принятые в установленном законом порядке акты об утверждении охранной зоны Костомукшского заповедника.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10 ноября 2015 года по делу N А26-8028/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Лесная даль" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8028/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2016 г. N Ф07-4026/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЛЕСНАЯ ДАЛЬ"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия