г. Москва |
|
02 марта 2016 г. |
Дело N А41-93927/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Иванова С.Е. - извещен, не явился, явку представителя не обеспечил,
от Управления земельных отношений Раменского муниципального района - извещено, представитель не явился,
от администрации Раменского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных отношений Раменского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 13.01.2016 по делу N А41-93927/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Иванов Сергей Евгеньевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации в предоставлении предпринимателю в аренду сроком на пять лет земельного участка площадью 5 544 кв.м. с кадастровым номером 50:23:0050342:280, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "под строительство складских помещений", расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, с.п. Никоновское, с. Заворово, уч. N 87, оформленный письмом управления земельных отношений администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - управление) от 21.09.2015 N 2505;
- обязать администрацию в течение 14 дней принять решение о предоставлении предпринимателю в аренду сроком на пять лет данный земельный участок;
- обязать администрацию подготовить проект договора аренды сроком на пять лет этого земельного участка и направить его в адрес предпринимателя с предложением о его заключении.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют управление, Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.01.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие предпринимателя, его представителя, представителей иных лиц, участвующих в деле.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматель 19.08.2013 обратился с заявлением на имя Главы Раменского муниципального района Московской области (далее - Глава района) о предварительном согласовании места размещения объекта - складских помещений на земельном участке площадью 5 544 кв.м., расположенном по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское, с. Заворово, уч. N 87, об утверждении акта о выборе данного земельного участка и предоставлении его в аренду сроком на 5 лет.
Постановлением Главы района от 27.02.2012 N 482 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское, с. Заворово, уч. N 87" утверждена схема расположения названного земельного участка.
Постановлением Главы района от 12.07.2013 N 1914 "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское, с. Заворово, уч. N 87" установлен вид разрешенного использования земельного участка - "под строительство складских помещений".
В газете "Родник" от 06.09.2013 N 67 (17106) опубликовано официальное сообщение о предстоящем предоставлении администрацией сельского поселения Никоновское в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельного участка общей площадью 5544 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское, с. Заворово, уч. N 87 под строительство складских помещений.
Постановлением администрации от 14.10.2013 N 604 "О предварительном согласовании места размещения складских помещений, утверждении акта о выборе земельного участка Индивидуальному предпринимателю Иванову Сергею Евгеньевичу на территории сельского поселения Никоновское Раменского муниципального района Московской области" предварительно согласовано место размещения объекта - складских помещений, утвержден акт о выборе земельного участка.
На основании данного постановления и утверждения акта выбора земельного участка в отношении земельного участка индивидуальным предпринимателем проведены кадастровые работы и 03.08.2015 сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом от 04.08.2015 N МО-15/ЗВ-1440497. Земельному участку присвоен кадастровый номер 50:23:0050342:280.
После постановки земельного участка на кадастровый учет предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050342:280 в аренду и заключении договора аренды.
Рассмотрев данное обращение, администрация отказала предпринимателю в предоставлении в аренду земельного участка (письмо управления от 21.09.2015 N 2505).
В обоснование отказа администрация сослалась на протокол Межведомственной комиссии от 10.09.2015 N 35 по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, согласно которому проект договора аренды указанного земельного участка не подлежит согласованию в связи с нарушением процедуры предоставления земельного участка предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса (в редакции действующей после 01.03.2015).
Не согласившись с данным отказом от 12.09.2015, предприниматель 23.11.2015 оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу статей 15, 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в администрацию с первоначальным заявлением о предоставлении земельного участка в аренду) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (аренду). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность (аренду) граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, предоставляться в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В данном случае информация о предоставлении в аренду предпринимателю земельного участка опубликована в газете "Родник" от 06.09.2013 N 67 (17106), то есть до 01.03.2015 - дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
Процедура утверждения акта выбора и схемы границ земельного участка установлена статьей 31 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данная информация была опубликована в газете "Родник" от 06.09.2013 N 67 (17106). Возражений и замечаний по данному информационному сообщению не поступало.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выбор земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 7 статьи 31 Земельного кодекса копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Согласно пункту 9 статьи 31 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 данного Закона, введенному в действие с 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных Правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами рассмотрение заявлений и принятие в установленные сроки обоснованных решений о предоставлении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Ссылка управления на то, что основанием для отказа послужило отрицательное решение Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Положения о Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 03.09.2012 N 1078/31, Межведомственная комиссия по земельно-имущественным отношениям в Московской области является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам изменения категории земельных участков, приобретения земельных участков в собственность Московской области, передачи земельных участков из собственности Московской области в собственность муниципальных образований Московской области, передачи Московской области полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, об участии Московской области в проектах государственно-частного партнерства.
Таким образом, принимаемые комиссией решения являются предварительными и не влекут каких-либо правовых последствий для заявителя. Решение Межведомственной комиссии, на которое ссылается управление, само по себе не могло в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного кодекса) служить основанием для принятия решения об отказе в предоставлении заявителю земельного участка в аренду и не порождает для заявителя предусмотренных законом прав и обязанностей (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 и Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2015 по делу N А41-27802/2015, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу N А41-38134/15, от 03.02.2016 по делу N А41-65898/15 и др.).
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что требования земельного законодательства о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта в данном случае выполнены, оснований для отказа в представлении этого участка в аренду у администрации (управления) не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении требований предпринимателя является правильным.
Из доводов управления, материалов дела оснований для его отмены либо изменения не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.01.2016 по делу N А41-93927/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-93927/2015
Истец: Ип Иванов Сергей Евгеньевич
Ответчик: Администрация Раменского муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Управление земельных отношений Раменского муниципального района, Администрация Раменского муниципального района Московской области