г. Москва |
|
29 февраля 2016 г. |
Дело N А40-113932/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.02.2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я., судей Веклича Б.С., Барановской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-113962/15 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции по иску Управления по муниципальному имуществу и земельным отношения администрации муниципального образования Славянский район (ОГРН 1022304653260) к ОАО "МТС" (ОГРН 1027700149124) о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Захарова Е.Е. по доверенности от 14.10.2014 г.;
Иск заявлен о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка N 4815006747 от 25.04.2014 г. в размере 28 049 руб. 46 коп. и пени в размере 3 040 руб. 46 коп. (с учетом увеличения размера исковых требований, принятого определением от 17.09.2015).
Решением суда от 15.10.2015 г. в удовлетворении исковых требований отказано. С решением суда первой инстанции не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит решения суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 года Девятый арбитражный апелляционный суд, в связи с допущенным судом первой инстанции процессуальном нарушении перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
При новом рассмотрении в судебном заседании истец не участвовал, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддержал. Дело рассмотрено без его участия на основании п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Ответчик против удовлетворения иска возражал.
Заслушав представителя ответчика и рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В силу ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", по договору аренды имеет место встречное исполнение обязательств: обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - во внесении платежей за пользование этим имуществом.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются, соответственно Постановлением Правительства Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка может также применяться для определения арендной платы земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из материала дела, 25.04.2014 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 4815006747. Актом приема-передачи земельный участок передан в аренду. Договор заключен на срок до 26.11.2014 и вступает в силу с даты его государственной регистрации (п. 2.1).
Разделом 3 договора установлены размер и условия внесения арендной платы.
Пунктом 2.2 договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы может изменяться с учетом изменения базового размера арендной платы и повышающих (понижающих) коэффициентов, установленных нормативными актами органов местного самоуправления.
При этом договором установлено, что если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 13 "о внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (п. 3 ст. 65 ЗК РФ, ст. 73 Лесного кодекса РФ) вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно п. 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено иное, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному
до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором представлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
При исчислении размера арендной платы за земельный участок по договору аренды от 25.04.2014 года стороны обязаны руководствоваться Федеральным Законом Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 1 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а так же порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли находящиеся в собственности РФ", Законом Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N532-К3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 мая..2()02 года N529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края". постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 января 2011 года N50 "О правилах определения размера арендной платы, а так же порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края", решением сессии Совета муниципального образования Славянский район Краснодарского края, тридцатая сессия Совета муниципального образования Славянский район от 26 сентября 2012 года N11.
Пунктом 7 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015) разъяснено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее - постановление Правительства РФ N 582) утверждены:
- Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила определения размера арендной платы).
В соответствии с п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, а также в силу действующих до 1 марта 2015 г. положений п. 3 ст. 65 ЗК РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, утвержденные постановлением Правительства РФ N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, постановление Правительства N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Следует также иметь в виду, что Законом о введении в действие ЗК РФ установлен определенный уровень размера арендной платы за пользование:
1) земельными участками, право аренды которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (п. 2 ст. 3);
2) земельными участками, предоставленными членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в аренду в соответствии с п. 2.7 ст. 3;
3) земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и предоставленными для жилищного строительства в соответствии с п. 15 ст. 3.
Поскольку содержащиеся в Законе о введение в действие ЗК РФ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Истцом ответчику предъявлена претензия, указывающая на то, что при заключении договора аренды работниками истца была допущена техническая ошибка при расчете арендной платы.
В связи с чем, ответчик необоснованно отказался от доплаты разницы арендной платы по регулируемой цене, установленной муниципальным образованием в период пользования земельным участком.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части.
Требования истца о взыскании договорной неустойки, по мнению судебной коллегии, удовлетворении не подлежат, поскольку ответственность арендатора согласно п. 5.1 и 5.2 наступает при виновном нарушении им предусмотренных договором обязательств.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, п.2 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "15" октября 2015 г. по делу N А40-113962/15 отменить.
Взыскать с ОАО "МТС" (ОГРН 1027700149124) в пользу Управления по муниципальному имуществу и земельным отношения администрации муниципального образования Славянский район (ОГРН 1022304653260) 28 049 руб. 46 коп. долга по арендной плате и в доход федерального бюджета 1804 руб.98 коп. госпошлины по иску.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113962/2015
Истец: Управление по миниципальному имуществу и земельным отношения администрации мо Славянский район, Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район г. Славянск-на-Кубани
Ответчик: ОАО "МТС", ООО "МТС"
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7406/16
01.03.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56125/15
29.02.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56125/15
21.10.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-113962/15