г. Тула |
|
29 февраля 2016 г. |
Дело N А62-5583/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.02.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствии истца - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1126732044449, ИНН 6732044448), ответчиков: общества с ограниченной ответственностью "Саутгрупп" (г. Смоленск, ОГРН 1122367003021, ИНН 2317063564), Мазова Александра Николаевича и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытого акционерного общества "Ростовский лакокрасочный завод" (г. Ростов-на-Дону, ОГРН 1126165002952, ИНН 6165174578), общества с ограниченной ответственностью "Мурексин" (Московская область, г. Дубна, ОГРН 1025001418804, ИНН 5010026159), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурексин" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.11.2015 по делу N А62-5583/2015, установил следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Смоленской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области к обществу с ограниченной ответственностью "Саутгрупп" (далее - общество), Мазову Александру Николаевичу с заявлением о ликвидации общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество "Ростовский лакокрасочный завод" (далее - завод), общество с ограниченной ответственностью "Мурексин" (далее - ООО "Мурексин").
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.09.2015 заявленные требования удовлетворены. Общество ликвидировано. Обязанности ликвидатора возложены на Мазова А.Н., который в течение шести месяцев с даты вступления в силу решения суда обязан представить ликвидационный баланс.
Судебный акт мотивирован тем, что нарушение обществом требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подтверждается материалами дела.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Мурексин" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что в случае ликвидации общества будут нарушены права его кредиторов, к которым относится и ООО "Мурексин". Полагает, что кредиторы будут лишены возможности получить с общества причитающихся им денежные суммы.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенное о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в ЕГРЮЛ 21.06.2012, его единственным участником и руководителем является Мазов Александр Николаевич.
В регистрирующий орган из инспекции ФНС России по г. Смоленску поступили материалы проверки в отношении общества (письмо от 19.06.2015 г. N 12-04/018599), в ходе которой установлено, что организация по указанному в ЕГРЮЛ месту нахождения не располагается.
Факт отсутствия общества по месту нахождения подтверждается актом от 18.06.2015 N 18/02 обследования помещения на предмет достоверности заявленного адреса (места нахождения) юридического лица.
Инспекцией направлены письма в адрес общества (письмо от 29.06.2015 N 04-06/09633) и его единственного участника и руководителя Мазова Александра Николаевича (письмо от 29.06.2015 N 04-06/09634) об устранении выявленных нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и внесении в срок до 30.07.2015 изменений в учредительные документы общества с указанием фактического местонахождения исполнительного органа общества.
Отправка данной корреспонденции подтверждается квитанцией почтовых отправлений. Согласно информации, размещенной на официальном интернет-сайте ФГУП "Почта России", заказная корреспонденция направленная в адрес общества возвращена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.
До настоящего времени изменения в адрес места нахождения общества не внесены, ответов и информации касательно обстоятельств отсутствия по адресу регистрации в регистрирующий орган не поступало.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения регистрирующего органа в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая требования регистрирующего органа по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Пунктом 23 постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Кодексом.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Согласно статье 57 Федерального закона Российской Федерации от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований названного Федерального закона и устава общества, а также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Действующим законодательством предусматривается, что юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке в случае, если при его создании были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (подпункты 1 и 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, при наличии информации о том, что отраженный в ЕГРЮЛ адрес юридического лица недействительный, регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу и его участникам уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.
В пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в третьем и четвертом абзаце пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.
В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, допущенном при осуществлении своей деятельности.
Из материалов дела следует, что общество по заявленному в ЕГРЮЛ адресу не находится. Каких-либо признаков осуществления обществом предпринимательской деятельности по данному адресу не установлено. Объективной возможности связаться с обществом или его единственным учредителем и единоличным исполнительным органом не имеется.
Налоговый орган предлагал обществу и его учредителю и директору представить достоверную информацию об адресе места нахождения общества.
Однако, общество и его учредитель никаких мер не приняли, адрес фактического места нахождения изменен и внесен в ЕГРЮЛ не был. Таким образом, до настоящего времени обществом допущенные нарушения не устранены.
Направленная в адрес общества и его учредителя судебная корреспонденция также не доставлена адресатам и возвращена в суд с отметками почты "истечение срока хранения" и "отсутствие адресата".
Данные обстоятельства участвующими в деле лицами по существу не оспариваются.
Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица нарушает требования закона, права и законные интересы неопределенного круга лиц в получении достоверной информации о юридическом лице и препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля, создает негативные последствия для налоговых правоотношений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица решением суда о ликвидации юридического лица могут быть возложены на его учредителя (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.
В этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления в арбитражный суд вышеуказанными лицами утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Эти сроки в соответствии со статьей 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при необходимости арбитражным судом могут быть продлены (пункт 7 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации").
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Факт наличия оснований для ликвидации общества заявителем жалобы не оспаривается.
Ссылки заявителя жалобы на нарушение решением о ликвидации общества прав его кредиторов, невозможность получения причитающихся им денежных сумм отклоняются, как неподтвержденные какими-либо доказательствами. Реальность получения кредиторами от общества взысканных в их пользу денежных средств при отсутствии у общества статуса ликвидируемого юридического лица не подтверждена.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу пунктов 3, 4 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 3 статьи 63 ГК РФ в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, прекращение ликвидации, осуществляемой по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, допускается законодателем в процессе самой ликвидации, при выявлении вышеназванных обстоятельств.
Решение суда о ликвидации юридического лица по смыслу положений статей 61,62 ГК РФ является только началом процесса ликвидации.
В связи с изложенным оснований для вывода нарушении прав и законных интересов третьих лиц - кредиторов общества не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.11.2015 по делу N А62-5583/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5583/2015
Истец: Межрайонная ИФНС России N5 по Смоленской области, МИ ФНС России N 5 по Смоленской области
Ответчик: Мазов Александр Николаевич, Мазову Александру Николаевичу, ООО "САУТГРУПП"
Третье лицо: ЗАО "Ростовский лакокрасочный завод", ООО "МУрексин"