г. Хабаровск |
|
01 марта 2016 г. |
А04-6710/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Ротаря С.Б., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жук Д.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Водоочистительная станция 3": не явились;
от Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Амурской области": не явились;
от Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа": Солдатенко Д.А., представитель по доверенности от 21.12.2015 N 29/296;
от Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 09.11.2015
по делу N А04-6710/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Лисовской Г.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоочистительная станция 3"
к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Амурской области"
о взыскании 1 715 руб. 88 коп.
третьи лица: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоочистная станция 3" (ОГРН 1062815003790 ИНН 2815013774, далее - ООО "Водоочистная станция 3") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Амурской области" (ОГРН 1022800528739 ИНН 2801030392, далее - ФКУ "Военный комиссариат Амурской области", комиссариат) о взыскании задолженности за фактически потребленные услуги холодного водоснабжения за период с 01.10.2014 по 31.12.2014 в сумме 1 715 руб. 88 коп.
Определением от 18.09.2015 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016, далее - ФКУ "ОСК Восточного военного округа") и Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" (ОГРН 1102721007751 ИНН 2722099585, далее - ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю".
Решением от 09.11.2015 заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФКУ "ОСК Восточного военного округа" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального и процессуального права, а также не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал полностью, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили.
ООО "Водоочистная станция 3" представило отзыв на жалобу, в котором по заявленным доводам возражает, указывая на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, просит оставить его в силе.
Заслушав представителя ФКУ "ОСК Восточного военного округа", исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
ООО "Водоочистная станция 3" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, которая в период с 01.10.2014 по 31.12.2014 в отсутствие письменного договора осуществляла водоснабжение в отношении следующего объекта - нежилое помещения общей площадью 670,3 кв.м. в административном здании отдела военного комиссариата, расположенном по адресу: г. Зея, ул. Мухина, 160.
На основании договора от 13.12.2013N 04-10/13/005, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Тынды и ФКУ "Военный комиссариат Амурской области", названный объект недвижимого имущества находится в безвозмездном пользовании комиссариата.
В этой связи на стоимость оказанных коммунальных услуг фактическому потребителю выставлены счета-фактуры от 28.10.2014 N 1259, от 26.11.2014 N 1402, от 17.12.2014 N 1514 на общую сумму 1 715 руб. 88 коп.
Ссылаясь на неисполнение ФКУ "Военный комиссариат Амурской области" обязанности по оплате объема потребленной услуги водоснабжения в добровольном порядке ООО "Водоочистная станция 3" обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности представленными доказательствами.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы ФКУ "ОСК Восточного военного округа" в силу следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в настоящем случае между истцом и ответчиком в отсутствие письменного договора возникли фактические отношения по оказанию услуг водоснабжения.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) по договору горячего или холодного водоснабжения (далее -договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении, пунктом 19 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ по договору энергоснабжения оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 309 ГК РФ определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В силу вышеприведенных правовых норм и разъяснений к ним, в рассматриваемом случае отсутствие договора водоснабжения, заключенного в письменном виде и подписанного сторонами, с потребителем, чья инфраструктура присоединена к сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства, не освобождает его от обязанности произвести оплату фактически оказанных ему услуг водоснабжения.
Факт оказания ООО "Водоочистная станция 3" услуг водоснабжения в период с октября по декабрь 2014 года в отношении здания военного комиссариата, находящимся в безвозмездном пользовании ФКУ "Военный комиссариат Амурской области" подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается последним.
На основании установленного в соответствии со справками за спорный период объема водопотребления, с учетом действовавшего тарифа на водоснабжение, установленного для истца приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.12.2013 N 269-пр/в на 2014 год в размере 31,60 руб. за 1 куб.м. определена стоимость подлежащей уплате коммунальной услуги, потребленной объектом ответчика, которая за период с 01.10.2014 по 31.12.2014 составила 1 715 руб. 88 коп.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие в порядке статьи 65 АПК РФ доказательств оплаты потребленной объектами ФКУ "Военный комиссариат Амурской области" питьевой воды, заявленные ООО "Водоочистная станция 3" требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в указанном размере.
В апелляционной жалобе ФКУ "ОСК Восточного военного округа" указывает на недоказанность факта оказания услуги и размера предъявленной к взысканию задолженности, основанной на односторонних документах истца - счетах-фактурах.
Между тем, заявленные доводы жалобы не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции и отклоняются на основании следующего.
Факт того, что энергопотребляющие установки военного комиссариата присоединены к сетям истца, не оспаривается сторонами.
При этом доказательств того, что энергопринимающие устройства потребителя в спорный период были отключены от сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства заявителем жалобы не представлено.
В этой связи, ввиду специфики правоотношений, связанных со снабжением через присоединенную сеть водой, с учетом вышеупомянутых разъяснений пункта 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 и пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, как исследовано выше, несмотря на отсутствие договора, заключенного в письменном виде, оплата образовавшейся задолженности за фактически потребленные услуги водоснабжения является прямой обязанностью ФКУ "Военный комиссариат Амурской области", которая не была исполнена надлежащим образом.
Объем водопотребления объектом ответчика определен истцом в соответствии с положениями Правил N 644 и отражен в справках об объемах за спорный период, расчет долга произведен исходя из действовавших в 2014 году тарифов.
ФКУ "ОСК Восточного военного округа", в свою очередь, доказательств в обоснование своих возражений не привело, иной объем потребленной питьевой воды не доказало, контррасчет задолженности суду не представило.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим судом апелляционной инстанции отклоняются. Оснований для отмены оспоренного в апелляционном порядке судебного акта не установлено.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ФКУ "ОСК ВВО" в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с предоставлением отсрочки в ее уплате.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 09.11.2015 по делу N А04-6710/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316 ИНН 2722103016) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
С.Б. Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6710/2015
Истец: ООО "ВОС 3"
Ответчик: Военный комиссариат Амурской области
Третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Управление Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю", ФКУ "Объединенное сстратегическое командование Восточного военного округа", ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа, ФКУ "Управление Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю", ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю"