г. Челябинск |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А34-4180/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Деевой Г.А., Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леонченко Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Финансового управления Курганской области и Департамента здравоохранения Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.11.2015 по делу N А34-4180/2015 (судья Абдулин Р.Р.).
Открытое акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (после смены наименования Акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (ИНН 7705424509, ОГРН 1037739123696), далее - АО "ЭК "Восток", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к государственному казенному учреждению здравоохранения особого типа "Курганский областной центр медицинский мобилизационных резервов "РЕЗЕРВ" (далее - учреждение "РЕЗЕРВ", ответчик) о взыскании 53 425 руб. 09 коп. долга за электроэнергию, поставленную в период с апреля по июнь 2015, и 489 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.05.2015 по 28.07.2015 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; л.д. 77-78, 85-86, 90).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 07.09.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент здравоохранения Курганской области (далее - Департамент здравоохранения, субсидиарный ответчик; л.д. 85-86).
Определением суда от 01.10.2015 судом принят отказ истца от иска в части взыскания основного долга в сумме 53 425 руб. 09 коп, производство по делу в указанной части прекращено (л.д. 90-95, 113-114).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 19.10.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому округу и Финансовое управление Курганской области; л.д. 131-132).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 24.11.2015 исковые требования удовлетворены.
Департамент здравоохранения с решением суда не согласился, просил изменить обжалуемый судебный акт, отказав в удовлетворении иска к Курганской области в лице Департамента здравоохранения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель со ссылкой на п. 1.5 Устава учреждения "РЕЗЕРВ", ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации указал, что основной должник является самостоятельным юридическим лицом и отвечает по собственным обязательствам в пределах доведенных до него бюджетных лимитов.
Кроме того, заявитель считает, что в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 14.08.2012 N 363 "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Курганской области", Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" Департамент здравоохранения не осуществляет функции распорядителя бюджетных средств в отношении обязательств, связанных с мобилизационным резервом. В отношении учреждения "РЕЗЕРВ" Департамент здравоохранения осуществляет функции и полномочия учредителя, функции собственника осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (п. 1.4 Устава), Финансовое управление Курганской области обеспечивает субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений и государственных казенных предприятий.
Податель апелляционной жалобы также указывает на то, что в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 28.07.2015 N 250 "О реализации Государственного казенного учреждения "Центр ресурсного обеспечения и защиты населения Курганской области" и "Государственного казенного учреждения здравоохранения особого типа "Курганский областной центр медицинский мобилизационных резервов "РЕЗЕРВ" данные учреждения были реорганизованы в форме присоединения учреждения "РЕЗЕРВ" к Государственному казенному учреждению "Центр ресурсного обеспечения и защиты населения Курганской области" (далее - ГКУ "ЦРОЗН Курганской области", при этом функции главного распорядителя осуществляет Управление реабилитации территорий и защиты населения Курганской области.
Финансовое управление Курганской области просит изменить судебный акт в части и принять новый, отказав в удовлетворении исковых требований АО "СК "Восток" за счет казны Курганской области, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения казны субъекта к деликтной ответственности в порядке ст. 1069, 1070 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и правильно установлено судом первой инстанции, что 29.01.2015 между АО "СК "Восток" (гарантирующий поставщик) и учреждением "РЕЗЕРВ" (заказчик) заключен государственный контракт на энергоснабжение N 60229111 (л.д. 9-23), в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик обязался поставлять потребителю (ответчику) в точку (-и) поставки через присоединенную сеть электрическую энергию, соответствующую требованиям ГОСТа 32144-2013, а потребитель обязался принять электрическую энергию в согласованном объеме и оплатить ее по свободной (нерегулируемой) цене по первой ценовой категории в сроки и на условиях, предусмотренных контрактом, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 2.1 контракта; л.д. 9-23).
Согласно п. 5.2 объем фактического месячного потребления электрической энергии за учетный период определяется по показаниям расчетных приборов учета электрической энергии, перечисленных в приложении N 1 к контракту.
Пунктом 5.1 предусмотрено, что периодом для определения фактического месячного объема потребления электрической энергии по контракту является календарный месяц (учетный период) (контракта).
В соответствии с п. 6.4 контракта стоимость потребленной электрической энергии определяется как произведение объема электроэнергии, потребленной за учетный период и рассчитанного гарантирующим поставщиком предельного уровня нерегулируемой цены на электрическую энергию для соответствующей ценовой категории.
В силу п. 6.6 контракта стоимость фактически принятого потребителем в учетном периоде объема электроэнергии по контракту определяется на основании данных акта "Объемов потребления электрической энергии", составленного гарантирующим поставщиком на основании полученных от потребителя показаний расчетных приборов учета электрической энергии и объема электроэнергии, определенного гарантирующим поставщиком расчетным способом.
В соответствии с п. 7.1 за расчетный период принимается календарный месяц. Заказчик исполняет обязательство по оплате текущего потребления электрической энергии, без выставления гарантирующим поставщиком счета (счета-фактуры), в установленных ниже размерах платежей и сроках платежей (периоды платежей):
30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, по выставленному гарантирующим поставщиком счету-фактуре (п. 7.2 контракта).
Оплате ресурса производится потребителем 10-го и 25-го числа месяца, в котором осуществляется поставка электрической энергии, стоимость электрической энергии (мощности) и подлежащий оплате объем покупки определяются в следующем порядке:
- подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) принимается равным объему потребления электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период.
В случае отсутствия указанных данных, подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) рассчитывается исходя из отношения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя и коэффициента оплаты мощности, равного 0,002824.
-стоимость электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки определяется исходя из нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации нерегулируемых цен.
В соответствии с контрактом, во исполнение принятых на себя обязательств в заявленном периоде, истцом для оплаты ответчику предъявлены счета-фактуры: от 30.04.2015 N 043000033/1/97, от 31.05.2015 N 053100184/1/97, от 30.06.2015 N 063000438/1/97 на общую сумму 58 792 руб. 76 коп.
Оплата поставленной электроэнергии произведена ответчиком в ходе рассмотрения дела, в связи с чем истец заявил об отказе от иска в части основного долга и просил удовлетворить требования о взыскании процентов, предусмотренных ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с отнесением на ответную сторону расходов по оплате государственной пошлины.
Исковые требования АО "СК "Восток" удовлетворены. Судом первой инстанции с учреждения "РЕЗЕРВ", а при недостаточности средств у основанного должника, с субсидиарного - Курганской области в лице Департамента здравоохранения, взыскано 2 499 руб. 10 коп.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд полает, что обжалуемое решение подлежит отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса без каких-либо изъятий для судопроизводства по отдельным категориям дел.
Процессуальное правопреемство производится, если произошло правопреемство в спорном или установленном судебным актом правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах).
Учитывая, что 10.11.2015, то есть до принятия обжалуемого судебного акта, в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена соответствующая запись о прекращении деятельности учреждения "РЕЗЕРВ" при реорганизации в форме присоединения к ГКУ "ЦРОЗН Курганской области", суду первой инстанции следовало рассмотреть вопрос о замене ответчика - учреждения "РЕЗЕРВ" на его правопреемника - ГКУ "ЦРОЗН Курганской области".
Апелляционный суд полагает необходимым по собственной инициативе произвести в порядке процессуального правопреемства замену основного должника в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку при иных обстоятельствах неразрешенность вопроса о замене должника в порядке процессуального правопреемства фактически препятствует исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
Оценивая исковые требования по существу, апелляционный суд считает, что иск о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению, в связи с тем, что обязательство по оплате поставленной и принятой электроэнергии исполнено заказчиком с просрочкой.
Согласно п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно уточненному расчету размер процентов, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации - 8,25 % годовых по счетам-фактурам от 30.04.2015 и 31.05.2015, ключевой ставке - 10, 12% по июньскому счету-фактуре, общая сумма неустойки за нарушение ответчиком сроков оплаты услуг за весь период с 19.05.2015 по 28.07.2015 составила 489 руб. 93 коп. (л.д.95).
Указанный расчет судом апелляционным инстанции проверен, признается верным. Контррасчет неустойки суду не представлен.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент здравоохранения не является надлежащим ответчиком подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу положений абз. 4 п. 2 ст. 120, п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостойности денежных средств у казенного предприятия субсидиарную ответственность несет собственник его имущества.
Вместе с тем согласно ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с п. 3 ст. 158 Кодекса главный распорядитель главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде, соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Департамент здравоохранения в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 14.08.2012 N 363 "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения" является исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере здравоохранения на территории Курганской области; Департамент здравоохранения осуществляет исполнение полномочий главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий (подп. 18 п. 8 постановления N 363).
В соответствии с п. 1.3 Устава учреждения "РЕЗЕРВ" Департамент здравоохранения является учредителем учреждения.
Пунктом 5.2 Устава учреждения "РЕЗЕРВ" предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам субъекта Российской Федерации отвечает, соответственно, орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее учреждение (п. 5.7 Устава).
Согласно данным, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, учредителем ответчика является Курганская область, а органом осуществляющим права учредителя является Департамент здравоохранения.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, в случае отказа основного должника удовлетворить требование кредитора, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность - Департаменту здравоохранения.
Ссылка Департамента здравоохранения на то, что после реорганизации в форме присоединения распорядителем бюджетных средств по обязательствам правопреемника является иное лицо, не является основанием для изменения выводов суда первой инстанции в указанной части, поскольку иск правомерно удовлетворен за счет средств казны Курганской области, а установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации особенности порядка исполнения судебных актов не влияют на гражданско-правовые отношения и не изменяют условия применения субсидиарной ответственности.
Довод Финансового управления Курганской области об отсутствии оснований для удовлетворения требований за счет казны Курганской области также отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Учитывая, что исковые требования в части основного долга удовлетворены ответчиком после подачи искового заявления, в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, а также в соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об отнесении на сторону не в пользу которой принят судебный акт, с ГКУ "ЦРОЗН Курганской области" пользу АО "СК "Восток" подлежат взысканию расходы истца по уплате государственной пошлины.
Таким образом, руководствуясь ст. 48, 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
произвести в порядке процессуального правопреемства замену ответчика государственного казенного учреждения здравоохранения особого типа "Курганский областной центр медицинский мобилизационных резервов "Резерв" на правопреемника - государственное казенное учреждение "Центр ресурсного обеспечения и защиты населения Курганской области".
Решение Арбитражного суда Курганской области от 24.11.2015 по делу N А34-4180/2015 отменить.
Исковые требования акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" к государственному казенному учреждению "Центр ресурсного обеспечения и защиты населения Курганской области" удовлетворить.
Взыскать с государственного казенного учреждения "Центр ресурсного обеспечения и защиты населения Курганской области", а при недостаточности средств в субсидиарном порядке с Курганской области в лице Департамента здравоохранения Курганской области за счет казны Курганской области 499 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 2000 руб. государственной пошлины по иску.
Апелляционные жалобы Финансового управления Курганской области и Департамента здравоохранения Курганской области оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4180/2015
Истец: ОАО Энергосбытовая компания "Восток"
Ответчик: Государственное казенное учреждение здравоохранения особого типа "Курганский областной центр медицинский мобилизационных резервов "Резерв", Департамент здравоохранения Курганской области, Курганская область в лице Департамента здравоохранения Курганской области
Третье лицо: ГКУЗОТ "Курганский областной центр медицинских мобилизационных резервов" Резерв", Управление Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу, Финансовое управление Курганской области