г. Саратов |
|
02 марта 2016 г. |
Дело N А57-13863/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Каплина С.Ю., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Лобанова Ольга Александровна, действующая по доверенности от 31.12.2015 N 02/2-8842, Кошманов Павел Эдуардович, действующий по доверенности от 31.12.2015 N 03/1-8852,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 05 ноября 2015 года по делу N А57-13863/2015 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Саратов)
заинтересованные лица:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г. Саратов),
Индивидуальный предприниматель Тарасов В.С. (г. Тамбов)
Единая комиссия ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России (г. Саратов),
Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (г. Москва)
Закрытое акционерное общество "Тамбовмаш-Защита" (г. Тамбов)
Общество с ограниченной ответственностью "Регион-Сар" (г. Саратов)
о признании недействительными решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Саратовской области обратилось Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, заявитель, учреждение) с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее УФАС по Саратовской области, управление, антимонопольный орган) N 124-15/гз от 05 мая 2015 года и предписания N 61 об устранении допущенных нарушений от 05 мая 2015 года.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Индивидуальный предприниматель Тарасов В.С., Единая комиссия ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", закрытое акционерное общество "Тамбовмаш-Защита", общество с ограниченной ответственностью "Регион-Сар".
Решением арбитражного суда Саратовской области от 05 ноября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 20 января 2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия индивидуального предпринимателя Тарасова В.С., представителей Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Единой комиссии ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, закрытого акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", закрытого акционерного общества "Тамбовмаш-Защита", общества с ограниченной ответственностью "Регион-Сар", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 17.02.2016 объявлялся перерыв до 24.02.2016 года до 16 часов 00 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.04.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области поступила жалоба ИП Тарасова B.C. на действия Аукционной комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия) при проведение электронного аукциона N 0360100030515000379 "Поставка средств защиты органов дыхания для Саратовского государственного медицинского университета" (далее -Аукцион).
05.05.2015 г. по результатам рассмотрения жалобы ИП Тарасова В.С. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области принято решение N 124-15/гз о признании жалобы обоснованной, а также выдано предписание об устранении допущенных нарушений N 61, которым предписывалось Аукционной комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации прекратить нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
1. В срок до 14.05.2015 г. отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0360100030515000379 "Поставка средств защиты органов дыхания для Саратовского государственного медицинского университета".
2. В срок до 20.05.2015 г. провести процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0360100030515000379 "Поставка средств защиты органов дыхания для Саратовского государственного медицинского университета" в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В срок до 21.05.2015 г. сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Заявитель, считая решение и предписание незаконными, обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о законности действий аукционной комиссии учреждения по отклонению заявки ИП Тарасова В.С. при проведении электронного аукциона N 0360100030515000379 "Поставка средств защиты органов дыхания для Саратовского государственного медицинского университета", которая не соответствовала значениям, установленным документацией об аукционе, в связи с чем у антимонопольного органа не имелось оснований для признания жалобы предпринимателя обоснованной и принятия оспариваемых ненормативных актов.
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, считает выводы суда первой инстанции не соответствующие обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 13.04.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru были размещены извещение о проведении Аукциона и Документация об Аукционе. Заказчиком данного Аукциона являлось Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 774000 рублей.
Пунктом 11 Информационной карты документации об электронном аукционе, Заказчик установил в техническом задании требование "Капюшон для защиты органов дыхания, глаз и лица от паров газов и аэрозолей аварийно-химически опасных веществ (АХОВ), продуктов горения, радиоактивной пыли. Устойчивость к воспламенению при воздействии пламени с температурой менее 800*50°С.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 24.04.2015 г. Аукционная комиссия отказала в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, подавшему заявку с защищённым номером 4050536 (ИП Тарасов B.C.), указав на несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 11 Информационной карты документации об электронном аукционе. Участник не указал конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, а именно: Капюшон Феникс 2 Устойчивость к воспламенению при воздействии пламени с температурой менее 800*50°С, что не соответствует значениям, установленным документацией об аукционе.
Суд первой инстанции, принимая решение, сослался на Инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе Документации об Аукционе, согласно которой при заполнении первой части заявки показатели заполняются в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара собой ограничение количества участников аукциона.
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе Документации об Аукционе указано, что участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара.
Согласно ч. 2 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара или при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность участника закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывать конкретные показатели, соответствующие значениям, предусмотренным аукционной документацией.
Во исполнение указанных требований законодательства о контрактной системе в пункте 11 Информационной карты документации об электронном аукционе, заказчик установил в техническом задании требование "Капюшон для защиты органов дыхания, глаз и лица от паров газов и аэрозолей аварийно-химически опасных веществ (АХОВ), продуктов горения, радиоактивной пыли. Устойчивость к воспламенению при воздействии пламени с температурой менее 800*50°С.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 указанной статьи, не допускается.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Как следует из материалов дела, ИП Тарасовым В.С. в представленной заявке технические характеристики предлагаемого к поставке товара указаны следующим образом: Капюшон Феникс 2 Устойчивость к воспламенению при воздействии пламени с температурой менее 800*50°С, что соответствует значениям, установленным документацией об аукционе, в связи с чем антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы предпринимателя был сделан правомерный вывод об отсутствии у комиссии законных оснований для отклонения заявки ИП Тарасова В.С.
Инструкция по заполнению заявки Документации об Аукционе, на которую сослался суд первой инстанции, не регламентирует каким образом нужно заполнить заявку по показателю -Устойчивость к воспламенению при воздействии пламени с температурой менее 800*50°С, который одновременно содержит "менее" и "*".
Как было указано выше, Инструкцией по заполнению заявок не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара.
Требование к документации об аукционе о наличии Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе является одним из способов достижения равных условий участникам закупки на торгах, единообразный подход комиссии по рассмотрению их заявок, поскольку инструкция должна отвечать на вопрос как заполнить заявку на участие в аукционе, в каких пунктах технического задания необходимо написать конкретный показатель, в каких пунктах необходимо указать диапазон, указания на отсутствие слов менее, более, а также правила по заполнению заявки в случае наличия в техническом задании символов (<, >, *, ~, /, + и т.п.).
В п. 2 Технической части Документации об Аукционе заказчик установил характеристики товара, требуемого к поставке, а именно: капюшон для защиты органов дыхания, глаз и лица от паров газов и аэрозолей аварийно-химически опасных веществ (АХОВ), продуктов горения, радиоактивной пыли - Устойчивость к воспламенению при воздействии пламени с температурой менее 800*50°С.
Однако, в п.4.3.6 ГОСТ Р 53261-2009, предусматривающего технические требования к средствам защиты, указано, что самоспасатель должен сохранять работоспособность после воздействия температуры открытого пламени (800 +/- 50) °С в течение (5,0 +/- 0,2) с.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Как следует из технической документации, заказчик не использовал стандартный показатель, поскольку в ГОСТе указана характеристика такая как "сохранение работоспособности после воздействия температуры открытого пламени", а не "устойчивость к воспламенению при воздействии пламени с температурой".
Кроме того, с учетом оценки положений Технической части Документации об Аукционе, ГОСТ Р 53261-2009, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что технические характеристики указанные в них в отношении капюшона для защиты органов дыхания, глаз и лица от паров газов и аэрозолей аварийно-химически опасных веществ (АХОВ), продуктов горения, радиоактивной пыли - в виде устойчивости к воспламенению при воздействии пламени с температурой менее 800*50°С - не являются диапазоном температур, в рамках которых участник должен был указать конкретный показатель, а являются техническими требованиями, которым должны соответствовать средства защиты, предлагаемые к поставке, при на них воздействии пламени.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод антимонопольного органа о том, что противоречивое и некорректное содержание аукционной документации и описания объекта закупки в рассматриваемом случае привело к неправомерному ограничению количества участников аукциона. Единая комиссия кроме заявки ИП Тарасова B.C., содержащей показатель менее 800*50°С, также отклонила заявки участников закупки с защищенными номерами 3081462, 7940752, 3374842, которые содержали аналогичное значение показателя.
Руководствуясь требованиями технической документации и инструкцией по заполнению первой части заявки, ИП Тарасов В.С. при заполнении части первой заявки правомерно указал конкретное значение показателя устойчивости капюшона Феникс к воспламенению при воздействии пламени с температурой менее 800*50°С, соответствующее требованиям аукционной документации. Следовательно, отказ в допуске предпринимателя к участию в аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения заявок, является неправомерным.
При таких обстоятельствах антимонопольным органом оспариваемым решением N 124-15/гз от 05 мая 2015 года в действиях аукционной комиссии Заказчика правомерно установлено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в отказе ИП Тарасову В.С. в допуске к аукциону по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и аукционной документацией.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем требования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации удовлетворению не подлежат.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований подлежит отмене.
Суд принимает по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 05 ноября 2015 года по делу N А57-13863/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 124-15/гз о признании жалобы обоснованной от 05 мая 2015 года и предписания N 61 об устранении допущенных нарушений от 05 мая 2015 года отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13863/2015
Истец: ГБОУ ВПО "Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского" Министерства здравоохранения РФ, ГБОУ ВПО "Саратовский государственный медицинский университет им.В.И.Разумовского" Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, УФАС по Саратовской области
Третье лицо: Единая комиссия ГБОУ ВПО "Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского" Министерства здравоохранения РФ, Единая комиссия ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов", ЗАО "Тамбовмаш-Защита", ИП Тарасов В. С., ООО "Регио-маркет", ООО "Регион-Сар", Сбербанк - Автоматизированная система торгов