г. Пермь |
|
02 марта 2016 г. |
Дело N А71-10404/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от истца Сельскохозяйственного производственного кооператива "Чутырский" (ОГРН 1021800673377, ИНН 1809000052) - Крюков Л.В., паспорт, доверенность от 20.08.2015, Скрябина Т.С., паспорт, протокол об избрании председателем от 02.02.2012;
от ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН 1021801656854, ИНН 1835016228) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Сельскохозяйственного производственного кооператива "Чутырский"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 декабря 2015 года по делу N А71-10404/2015,
принятое судьей Бакулевым С.Ю.
по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива "Чутырский"
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики,
о взыскании 376 757 руб. убытков,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Чутырский" (далее - истец, СПК "Чутырский") обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 376 757 руб. убытков, образовавшихся в результате недополученной части субсидии в 2014 году.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.12.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что решение подлежит отмене, так как изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Право истца на получение субсидии предусмотрено Положением о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники, оборудования, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.02.2014 N 73, согласно которому размер субсидии составляет 30% от стоимости приобретенного оборудования, то есть 651 402 руб. Отказ Министерства произвести выплату непредоставленной части субсидии является необоснованным и привел к возникновению у истца убытков в размере, равном непредоставленной части субсидии.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца на доводах жалобы настаивал.
Ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, СПК "Чутырский" направил в адрес Министерства заявку на предоставление субсидии в связи с приобретением сеялки рядовой зерновой прямого посева Дон-117, представив справку-расчет, согласно которой цена приобретенной техники составляет 2 171 340,13 руб. (л.д. 70-71).
Согласно реестру входящих документов на предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение и модернизации техники, оборудования за 2014 год указанная заявка с пакетом документов поступила в Министерство 23.12.2014 (л.д. 105).
Письмом от 25.12.2014 N 05154-02/8 Министерство уведомило кооператив, что СПК "Чутырский" предоставляется субсидия на приобретение сеялки рядовой зерновой прямого посева Дон-117 в пределах остатков лимитов бюджетных средств в размере 274 645 руб. (л.д. 84).
Факт получения денежных средств в указанной сумме истцом не оспаривается. При этом названная субсидия составила 12,65% от стоимости приобретенной техники.
Полагая, что размер предоставленной субсидии не соответствует установленному размеру субсидии в соответствии с Положением о предоставлении субсидии, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.02.2014 N 73, согласно которому размер субсидии составляет 30% от стоимости приобретенного оборудования, т.е. 651 402 руб., кооператив обратился в Министерство с просьбой включить разницу недополученной субсидии в сумме 376 757 руб. в реестр на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования в 2015 году (л.д. 86).
Письмом от 27.04.2015 ответчик отказал в предоставлении субсидии на приобретение техники в 2015 году, мотивировав свой отказ тем, что сеялка рядовая зерновая прямого посева Дон-117 была просубсидирована в 2014 году согласно приказу от 25.12.2014 N 587 (л.д. 85).
Ссылаясь на то, что в результате действий Министерства, предоставившего СПК "Чутырский" субсидию в меньшем размере, чем это предусмотрено Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.02.2014 N 73 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники, оборудования", у истца образовались убытки в размере недополученной части субсидии в размере 376 757 руб. (651 402 руб. - 274 645 руб.), кооператив в соответствии со ст. ст. 15, 16 ГК РФ обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств противоправности действий ответчика и наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и понесенными истцом убытками.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
В соответствии со ст. 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации истец, заявляя требования о взыскании убытков, должен доказать основания возникновения ответственности в виде возмещения ущерба, противоправность действий государственных органов, причинную связь между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика, а также размер убытков. Убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В данном случае истец связывает причинение ему убытков в связи с невыплатой ответчиком в полном объеме субсидий на возмещение части затрат на приобретение сеялки рядовой зерновой прямого посева Дон-117.
Статья 78 БК РФ устанавливает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат и (или) недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из анализа статьи 78 БК РФ следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяют условия и порядок предоставления субсидий, критерии отбора юридических лиц, объем возмещения затрат и недополученных доходов или один из вариантов возмещения.
Согласно ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (п. 1 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (п. 3 ст. 219 Кодекса).
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании подп. 9 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 10 Закона УР от 22.05.2008 N 18-РЗ "О бюджетном процессе в Удмуртской Республике" Правительство Удмуртской Республики наделено полномочиями по разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию ведомственных целевых программ утверждается законом о бюджете Удмуртской Республики в составе ведомственной структуры расходов бюджета Удмуртской Республики по соответствующей каждой программе целевой статье и виду расходов бюджета.
Предоставление субсидий на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса предусмотрено Законом УР "О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" от 24.12.2013 года N 88-РЗ (строка в бюджете 0405 2010114 810).
Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники, оборудования определен Положением, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.02. 2014 N 73 (далее - Положение) (л.д. 49-60).
Пунктом 2 Положения установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных (доведенных) Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на указанные цели, и средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Удмуртской Республики в установленном порядке.
Согласно п. 7 Положения (в редакции от 16.06.2014) субсидия на технику предоставляется в размере 30% затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на приобретение техники, оборудования, которые не были в употреблении (эксплуатации), и с момента производства (выпуска) которых прошло не более 3 лет, в том числе сеялок.
Для получения субсидии на технику заявитель представляет в Министерство не позднее 23 декабря текущего года заявку на предоставление субсидии по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению с приложением соответствующих документов (п. 10 Положения).
Согласно уведомлению от 04.07.2014 N 670 Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на реализацию соответствующих программ в 2014 году выделено из бюджета 25 000 000 руб. (л.д. 107).
Как установлено судами и следует из Закона УР "О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (приложение N 12 к Закону) на 2014 год сумма субсидий на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса составила 7 900 000 руб., сумма субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - 7 900 000 руб. (л.д. 106).
При этом согласно представленному в материалы дела реестру получателей субсидий на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники, оборудования за 2014 год, в него входит более трехсот организаций, кооперативов, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств, подавших заявление на субсидию (л.д. 116-119).
Согласно реестру входящих документов на предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники, оборудования за 2014 год истец представил в Министерство документы в последний день их приема - 23.12.2014, заявка зарегистрирована в системе электронного документооборота за номером 18846.
В соответствии с Положением 25.12.2014 Министерством издан приказ N 587 о предоставлении субсидий на приобретение техники и оборудования (л.д. 64). Размер указанной субсидии установлен вышеприведенным приказом Министерства, в данном размере приказ исполнен. Приказ Министерства не отменен, истцом не оспорен.
Субсидия в размере 274 645 руб. предоставлена истцу в порядке очередности в пределах остатков лимитов бюджетных средств на основании приказа Министерства от 25.12.2014 N 587.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Министерство приняло на себя обязательство по перечислению кооперативу суммы субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств утвержденного объема финансирования и исполнило его в полном объеме.
В силу подп. 4 п. 22 Положения основаниями для отказа в предоставлении субсидии является недостаточность лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает противоправности поведения ответчика, которое повлекло бы возникновение убытков на стороне истца.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, информация об остатках лимитов бюджетных обязательств носит открытый характер.
Договор купли-продажи сеялки рядовой зерновой прямого посева Дон-117 заключен 30.06.2014 г., полная оплата произведена истцом 22.07.2014 г., оборудование получено 25.08.2014 г. (л.д. 72-83). Истец направил заявку на предоставление субсидий в последний день приема документов 23 декабря 2014 года, что подтверждается реестром входящих документов (л.д. 98). Доказательств того, что истец не имел возможности обратиться с заявлением о предоставлении субсидии раньше указанного срока истцом в материалы дела не представлено.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец, обладая информацией об остатках лимитов, имея возможность обратиться за получением субсидии в период их достаточности, своим правом не воспользовался, что влечет наступление для него негативных последствий в силу ст. 2 ГК РФ.
Ссылка истца на возможность выплаты оставшейся части субсидии в 2015 году по мере открытия лимитов правомерно отклонена судом первой инстанции в связи с неверным толкованием п. 3 ст. 242 БК РФ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 декабря 2015 года по делу N А71-10404/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10404/2015
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Чутырский", СПК "Чутырский"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики