г. Санкт-Петербург |
|
02 марта 2016 г. |
Дело N А56-67126/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Андреевой Е.В.,
при участии:
от истца: Пронина И.О., доверенность от11.01.2016; Буров В.Н., доверенность от 11.01.2016;
от ответчиков: 1. Клементьева Н.Ю., доверенность от 10.11.2015;
2. Ходырева В.А., доверенность от 23.03.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1864/2016) Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2015 по делу N А56-67126/2015 (судья Синицына Е.В), принятое
по иску Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная клиническая больница N 2"
к 1.Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа",
2. Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 910 655 рублей 73 копеек,
установил:
Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная клиническая больница N 2" (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - Учреждение) 910 655 рублей 73 копеек задолженности по договору об оказании медицинских услуг от 08.06.2014 N СПб/2014-ДМС.
Решением от 11.12.2015 Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда от 11.12.2015 отменить, в иске отказать, поскольку услуги оказаны в отсутствие заключенного государственного контракта, оказание медицинской помощи без контракта может производится только по неотложной показаниям.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2015 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что во исполнение Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.201 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная клиническая больница N2" на основании направлений на стационарное лечение, подписанных руководителем специализированного военного образовательного учреждения, относящегося к ведению ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" в период с 25.11.2013 по 31.12.2014 оказало услуги по стационарному лечению в отделениях лечебного учреждения курсантов и военнослужащих, консультативной помощи специалистов курсантов и военнослужащих общей стоимостью 1 010 655 рублей 73 копейки и выставило к оплате соответствующие счета-фактуры.
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" задолженность в полном объеме не оплатило, что послужило основанием для предъявления Больницей настоящего иска.
Суд иск удовлетворил. Решение обжаловано.
Апелляционный суд не находит оснований к отмене или изменению решения суда от 11.12.2015 на основании следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Положения пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающего, в частности, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения; расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей" утверждены Правила, регулирующие порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи.
Пунктом 5 названных Правил установлено, что при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, оказание учреждением здравоохранения медицинской помощи (включая и неотложную) может осуществляться, как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового на момент оказания услуг медицинской помощи, причем оплата медицинских услуг должна производиться территориальным органом федерального органа исполнительной власти по тарифам, действующим в этом территориальном округе.
При оказании учреждением здравоохранения медицинской помощи военнослужащим по неотложным показаниям, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5).
Больница направила в адрес Учреждения контракт на оказание медицинских услуг с приложением необходимой документации, в том числе тарифов на оказание медицинской помощи, платежные документы, акты выполненных услуг, реестры (письма от 11.12.2013, 11.02.2014, 11.06.2014, 15.10.2014, 17.02.2015, 18.03.2015)
Кроме того, по результатам экспертизы качества оказанной услуги, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" отрицательного заключения не составило.
Медицинская помощь носила неотложный характер и была оказана по направлению ведомственного медицинского учреждения.
Согласно подпункту 6 пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает правила обязательного медицинского страхования, в том числе методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования.
В соответствии с главой XI Правил обязательного медицинского страхования в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
К затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), относятся: затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским инструментарием, мягким инвентарем, изделиями медицинского назначения для оказания данного вида медицинской помощи (по профилю), нормами лечебного и профилактического питания; затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским оборудованием.
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся: затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); хозяйственные расходы; затраты на уплату налогов (кроме начислений на выплаты по оплате труда), пошлины и иные обязательные платежи; затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, определяются в соответствии с указанной главой XI Правил обязательного медицинского страхования и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Учреждение контррасчет задолженности не представило, факт нарушения Больницей методики расчета не установлен.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
На основании подпункта 2 пункта 3 части 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" является Министерство обороны Российской Федерации, участвующее в деле в качестве второго ответчика.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2015 по делу N А56-67126/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67126/2015
Истец: БУЗ ВО "Вологодская клиническая больница N2"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"