г. Москва |
|
01 марта 2016 г. |
Дело N А40-79677/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Н.И. Левченко, О.Н. Лаптевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.А. Фокиным,
рассматривая в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги" (Филиал Приволожская железная дорога)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 ноября 2015 года по делу N А40-79677/15, принятое судьёй Белицкой С.В.
по иску ЗАО "Трубная Грузовая Компания"
к ОАО "Российские железные дороги"; ОАО "Российские железные дороги" (Филиал Приволожская железная дорога)
о взыскании 898.310 руб. 61 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Наумова Н.В. (доверенность от 11.01.2016)
от ответчиков: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Трубная Грузовая Компания" обратилось в Арбитражный суда г. Москвы с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 898.310 руб. 61 коп. пени за просрочку доставки вагонов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 ноября 2015 года по делу N А40-79677/15, взыскано с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Акционерного общества "Трубная грузовая компания" 793.426 руб. 27 коп. пени, 18.863 руб. 53 коп. расходы по госпошлине. В остальной части иска отказано.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу в которой просит Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2015 г. по делу А40-79677/15 отменить. В удовлетворении исковых требований ЗАО "Трубная Грузовая Компания" о взыскании с перевозчика суммы пени в размере в части начисленной суммы 708444,90 руб. - отказать
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. Срок доставки по указанным накладным был увеличен на все время задержки на основании п. 6.6 "Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 27 (далее - Правил N 27), что подтверждается прилагаемыми к отзыву актами общей формы, составленными на станциях задержки и станции назначения.
Сумма требований по транспортным железнодорожным накладным ЭК498825, ЭК392966 не подлежит удовлетворению, поскольку вагоны, следовавшие по указанным перевозочным документам, были отцеплены в пути следования для устранения технической неисправности, возникшей не по вине перевозчика, срок доставки был увеличен на все время задержки на основании п. 6.3 Правил N 27, что подтверждается комплектом прилагаемой первичной документацией.
Истец возражал на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2015 года по делу N А40-79677/15 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в апреле, мае 2014 г. г. ОАО "РЖД" приняты к перевозке вагоны, доставленные на станцию назначения с нарушением сроков, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27.
Данное обстоятельство подтверждается соответствующими отметками, проставленными перевозчиком в прилагаемых к настоящему исковому заявлению копиях железнодорожных транспортных накладных.
На основании ст.ст.97, 33 Устава железнодорожного транспорта РФ истцом за просрочку доставки груза начислены пени в размере 898.310 руб. 61 коп.
Просрочка доставки грузов со стороны ОАО "РЖД" допущена с 27.04.2014 по 16.05.2015 г. На основании ст.191 ГК РФ течение срока исковой давности по спорным накладным началось с 28.04.2014 г. Исковое заявление подано в арбитражный суд г. Москвы 28 апреля 2015 г. (штамп канцелярии Арбитражного суда г. Москвы), т.е. в последний день срока.
Одновременно судом принимаются во внимание доводы ответчика о применении ст.333 ГК РФ.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, просрочка в доставке порожних вагонов является незначительной.
Исходя из смысла и основных положений гражданского законодательства, назначения института ответственности за нарушение обязательств, неустойка является восстановлением имущественной сферы потерпевшего, а не его неосновательным обогащением за счет нарушителя.
При таких обстоятельствах, размер пени является несоразмерным последствиям нарушения обязательства, в связи с чем подлежит уменьшению в порядке ст.333 ГК РФ до 793.426 руб. 27 коп.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Довод ответчика по спорным отправкам N ЭК857594, ЭК396320, ЭК857002, ЭЛ666502, ЭК396159, ЭК744455, ЭК395238, ЭК397193, ЭК954979, ЭК981254, ЭК434285, ЭК434337, ЭК398170, ЭК398363, ЭК398523, ЭК396700, ЭК345197, ЭК345380, ЭК345804, ЭК345858, ЭК345907, ЭК346052, ЭК346281, ЭК346398, ЭК349137, ЭК349185, ЭК349235, ЭК349290, ЭК349401, ЭК344982, ЭК336943, ЭК337096, ЭК337461, ЭК398393 о применении положений п.6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России 18.06.2003 N27, не признан судом обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п.6.6 Правил исчисления сроков доставки сроки доставки увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Вместе с тем, акты общей формы не содержат надлежащих доказательств вины грузополучателя (не подписаны грузополучателями) и отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения.
При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта.
В соответствии с ч.2 ст.784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно п.2 ст.785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" определено, что груз это объект железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке.
Согласно ст.33 УЖТ РФ предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей.
В соответствии со ст.792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
Исходя из указанной нормы, перевозчик обязан доставить вагоны в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии со ст.793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст.400 ГК РФ, ст.133 УЖТ РФ ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограничений ответственности в пределах, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта, а в случаях им установленных -соглашением сторон.
Согласно сведений, содержащихся в ж.д.накладных, доставка вагонов на станцию назначения осуществлена с нарушением сроков доставки.
В соответствии с абз. 6 ст.33 УЖТ РФ за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно ст.97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со ст.33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В силу пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, при этом следует учитывать, что сроки доставки грузов увеличиваются также в случаях задержки доставки груза по причинам, названным в пункте 6 Правил.
Довод заявителя жалобы по п.6.6. Правил отклоняется судебной коллегией, так как в нарушении положений ст.65 АПК РФ нет ссылок на конкретные акты общей формы, подлежащие проверке, ни в апелляционной жалобе заявителя ни в отзыве, представленном в суд первой инстанции.
В связи с чем, заявленная в апелляционной жалобе причина, исходя из фактических обстоятельств дела не подтверждена надлежащими доказательствами.
Утверждение ответчика о том, что отцепка вагонов в пути следования для ремонта по ж.д. накладным ЭК 498825, ЭК 392966 вызвана причинами за которые перевозчик не отвечает так же не подкреплено доказательствами, подтверждающими, что неисправности вагонов возникли не по вине перевозчика.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
С учетом того, что иных доводов, подлежащих оценке, апелляционная жалоба не содержит, решение отмене не подлежит.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина, которая в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 ноября 2015 года по делу N А40-79677/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79677/2015
Истец: ЗАО "Трубная Грузовая Компания"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" ( Филиал Приволожская железная дорога)