г. Самара |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А65-23178/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Балашевой В.Т. Кузнецова С.А.,
при ведении протокола Матвеевой М.Н.,
от истца - представитель Алексеев Р.В. (доверенность от 17.09.2015),
от ответчика - представитель Гайфулов А.И. (доверенность от 09.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2016 года в зале N 3 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Татавтодор" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2015 года
по делу N А65-23178/2015 (судья Камалиев Р.А.),
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН1037739877295, ИНН 7708503727), г. Москва,
к открытому акционерному обществу "Татавтодор" (ОГРН 1081690007068, ИНН 1660110241), г. Казань,
о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец), обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к открытое акционерное общество "Татавтодор" (далее - ответчик), о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 656 760 руб. 51 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2015 года по делу N А65-23178/2015 законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (перевозчиком), и ответчиком (владельцем), заключен договор N 4/56 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Татавтодор" Апастовский филиал при станции Каратун Горьковской железной дороги, по условиям которого по уведомлениям осуществляется подача, расстановка на места выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего на продолжении пути общего пользования N 5 станции Каратун, локомотивом перевозчика.
Уведомление передается работником станции Каратун круглосуточно по телефону 8(84376)-21-296 не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.
Владелец обязан назначить своих представителей ответственных за прием уведомлений и письменно сообщить перевозчику их фамилии и номера телефонов.
Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 23 вагонов 1200 тонн.
Прибытие вагонов под выгрузку маршрутами или группами в количестве, превышающем вместимость мест выгрузки, допускается только по согласованию с перевозчиком.
В дополнительных условиях предусмотрено, что владелец обеспечивает ритмичную погрузку и выгрузку вагонов круглосуточно, в том числе в субботние, воскресные и праздничные дни.
В параграфе 20.4 договора стороны установили, что за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" на железнодорожных путях общего пользования, в том числе брошенных поездах, по причинам независящим от перевозчика, владельцем вносится плата в размере, устанавливаемом в соответствии с п.12 таблицы 9 Тарифного руководства N 2.
Настоящий договор заключен сроком на 5 лет с 28 апреля 2014 г. по 27 апреля 2019 г. включительно.
В ноябре - декабре 2014 г. в адрес ответчика прибывали вагоны с грузом щебень. По причине занятости мест выгрузки ранее прибывшими вагонами, следовавшие в адрес ОАО "Татавтодор" поезда N 3801,3602,3707 были отставлены от движения на промежуточных станциях общего пользования Куланга, Бурундуки, Зеленый Дол и простаивали в виду невозможности приема станцией назначения.
Пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом, утв. Приказом МПС России 18.06.03 N 45 предусмотрено, что для удостоверения обстоятельств, в том числе при задержке вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, составляется акт общей формы. В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (пункт 3.4).
Случаи задержки вагонов были оформлены актами общей формы.
За время нахождения подвижного состава на станционных путях станции Кулага с 25.11.2014 г.с 15 час. 55 мин. до 2.12.2014 г. 14 часов 37 мин, рассчитана плата в размере 231 411 руб. с НДС.
За время нахождения подвижного состава на станционных путях станции Бурундуки с 28.11.2014 г с 08 час. 18 мин. до 8.12.2014 г. 14 часов 04 мин, рассчитана плата в размере 328 660 руб. 68 коп. с НДС.
За время нахождения подвижного состава на станционных путях станции Зеленый Дол с 28.11.2014 г с 14 час. 49 мин. до 6.12.2014 г. 15 часов 01 мин, рассчитана плата в размере 96688 руб. 26 коп. с НДС.
В актах общей формы отражено, что задержка вагонов вызвана причинами зависящими от грузополучателя ОАО "Татавтодор".
Время нахождения вагонов на путях общего пользования подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов подписанными представителем ответчика.
Истец направил в адрес ответчика претензии N 72/РНЮ-4 от 26.02.2015 г. N 132/РНЮ-4 от 31.03.2015 г. N 224/РНЮ-4 от 21.05.2015 г, в которых предлагал оплатить задолженность в добровольном порядке.
Оставление претензий без ответа и удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам (не ОАО "РЖД"), устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров. Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчета платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.
Установление такой платы как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на станционных путях предусмотрена договором, следовательно, истцом правомерно может быть начислена плата и списана перевозчиком при наличии оснований для ее начисления.
Согласно абз. 2 п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Как усматривается из материалов дела, взыскание платы время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования предусмотрено п. параграфе 20.4 договора.
При этом стороны согласовали плату за пользование вагонами в соответствии с п.12 таблицы 9 Тарифного руководства N 2.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Однако плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, может взиматься при достижении сторонами соответствующего соглашения.
С учетом заявленного предмета иска подлежат установлению следующие обстоятельства: оставление вагонов на промежуточной станции вызвано невозможностью принятия вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей; "бросание" подвижного состава повлекло нарушение сроков доставки.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р об утверждении Методических рекомендаций по оформлению задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, к таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил N 26 предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 названных Правил факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "Подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Судом установлено, что представленные акты общей формы, подтверждают задержку вагонов на промежуточных станциях в связи невыполнением ответчиком технологических норм выгрузки вагонов и прибытия в адрес ответчика большего количества вагонов, что привело к занятости путей общего пользования и как следствие задержки в пути следования прибывших в его адрес вагонов.
Факт прибытия спорных вагонов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей.
Таким образом, законом установлено два условия, соблюдение которых необходимо для начисления платы: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки. Невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком.
Исследовав представленные в материалы дела акты общей формы, суд приходит к выводу о наличии у ОАО "РЖД" оснований, для взимания с ответчика платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования станций, по причине, зависящей от грузополучателя.
Доказательств, подтверждающих наличие оснований для освобождения ответчика от обязанности по внесению платы за время нахождения вагонов на промежуточных станциях, в материалы дела не предоставлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2015 года по делу N А65-23178/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23178/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги", г. Москва
Ответчик: ОАО "Татавтодор", ОАО "Татавтодор", г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8433/16
01.03.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-257/16
26.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-257/16
03.12.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-23178/15