Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2016 г. N Ф05-7470/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным бездействия в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: исковые требования удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
29 февраля 2016 г. |
Дело N А41-38185/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Гамолиной Ю. А.
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сфинкс" - Николко В.И., (представитель по доверенности от 23.03.2015),
от заинтересованного лица - администрации городского округа Балашиха Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфинкс" на решение Арбитражного суда Московской области от 18.11.2015 по делу N А41-38185/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению ООО "Сфинкс" об оспаривании бездействия администрации городского округа Балашиха Московской области и обязании, третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сфинкс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха (далее - администрация, заинтересованное лицо) со следующими требованиями (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения):
- признать незаконным длящееся бездействие Администрации городского округа Балашиха, выражающееся в непринятии решения по заявлению ООО "Сфинкс" исх. N 1 от 31.03.2015 о предоставлении в аренду (с предварительным согласованием места размещения объектов) земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010807:286, площадью 0,1195 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Свердлова, напротив дома N 2, а также не установлении категории земельного участка и вида разрешенного использования земельного участка;
- обязать Администрацию городского округа Балашиха принять решение о предоставлении ООО "Сфинкс" земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010807:286 (площадью 0,1195 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Свердлова, напротив дома N 2) в аренду для строительства и размещения универсально-бытового центра сроком на 49 лет и направить соответствующий договор аренды этого участка в адрес ООО "Сфинкс";
- обязать Администрацию городского округа Балашиха установить категорию земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010807:286 и вид разрешенного использования.
Решением от 18.11.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Администрации городского округа Балашиха по не рассмотрению в установленные законом сроки заявления Общества с ограниченной ответственностью "Сфинкс" от 31.03.2015 года о предоставлении в аренду (с предварительным согласованием места размещения объектов) земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010807:286. На Администрацию городского округа Балашиха возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Общества с ограниченной ответственностью "Сфинкс" от 31.03.2015 года о предоставлении в аренду (с предварительным согласованием места размещения объектов) земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010807:286. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленное требование удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей администрации, 3-их лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит основания для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 05 июля 2012 года ООО "Сфинкс" обратилось в Администрацию городского округа Балашиха с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Свердлова, напротив дома N 2 для строительства и размещения универсально-бытового центра.
09.01.2013 постановлением Администрации городского округа Балашиха N 3/5-ПА, утверждена схема расположения земельного участка площадью 0,1256 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала 50:15:0010807 по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Свердлова, напротив дома N 2, входящего в состав земель населенных пунктов, для строительства и размещения универсально-бытового центра.
В газете "Факт" от 23.01.2013 г. N 5 (11941) было опубликовано официальное сообщение о предстоящем предоставлении Администрацией городского округа Балашиха Московской области в соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ земельного участка общей площадью 0,1256 га для строительства и размещения универсально-бытового центра.
04.03.2013 земельный участок с кадастровым номером 50:15:0010807:286 поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N МО-13/ЗВ-271045 от 19.03.2013.
14.05.2013 постановлением Администрации городского округа Балашиха N 666/5-ПА, утвержден акт выбора земельного участка площадью 0,1256 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Свердлова, напротив дома N 2, входящего в состав земель населенных пунктов, для строительства и размещения универсально-бытового центра.
30.05.2013, согласно выписки из протокола заседания Комиссии при Администрации городского округа Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям N 14, принято решение о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 0,1256 га, с кадастровым номером 50:15:0010807:286, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Свердлова, напротив д. 2, для строительства и размещения универсально-бытового центра сроком на 49 лет.
31 марта 2015 года ООО "Сфинкс" обратилось в Администрацию городского округа Балашиха с заявлением (исх. N 1 от 31.03.2015) о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010807:286, площадью 0,1256 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Свердлова, напротив дома N 2 для строительства и размещения универсально-бытового центра.
В связи с неполучением в установленном законодательством срок ответа, посчитав, что длящееся бездействие по непринятию решения о предоставлении земельного участка в аренду незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Из содержания п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ (действующего в редакции до 01.03.2015 года) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
После поступления данного заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 4 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из содержания пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, действовавшим до 01.03.2015 года законодательством, была предусмотрена обязательная процедура, необходимая для принятия решения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно вышеуказанных норм предварительное согласование места размещения объекта и утверждение акта выбора земельного участка является обязательным условием, предшествующим постановке земельного участка на кадастровый учет, а после его постановки на кадастровый учет основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду. Суд первой инстанции пришел к выводу, что в связи с нарушением указанной выше процедуры (земельный участок сначала поставлен на кадастровый учет, а затем утвержден акт выбора земельного участка, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта) предоставление данного земельного участка в аренду в целях строительства возможно только по правилам, предусмотренным действующим законодательством для предоставления земельных участков в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, то есть путем проведения торгов.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок, в отношении которого заявитель просит обязать администрацию принять решение о предоставлении в аренду, был поставлен на кадастровый учет 04.03.2013 года, а постановление об утверждении акта выбора данного земельного участка (предварительном согласовании места размещения объекта) было принято администрацией только 14.05.2013 года, то есть после постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет.
Однако судом первой инстанции не принято во внимание положение п. 1 ст. 34 Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Данная норма не ставит предоставление земельного участка в зависимость от соблюдения порядка, предусмотренного пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, правовое значение имеет дата принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и срок, истекший до предоставления земельного участка.
В данном случае решения о предварительном согласовании места размещения объекта принято 14.05.2013, то есть до 01.03.2015. Заявление о предоставлении участка в аренду направлено в администрацию 31 марта 2015 года, то есть в пределах трех лет с даты принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Участок был поставлен на кадастровый учет 04.03.2013 года, а постановление об утверждении акта выбора данного земельного участка (предварительном согласовании места размещения объекта) было принято администрацией 14.05.2013 года. То есть период времени, истекший между данными событиями, составляет менее 3 месяцев. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что данное нарушение не носило существенного характера.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельный участок, поставленный на кадастровый учет с кадастровым номером 50:15:0010807:286, не был идентичен земельному участку, указанному в постановлении Администрации городского округа Балашиха от 14.05.2013 N 666/5-ПА. Данные участки имеют одинаковую площадь и адресные ориентиры.
При таких обстоятельствах, изменение последовательности действий, предусмотренных п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, не нарушает прав и интересов заявителей и третьих лиц и не повлекло возникновения неблагоприятных последствий и не могло служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 26.10.21015 (л. д. 107-110) следует, что координаты, установленные решением Балашихинского городского суда от 17.06.2014 по делу N 2-1928\2014 учтены при формировании земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010807:286.
В постановлении Администрации городского округа Балашиха от 14.05.2013 N 666/5-ПА указано, что участок входит в состав населенных пунктов, предназначен соответственно строительства и размещения универсально-бытового центра.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При данных обстоятельствах Администрацией городского округа Балашиха допущено бездействие по нерассмотрению заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка и принятию решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении в аренду таких участков.
В данном случае обществом в судебном порядке заявлено не одно (о признании незаконным бездействия), а два требования, основное из которых - обязать администрацию принять решение о предоставлении обществу земельного участка в аренду для строительства и размещения универсально-бытового центра.
Требование общества о признании незаконным бездействия подлежит рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.
Положениями главы 24 АПК РФ, регламентирующими рассмотрение арбитражным судом требования об оспаривании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, охватывается как рассмотрение требований об оспаривании таких бездействий, так и требований, касающихся устранения допущенных нарушений, в случае признаний бездействия незаконными.
Таким образом, из требований по настоящему делу (об оспаривании бездействия и об обязании устранить нарушения, допущенные в результате бездействия) следует, что они заявлены в порядке главы 24 АПК РФ, в связи с чем подлежат рассмотрению по правилам этой главы АПК РФ.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
В заявлении от 31.03.2015 общество также просило установить вид и категорию земельного участка. Данное заявление также оставлено администрацией без ответа.
Согласно выписки из протокола заседания Комиссии при Администрации городского округа Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям N 14 от 30.05.2013, согласовано предоставление в аренду земельного участка, площадью 0,1256 га, с кадастровым номером 50:15:0010807:286, для строительства и размещения универсально-бытового центра сроком на 49 лет. Возражения относительно указанного срока аренды администрацией, 3-ими лицами не заявлены.
Таким образом, признав недействительным указанное бездействие администрации в порядке главы 24 АПК РФ, суд апелляционной инстанции возлагает на администрацию обязанность принять решение о предоставлении обществу земельного участка в аренду для строительства и размещения универсально-бытового центра, а также установить вид разрешенного использования спорных земельных участков.
Учитывая изложенное, решение от 18.11.2015 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.11.2015 по делу N А41-38185/15 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным длящееся бездействие Администрации городского округа Балашиха, выражающееся в непринятии решения по заявлению ООО "Сфинкс" (исх. N 1 от 31.03.2015 г.) о предоставлении в аренду (с предварительным согласованием места размещения объектов) земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010807:286, площадью 0,1195 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Свердлова, напротив дома N 2, а также не установлении категории земельного участка и вида разрешенного использования земельного участка.
Обязать Администрацию городского округа Балашиха принять решение о предоставлении ООО "Сфинкс" земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010807:286 (площадью 0,1195 га, расположенного по адресу: Московская область, г.Балашиха, ул. Свердлова, напротив дома N 2) в аренду для строительства и размещения универсально-бытового центра сроком на 49 лет и направить соответствующий договор аренды этого участка в адрес ООО "Сфинкс";
Обязать Администрацию городского округа Балашиха установить категорию земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010807:286 и вид разрешенного использования.
Взыскать с администрации городского округа Балашиха в пользу ООО "Сфинкс" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38185/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2016 г. N Ф05-7470/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Сфинкс"
Ответчик: Администрация городского округа Балашиха Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", Администрация городского округа Балашиха Московской области