г. Красноярск |
|
02 марта 2016 г. |
Дело N А74-7427/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" марта 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии, находясь в Арбитражном суде Республики Хакасия:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Терминал"): Патачакова А.А., представителя по доверенности 17.08.2015 N 592;
от ответчика (администрации города Абакана): Поздняковой С.О., представителя по доверенности от 29.12.2015 N 4009;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Абакана
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "14" декабря 2015 года по делу N А74-7427/2015, принятое судьей Тропиной С.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВСК-Терминал" (ИНН 1901060134, ОГРН 1031900528417, Республика Хакасия, г.Абакан; далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к администрации города Абакана (ИНН 1901020300, ОГРН 1021900521224, Республика Хакасия, г.Абакан; далее - ответчик, администрация) о признании незаконным постановления от 01.06.2015 N 1165 "Об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98 общей площадью 19650 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул.Советская, 209Н".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "14" декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены: признано незаконным постановление администрации города Абакана от 01.06.2015 N 1165 "Об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98 общей площадью 19650 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул.Советская, 209Н".
Суд обязал администрацию города Абакана совершить действия, направленные на восстановление положения общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Терминал", существовавшего до издания постановления от 01.06.2015 N 1165, путём обращения в орган кадастрового учёта для внесения в государственный кадастр недвижимости ранее существовавших сведений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98.
С администрации города Абакана в пользу ООО "ВСК-Терминал" взыскано 3000 рублей расходов по уплаченной государственной пошлине.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы администрация ссылается на следующие обстоятельства:
- оспариваемым постановлением администрация для спорного земельного участка установила вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, руководствуясь сведениями, полученными в результате обследования рассматриваемого земельного участка (акт от 25.05.2015 N 319-В), Правилами землепользования и застройки города Абакана (градостроительные регламенты, графические материалы), утвержденными решением Абаканского городского Совета депутатов от 10.11.2009 N183;
- установленное разрешенное использование земельного участка (для эксплуатации объектов автосервиса (авторемонтного предприятия) с магазинами розничной торговли) соответствует Правилам землепользования и застройки города Абакана, согласно утвержденной территориальной зоне (П-3);
- органами государственной власти и органами местного самоуправления, которым принадлежат земельные участки, с учетом положений части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не выбираются, а утверждаются, что подтверждается письмом Росреестра от 20.03.2014 N 14-исх/03151-ГЕ/14 и письмом Минэкономразвития России от 26.05.2009 NД23-1570; документом, подтверждающим утверждение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209Н, является постановление Администрации города Абакана от 01.06.2015 N 1165 "Об установлении разрешенного использования земельного участка";
- при утвержденном виде разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и при фактическом использовании земельного участка под размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ООО "ВСК-Терминал" приобретает денежные средства, которые составляют неосновательное обогащение;
- администрация действовала в рамках предоставления муниципальной услуги "Предоставление юридическим и физическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду, собственность земельных участков"; в целях согласования существенных условий договора купли-продажи, вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209Н, приведен в соответствии с его фактическим использованием; использование рассматриваемого земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления.
Заявитель письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представил.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы не признал, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с применением системы видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании разделительного баланса от 01.07.2003 за обществом с ограниченной ответственностью "ВСК-Терминал" 18.02.2013 зарегистрировано право собственности на помещение N 1Н общей площадью 15830,8 кв.м и на помещение N 2Н общей площадью 629,9 кв.м, расположенные по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209Н (свидетельства серии 19АА NN 506485, 506484).
ООО "ВСК-Терминал" 21.09.2004 обратилось в администрацию города Абакана с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельных участков, расположенных по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209.
На основании постановления мэра города Абакана от 04.10.2004 N 1712 по договору от 04.10.2004 N АЮ08132 ООО "ВСК-Терминал" предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 19650 кв.м, с кадастровым номером 19:01:160107:98, по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209Н, категория земель "земли поселений", для эксплуатации и обслуживания цеха капитального ремонта и цеха металлоконструкций (литер ВВ1) на срок до 04.09.2005.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 01.12.2014 земельный участок с кадастровым номером 19:01:160107:98, площадью 19650, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209Н, категория земель "земли населённых пунктов", разрешённое использование "для эксплуатации и обслуживания цеха капитального ремонта, цеха металлоконструкций (Литер ВВ1), поставлен на государственный кадастровый учёт 06.12.2004, кадастровая стоимость земельного участка составляет 7 244 955 рублей.
28.03.2005 общество обратилось в администрацию города Абакана с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98 общей площадью 19650 кв.м, по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209Н, для эксплуатации и обслуживания цеха капитального ремонта и цеха металлоконструкций (литер ВВ1).
На основании постановления мэра города Абакана от 05.04.2005 N 570 по договору от 05.04.2005 N АЮ09049 указанный земельный участок предоставлен в аренду обществу для эксплуатации и обслуживания цеха капитального ремонта и цеха металлоконструкций (литер ВВ1) на срок до 29.03.2010.
Между ООО "ВСК-Терминал" (арендодатель), ООО "ВСК-Меркурий" (арендатор) и ООО "Шинтоп Обь" (субарендатор) 17.04.2013 заключён предварительный договор, по условиям которого арендатор и субарендатор приняли на себя обязательство не позднее 31.08.2013 заключить основной договор субаренды помещения общей площадью 834 кв.м, находящегося в здании по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209Н, помещение Н1, кадастровый номер 19:01:160107:429.
Между ООО "ВСК-Меркурий" (арендатор) и ООО "Шинтоп Обь" (субарендатор) 17.04.2013 заключён договор субаренды N 17ю-04/13, по условиям которого арендатор передал в субаренду субарендатору часть нежилого помещения общей площадью 834 кв.м, находящегося в помещении по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209Н, помещение Н1, кадастровый номер 19:01:160107:429.
Соглашением от 28.04.2015 договор субаренды от 17.04.2013 N 17ю-04/13 и предварительный договор от 17.04.2013 расторгнуты.
Соглашением от 30.04.2015 расторгнут договор аренды от 15.03.2014 N ЮА90-03/14 нежилого помещения площадью 834 кв.м, находящегося в помещении по адресу: г.Абакан, ул. Советская, 209Н, заключённый между ООО "ВСК-Терминал" (арендодатель) и ООО "ВСК-Юпитер" (арендатор).
ООО "ВСК-Терминал" 08.05.2015 обратилось в администрацию города Абакана с заявлением о предоставлении в собственность путём выкупа без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209Н.
Специалистами департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана проведено обследование спорного земельного участка, по результатам которого составлен акт от 25.05.2015 N 319-В, в котором указано, что земельный участок используется под магазин розничной торговли и сервис.
Главой города Абакана 01.06.2015 принято постановление N 1165 об установлении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98, расположенного в территориальной зоне "П-3 Зона производственных предприятий IV класса опасности", - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 17.07.2015 разрешённое использование земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98 "для эксплуатации объектов автосервиса (авторемонтного предприятия) с магазинами розничной торговли", кадастровая стоимость земельного участка составляет 101 180 601 рубль.
Администрацией города Абакана составлен проект договора купли-продажи земельного участка от 05.06.2015 N 4105, в котором цена выкупа земельного участка указана в размере 2 529 515 рублей 03 копейки.
ООО "ВСК-Терминал" 30.06.2015 направило в администрацию города Абакана подписанный с протоколом разногласий договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98. Согласно протоколу разногласий цена выкупа земельного участка в редакции ООО "ВСК-Терминал" указана в размере 181 123 рубля 87 копеек.
Письмом от 23.07.2015 N 6329 администрация города Абакана отклонила протокол разногласий.
Полагая, что оспариваемое постановление принято с нарушением требований пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя на выкуп земельного участка, ООО "ВСК-Терминал" обратилось в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Предметом спора в настоящем деле является постановление администрации города Абакана от 01.06.2015 N 1165 "Об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98 общей площадью 19650 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул.Советская, 209Н".
Принимая оспариваемое постановление, администрация руководствовалась сведениями, полученными в результате обследования указанного земельного участка, о фактическом, по мнению ответчика, использовании помещений, расположенных на обследуемом земельном участке (под магазин розничной торговли и сервис), что не соответствует установленному разрешенному использованию земельного участка (для эксплуатации и обслуживания цеха капитального ремонта, цеха металлоконструкций).
Арбитражный суд Республики Хакасия, удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным оспариваемое постановление, пришел к выводу о том, что в связи с наличием договорных отношений с собственником земли, изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора; воля арендатора, как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не выражена; у администрации, как у арендодателя, отсутствовало право в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что администрацией не представлены доказательства того, что имелись основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с несоответствием фактического вида его использования арендатором виду разрешенного использования, указанному в договоре аренды. Судом не принят в отсутствие иных доказательств акт от 25.05.2015 N 319-В, составленный специалистами департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы администрации на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков на использование земельных участков. Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка осуществляет права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) собственники земельных участков и лица, не являющиеся их собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Законодатель с 1 января 2015 года исключил из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации слова "и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием" (Федеральный закон от 21.07.2014 N 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Вместе с тем, закрепляя обязанности пользователей земельного участка, данная норма направлена на охрану земель как компонента природной среды и предупреждение нарушений использования земельных участков, следствием которых может быть снижение плодородия почв, загрязнение земель, иное нерациональное использование земель, приводящее к их деградации.
В соответствии с положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1).
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3).
Таким образом, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Как следует их материалов дела, ООО "ВСК-Терминал" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98.
Постановлением мэра города Абакана от 05.04.2005 N 570 по договору от 05.04.2005 NАЮ09049 спорный земельный участок предоставлен в аренду обществу для эксплуатации и обслуживания цеха капитального ремонта и цеха металлоконструкций (литер ВВ1) на срок до 29.03.2010.
В связи с формированием земельного участка по заявлению самого заявителя, администрация на момент предоставления его в аренду заявителю утвердила вид его разрешённого использования с учётом функционального назначения расположенных на нем объектов и предполагаемого вида осуществляемой деятельности.
Таким образом, предметом договора от 05.04.2005 N АЮ09049 является земельный участок с кадастровым номером 19:01:160107:98 с видом разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания цеха капитального ремонта и цеха металлоконструкций (литер ВВ1)".
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 01.12.2014 земельный участок с кадастровым номером 19:01:160107:98, площадью 19650 кв.м, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209Н, категория земель "земли населённых пунктов", разрешённое использование "для эксплуатации и обслуживания цеха капитального ремонта, цеха металлоконструкций (Литер ВВ1)", поставлен на государственный кадастровый учёт 06.12.2004.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Общество как арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать комитет, выступающий арендодателем по договору аренды, изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора.
Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, общество как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с одним из видов разрешенного использования, установленных Правилами для зоны П-3, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Воля арендатора, как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе, и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не выражена. Доказательства обратного суду не представлены.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон. Статьи 450 и 451 Гражданского кодекса РФ предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае у администрации как у арендодателя отсутствовало право в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды.
В то же время арендодатель при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункт 1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4).
Аналогичного содержания норма, закрепляющая свободный выбор, без дополнительных разрешений и процедур согласования, любого вида разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов, сформулирована в части 2 статьи 7 Земельного кодекса.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что администрацией не представлены доказательства того, что имелись основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с несоответствием фактического вида его использования арендатором, виду разрешенного использования, указанного в договоре аренды, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, решениями Совета депутатов г. Абакана от 18.06.2013 N 544, от 22.09.2015 N 266 утверждены правила землепользования и застройки г. Абакана.
Согласно градостроительному регламенту, являющемуся составной частью Правил, спорный земельный участок расположен в зоне, обозначенной П-3 - Зона производственных предприятий IV класса опасности. К основным видам разрешенного использования, установленным для данной территориальной зоны, в том числе относятся размещение производственных предприятий и складов IV класса опасности. При этом, к вспомогательным видам разрешенного использования относятся, в том числе, предприятия мелкорозничной торговли и магазины розничной торговли.
В соответствии с фрагментом схемы градостроительного зонирования правил землепользования правил землепользования и застройки г. Абакана, утверждённых решением Совета депутатов г. Абакана от 18.06.2013 N 544, от 22.09.2015 N 266, участок по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209Н, расположен в градостроительной зоне П-3 "Зона производственных предприятий IV класса опасности".
Следовательно, учитывая приведенные выше нормы и место расположения спорного земельного участка, размещение на спорном земельном участке объекта торговли (магазина) само по себе не свидетельствует, безусловно, о том, что указанный земельный участок использовался не в соответствии с утвержденным видом его разрешённого использования.
Апелляционная коллегия также поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что акт от 25.05.2015 N 319-В, составленный специалистами департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, в котором указано, что земельный участок используется под магазин розничной торговли и сервис в отсутствие иных доказательств, данное обстоятельство не подтверждает.
Представленными в дело документами подтверждается, что принадлежащее ООО "ВСК-Терминал" помещение, расположенное на спорном земельном участке, предоставлялось в аренду и субаренду, однако соглашением от 28.04.2015 договор субаренды от 17.04.2013 N 17ю-04/13 и предварительный договор от 17.04.2013 расторгнуты.
Соглашением от 30.04.2015 расторгнут договор аренды от 15.03.2014 N ЮА90-03/14 нежилого помещения площадью 834 кв.м, находящегося в помещении по адресу: г.Абакан, ул. Советская, 209Н, заключённый между ООО "ВСК-Терминал" (арендодатель) и ООО "ВСК-Юпитер" (арендатор).
Довод общества о том, что деятельность по осуществлению ремонта транспортных средств не осуществляется с 28.04.2015, подтверждается материалами дела и не опровергнута администрацией. Доказательства того, что арендуемый земельный участок используется под магазин розничной торговли и сервис, в деле отсутствуют.
Согласно пояснениям представителя общества более 90% принадлежащих заявителю помещений, расположенных на спорном земельном участке, используется под складские помещения. Указанный довод общества администрацией не опровергнут.
Таким образом, фактически осуществляемая обществом деятельность в качестве основной (под складские помещения) не соответствует установленному администрацией оспариваемым постановлением виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
На основании изложенного судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка администрации на то, что установленное разрешенное использование земельного участка (для эксплуатации объектов автосервиса (авторемонтного предприятия) с магазинами розничной торговли) соответствует Правилам землепользования и застройки города Абакана, согласно утвержденной территориальной зоне (П-3).
Кроме того, как указано выше, градостроительным регламентом к вспомогательным видам разрешенного использования отнесены, в том числе, предприятия мелкорозничной торговли и магазины розничной торговли. Следовательно, размещение на спорном земельном участке объекта торговли (магазина) соответствует требованиям градостроительных норм и целевому использованию земельного участка. При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что само по себе использование земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, указанного в кадастровом паспорте земельного участка, но соответствующего разрешенному виду использования данного земельного участка, установленного Правилами землепользования и застройки, не может быть признано как нецелевое использование земельного участка, тем более что действующее законодательство не обязывает правообладателя земельного участка вносить сведения об изменении разрешенного вида использования земельного участка в кадастровый паспорт такого участка.
На основании изложенного апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемым постановлением администрация для спорного земельного участка установила вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, руководствуясь сведениями, полученными в результате обследования рассматриваемого земельного участка (акт от 25.05.2015 N 319-В), Правилами землепользования и застройки города Абакана (градостроительные регламенты, графические материалы), утвержденными решением Абаканского городского Совета депутатов от 10.11.2009 N183.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд отклоняет как несостоятельный довод ответчика относительно приобретения ООО "ВСК-Терминал" неосновательного обогащения.
Администрация в апелляционной жалобе также указала, что действовала в рамках предоставления муниципальной услуги "Предоставление юридическим и физическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду, собственность земельных участков"; в целях согласования существенных условий договора купли-продажи вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209Н, приведен в соответствии с его фактическим использованием; использование рассматриваемого земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления.
Апелляционная коллегия оценила указанные доводы и полагает их необоснованными, так как материалами дела не подтверждается использование обществом спорного земельного участка в соответствии с вновь установленным видом разрешенного использования земельного участка (для эксплуатации объектов автосервиса (авторемонтного предприятия) с магазинами розничной торговли).
Ссылка ответчика на письмо Росреестра от 20.03.2014 N 14-исх/03151-ГЕ/14 и письмо Минэкономразвития России от 26.05.2009 NД23-1570, также не свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого постановления и не опровергает выводы арбитражного суда.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление администрации города Абакана от 01.06.2015 N 1165 "Об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98 общей площадью 19650 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Советская, 209Н" нарушает права и законные интересы ООО "ВСК-Терминал", в связи с чем, обоснованно признано Арбитражным судом Республики Хакасия незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из изложенной нормы следует, что, признав решение органа местного самоуправления незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы, обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
Учитывая, что:
- предметом спора в настоящем деле является постановление администрации города Абакана от 01.06.2015 N 1165 "Об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98 общей площадью 19650 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул.Советская, 209Н";
- оспариваемым постановлением вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98 установлен - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания";
- в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 17.07.2015 разрешённое использование земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98, "для эксплуатации объектов автосервиса (авторемонтного предприятия) с магазинами розничной торговли";
- заявитель не указал конкретный способ устранения нарушенных прав, - суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно применена восстановительная мера в виде обязания администрации города Абакана совершить действия, направленные на восстановление положения общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Терминал", существовавшего до издания постановления от 01.06.2015 N 1165, путём обращения в орган кадастрового учёта для внесения в государственный кадастр недвижимости ранее существовавших сведений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:98.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанная восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции от "14" декабря 2015 года и для удовлетворения апелляционной жалобы администрации города Абакана.
Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "14" декабря 2015 года по делу N А74-7427/2015 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "14" декабря 2015 года по делу N А74-7427/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-7427/2015
Истец: ООО "ВСК - Терминал"
Ответчик: Администрация города Абакана
Третье лицо: Патачаков Андрей Антонович
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2820/16
20.07.2016 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7427/15
15.06.2016 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7427/15
02.03.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-255/16
26.02.2016 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7427/15
14.12.2015 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7427/15