г. Москва |
|
29 февраля 2016 г. |
Дело N А40-148214/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Левиной Т.Ю., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2016,
по делу N А40-148214/15, принятое судьей Никоновой О.И. (шифр судьи: 105-1196)
по иску Администрации города Югорска (ОГРН 1028601843720, адрес: 628260, Автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Югорск, ул. 40 лет Победы, д. 11)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Крылов Д.А. по доверенности от 03.06.2014;
от ответчика: Лобова Е.Н. по доверенности N 01-10-08/90 от 29.09.2015;
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Югорска обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 5.184.950 руб. 81 коп. со ссылкой на ст.ст.132, 133 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1069,1071 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 18.01.2016, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2016 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение Федерального закона от 28.02.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" администрация города Югорска, как орган местного самоуправления территории, где отсутствует военный комиссариат, осуществляет государственные полномочия по первичному воинскому учету.
Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете. Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и через образуемые в составе бюджетов субъектов Российской Федерации региональные фонды компенсаций передаются бюджетам поселений и городских округов. Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 года N 258 "О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты" городу Югорску в 2013 году из федерального бюджета были выделены субвенции в сумме 2.824.000 руб. и 3.915.000 руб. в 2014. Все средства израсходованы в полном объеме на содержание отдела по первичному воинскому учету администрации города Югорска.
В соответствии с указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 258 размер средств, передаваемых органам местного самоуправления, определяется исходя из количества граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Численность граждан, состоящих на первичном воинском учете в г.Югорске, по состоянию на 31.12.2012 составляла 9 789 чел., по состоянию на 31.12.2013 - 9705 чел. При этом численность отдела по первичному воинскому учету, определенная в соответствии с нормативом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" составляла - 9 единиц (по нормативу - 10) в 2013 и 8 единиц (по нормативу -10) в 2014.
Работники отдела по первичному воинскому учету являются работниками администрации города и на них распространяется система оплаты труда, которая действует в администрации города, и работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату труда за труд равной ценности (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Оплата труда работников муниципальных учреждений, к которым относятся органы местного самоуправления, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 23 вышеназванного закона гарантирует муниципальному служащему условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией; право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. В отделе по первичному воинскому учету администрации города Югорска один работник (начальник отдела) занимает должность муниципальной службы и система оплаты его труда регулируется решениями Думы города Югорска от 26.04.2011 N 51 "О размерах должностных окладов по должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления города Югорска", от 27.03.2012 N24 "Об утверждении Положения о размерах ежемесячных и дополнительных выплат муниципальным служащим города Югорска и порядке их осуществления"; остальные восемь работников являются обеспечивающими специалистами (инспекторы) и система оплаты их труда регламентирована постановлением администрации города Югорска от 28.04.2011 N 827 "Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности администрации города Югорска".
В расчете субвенции (Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 258 (далее Методика) не учтены суммы на компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно работника и неработающих членов его семьи, предусмотренные статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации. Не предусмотрены Методикой расходы на содержание имущества органов, осуществляющих первичный воинский учет (содержание помещений, вывоз мусора, техническое обслуживание инженерных сетей, текущий ремонт оргтехники, оборудования и инвентаря и т.д.).
Суд первой инстанции установил, что в результате в 2013 году выделенная субвенция в размере 2.824.000 руб. израсходована в полном объеме, состоящая из оплаты труда работников отдела по первичному воинскому учету в размере 2.351.538 руб. 56 коп., заработная плата в размере 554.557 руб. 03 коп. Указанные денежные средства были направлены на выплату заработной платы по июнь месяц 2013 года.
Суд первой инстанции также указал, что в результате в 2014 году выделенная субвенция в размере 3.915.000 руб. израсходована в полном объеме, в том числе 2 870 000, 00 рублей на оплату труда работников отдела по первичному воинскому учету, 1 074 816,07 рублей начисления на заработную плату.
В обоснование исковых требований истец указал, что с целью соблюдения трудовых прав работников отдела по первичному воинскому учету администрации города Югорска, во избежание последствий за несвоевременную выплату заработной платы, истец осуществил выплату заработной платы и другие обязательные платежи за счет местного бюджета на общую сумму в 2013 в размере 3.201.841 руб. 39 коп. и в 2014 в размере 1.983.109 руб. 42 коп.
С учетом положений ст.ст. 132, 133 Конституции РФ суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы администрации города Югорска, то убытки, причиненные администрации города Югорска подлежат взысканию с казны Российской Федерации, так как в соответствии со статьями 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет, соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по подведомственной принадлежности.
Суд апелляционной инстанции, отменяя обжалуемый судебный акт, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания. Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований. Данной статьей также предусмотрено, что средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в федеральном бюджете.
Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, согласно статье 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субвенции из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 258 "О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты" утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты (далее - Методика).
Согласно пункту 3 Методики, перечисление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Субвенции отражаются в составе бюджетов субъектов Российской Федерации для последующего распределения между бюджетами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов (далее - органы местного самоуправления) полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
Пунктами 4 и 5 Методики предусмотрено, что предоставление субвенций органам местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, осуществляется в порядке, установленном статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Размер средств, передаваемых органам местного самоуправления, определяется исходя из количества граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
В соответствии с пунктом 7 Методики, органы местного самоуправления ежеквартально, не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходах местных бюджетов, связанных с осуществлением полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, по форме, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2007 года N 180-ОЗ "О методике расчета размера и распределения субвенций между бюджетами муниципальных районов, городских округов на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению указанных субвенций бюджетам поселений" определяется размер затрат на содержание одного военно-учетного работника, количество работников органа местного самоуправления, осуществляющих работу по воинскому учету в поселении, и общий размер субвенций, предоставляемых бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов.
Таким образом, субвенции из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, поступают в бюджеты муниципальных образований из бюджетов субъектов. Данное обстоятельство имеет существенное значение для определения надлежащего ответчика.
На основании выше изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В силу положений ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2016 по делу N А40-148214/15 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-148214/2015
Истец: Администрация г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа Югры, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮГОРСКА
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, РФ в л ице Министерства финансов РФ