г. Воронеж |
|
20 февраля 2016 г. |
Дело N А08-2583/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от УФССП России по Белгородской области: Житова Н.В., представитель по доверенности N Д-31907/15/109 от 31.12.2015;
от Волоконовского РОСП УФССП по Белгородской области: Житова Н.В., представитель по доверенности N Д-31907/15/109 от 31.12.2015;
от Территориального управления Росимущества в Белгородской области: Ефимова Н.И., представитель по доверенности N ОК-02/3514 от 30.12.2015;
от общества с ограниченной ответственностью "БелСтройТорг": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФССП России по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.11.2015 по делу N А08-2583/2015 (судья Полухин Р.О.) по заявлению УФССП России по Белгородской области (ИНН 3123113698, ОГРН 1043107047422) к ТУ Росимущества в Белгородской области (ИНН 3123198660, ОГРН 1093123008241), заинтересованное лицо: Волоконовский РОСП УФССП по Белгородской области, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "БелСтройТорг" о признании незаконным бездействия Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Белгородской области, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Белгородской области (далее - УФССП РФ по Белгородской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Белгородской области (далее - Управление, ТУ ФА УГИ по Белгородской области, ТУ Росимущества в Белгородской области) о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в нарушении п.п. 2.7, 2.8, 2.9, 4.1, 5.4.4 Приказа ФССП России N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество", а именно в не реализации арестованного имущества в установленный законом срок на комиссионных началах; об обязании Управления назначить передачу арестованного имущества должника - Новиковой Т.В. на реализацию на комиссионных началах; об обязании предоставить информацию о ходе реализации в рамках исполнительного производства N 407/14/06/31 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 17.11.2015, принятым по настоящему по делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, УФССП России по Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее заявитель указывает на то, что Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Белгородской области в рамках исполнения своих обязанностей допустило бездействие, выразившееся в не реализации арестованного имущества в установленный законом срок, на комиссионных началах.
Представитель данного лица в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить, а жалобу удовлетворить.
ТУ Росимущества в Белгородской области в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, указывает, что заявителем жалобы избран ненадлежащий способ защиты. Ссылается на обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Белгородской области от 15.07.2015 по делу N А08-430/2015.
Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представитель ТУ Росимущества в Белгородской области в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Волоконовский РОСП УФССП по Белгородской области отзыв в суд апелляционной инстанции не представил, представитель данного лица в судебном заседании просил обжалуемый судебный акт отменить.
Общество с ограниченной ответственностью "БелСтройТорг" отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы жалобы не оспорило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие его представителя.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 09.02.2016 по 16.02.2016.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, судебным приставом - исполнителем Волоконовского РОСП на основании исполнительного листа серии ВС N 001819240 от 14.10.2013, выданного по решению Волоконовского районного суда Белгородской области по делу N 2-456/2013 о наложении ареста на имущество ИП Новиковой Л.В. на сумму не превышающую 881 294, 71 руб., судебным приставом - исполнителем было возбуждено исполнительное производство N 4263/13/06/31, о чем было вынесено постановление.
Во исполнение требований исполнительного документа судебным приставом - исполнителем составлен акт о наложении ареста и описи имущества должника, а именно телевизора SHIVAKI (2000 руб.), люстры (500 руб.), компьютера (5000 руб.), мягкого уголка (5000 руб.), тюнера (2000 руб.), стиральной машинки (2000 руб.).
Впоследствии по заявлению ОАО "Сбербанк России" от 22.01.2014 на основании исполнительного листа N ВС001788808 от 15.01.2014, выданного по решению Волоконовского районного суда Белгородской области по делу N 2-456/2013, предмет исполнения: задолженность по кредитным платежам в размере 792 254, 71 руб. в отношении должника Новиковой Людмилы Викторовны, в пользу взыскателя открытого акционерного общества "Сбербанк России" было возбуждено исполнительное производство N 407/14/06/31.
Однако, указанный исполнительный документ должником - Новиковой Л.В. добровольно в установленный законом срок исполнен не был.
Судебным приставом-исполнителем было обращено взыскание на указанное имущество.
Постановлением судебного пристава - исполнителя от 28.02.2014 арестованное имущество должника было передано на реализацию Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Белгородской области.
Из пункта 2.1. постановления судебного пристава-исполнителя о передаче имущества на реализацию от 28.02.2014 следует, что Территориальное управление обязано принять для реализации на комиссионных началах арестованное имущество (документы, характеризующие арестованное имущество) по акту приема-передачи в сроки, установленные действующим законодательством.
В адрес Управления 17.03.2014 от УФССП России по Белгородской области поступило Уведомление N 67 о готовности к реализации арестованного имущества от 11.03.2014 N 31/02-3603-СК по материалам исполнительного производства от 03.02.2014, возбужденного на основании исполнительного документа - исполнительный лист N ВС 001788808 от 15.01.2014, в отношении должника Новиковой Людмилы Викторовны.
К уведомлению прилагались следующие документы: постановление о передаче имущества на реализацию, копия акта о наложении ареста (описи имущества), постановление об оценке имущества должника судебным приставом-исполнителем.
Распоряжением от 18.03.2014 N 47-р "О реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, находящегося на территории муниципальных образований Белгородской области" Управление приняло решение о реализации арестованного имущества, в том числе должника Новиковой Л.B., поручив осуществление реализации на основании государственных контрактов N N 5/31-ГКРА, 6/31-ГКРА от 13.01.2014 ООО "БелСтройТорг".
На основании указанного распоряжения Управление выдало ООО "БелСтройТорг" поручение на реализацию арестованного имущества от 18.03.2014 N РК-06/507, о чем проинформировало УФССП России по Белгородской области письмом от 18.03.2014 N РК-06/508.
По акту передачи имущества на реализацию от 23.09.2014 судебный пристав - исполнитель передал, а ООО "БелСтройТорг" в лице директора Гарбузова М.Н. приняло реализуемое имущество.
Между тем, ООО "БелСтройТорг" в установленный срок имущество реализовано на комиссионных началах не было, о чем Общество проинформировало Волоконовский РОСП УФССП России по Белгородской области письмом от 02.12.2014 N 05-12199.
В адрес Управления поступило постановление судебного пристава-исполнителя о снижении цены имущества, переданного на реализацию на 15% от 03.12.2014.
В связи с ненадлежащим исполнением ООО "БелСтройТорг" принятых на себя обязательств по реализации арестованного имущества, Управлением было издано распоряжение от 24.04.2015 N 120-р "О реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, находящегося на территории муниципальных образований Белгородской области", в соответствии с которым реализация арестованного имущества, в том числе Новиковой JI.B., поручена ООО "Дубравушка".
Также Управление выдало ООО "Дубравушка" поручение на реализацию арестованного имущества от 24.04.2015 N РК-01/961, о чем проинформировало УФССП России по Белгородской области письмом от 24.04.2015.
Реализация арестованного имущества не состоялась.
Полагая, что Управлением допущено бездействие по реализации арестованного имущества УФССП России по Белгородской области обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае бездействие со стороны Управления отсутствует.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом основаниями для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно их несоответствие закону и нарушение указанными ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.
Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество утвержден приказом Федеральной службы судебных приставов от 25.07.2008 N 347 и приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 149 (далее - Порядок взаимодействия).
В силу п.2.1 Порядка взаимодействия до вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель обеспечивает сбор и подготовку необходимого пакета правоустанавливающих документов и подтверждающих право документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации для отдельных видов имущества, в том числе Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и необходимых для последующей регистрации права собственности.
Территориальный орган ФССП России не позднее следующего рабочего дня после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о передаче имущества должника на реализацию, в котором в качестве организатора реализации арестованного имущества указывается Росимущество (его территориальный орган), передает в Росимущество (его территориальный орган) уведомление о готовности к реализации арестованного имущества и его местонахождении с приложением копии такого постановления и копий правоустанавливающих и подтверждающих право документов.
Росимущество (его территориальный орган) не позднее семи рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о привлечении специализированных организаций, о чем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России.
Передача Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации) арестованного имущества (в случае невозможности передачи арестованного имущества в натуре, когда такое имущество передано судебным приставом-исполнителем под охрану или на хранение должнику либо иному лицу согласно акту о наложении ареста - правоустанавливающих и подтверждающих право документов) для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи (далее - Акт передачи) с приложением оригиналов (а в случае их отсутствия - дубликатов, заверенных копий) правоустанавливающих и подтверждающих право документов и заверенных копий процессуальных документов.
Судебный пристав-исполнитель обязан передать Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации), а Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) обязано принять от судебного пристава-исполнителя для реализации арестованное имущество (правоустанавливающие и подтверждающие право документы) в течение десяти рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию.
К акту передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные ч. ч. 8 - 10 ст. 89 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в том числе надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", необходимые для последующей регистрации права собственности. К акту передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.
Имущество считается переданным на реализацию со дня подписания акта передачи (п. 2.3 Порядка взаимодействия).
Если имущество должника не было реализовано Росимуществом (специализированными организациями) в течение одного месяца со дня передачи на реализацию на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Росимущество (специализированные организации) не позднее одного дня с даты наступления указанного события уведомляет об этом судебного пристава-исполнителя (п.2.7 Порядка взаимодействия).
В случаях, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель в день уведомления выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов, копию которого незамедлительно передает в Росимущество (специализированные организации) (п.2.8 Порядка взаимодействия).
Росимущество (специализированные организации) в течение десяти рабочих дней после даты перечисления денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества, на соответствующие счета структурных подразделений (отделов) территориального органа ФССП России направляет территориальному органу ФССП России отчет о результатах реализации арестованного имущества (далее - Отчет) (п.2.9 Порядка взаимодействия).
Если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Росимущество (специализированные организации) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель обязан принять по акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов) (п.4.1 Порядка взаимодействия).
ФССП России, ее территориальные органы, судебный пристав-исполнитель обеспечивает представление в течение десяти календарных дней по запросу ФССП России, ее территориальных органов, судебного пристава-исполнителя информации и справки о ходе реализации арестованного имущества (п. 5.4.4 Порядка взаимодействия).
Как видно из материалов дела, в обосновании своей правовой позиции УФССП России по Белгородской области ссылается на то, что своим бездействием Управление нарушило п.п. 2.7, 2.8, 2.9, 4.1, 5.4.4 Порядка взаимодействия, а именно не реализовало арестованное имущество в установленный законом срок.
Между тем, из материалов дела усматривается, что Управлением в рамках исполнения обязанностей по реализации арестованного имущества осуществлялись все необходимые действия, в частности, компетентный орган поручал реализацию имущества специализированной организации ООО "БелСтройТорг", а впоследствии ООО "Дубравушка", о чем также извещал УФССП России по Белгородской области.
Учитывая, что ООО "БелСтройТорг" в установленный законом срок арестованное имущество реализовано не было, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области обратилось в Арбитражный суд Белгородской области обществу с ограниченной ответственностью "БелСтройТорг" с иском о взыскании 267850,00 руб. убытков, в качестве третьего лица к участию в деле было привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 15.07.2015 по делу N А08-430/2015 заявленное Управлением требование было удовлетворено в полном объеме.
Таким образом, Управление предпринимало необходимые меры по реализации, что свидетельствует об отсутствии бездействия.
Учитывая вышеизложенное, доказательств, подтверждающих бездействие Управления по реализации арестованного имущества на комиссионных началах, УФССП России по Белгородской области не представлено ни в суд области, ни в суд апелляционной инстанции как и не представлено доказательств нарушения прав заявителя.
Апелляционный суд находит, что заявителем жалобы не доказано наличие совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.11.2015 по делу N А08-2583/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2583/2015
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области
Третье лицо: Волоконовский районный отдел УФССП по Белгородской области, ООО "БелСтройТорг"