город Ростов-на-Дону |
|
02 марта 2016 г. |
дело N А32-30870/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Пищевые технологии" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2015 по делу N А32-30870/2015, принятое судьей Суминым Д.П., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Пищевые технологии" к Администрации муниципального образования Динской район третье лицо: Администрация Новотитаровского сельского поселения о признании незаконными бездействий, обязать принять решение о предоставлении в аренду земельного участка
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТД Пищевые технологии" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Динской район (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными бездействия администрации, выразившиеся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта -земельного участка по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская, ул. Луначарского, 1/2а; об обязании администрацию принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта: предоставление ООО "Торговый дом Пищевые технологии" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская, ул. Луначарского, 1/2а для строительства гаража под размещение собственного автотранспорта предприятия ( уточненные требования принятые в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что строительство общежития является жилищным строительством, а продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах (пункт 2 статьи 30.1 ЗК РФ). Кроме того, требования представлены не все документы, необходимые для предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Торговый дом Пищевые технологии" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, полагает, что суд недостаточно изучил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, что привело к несоответствию выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 07.02.2012 заявитель обратился в администрацию с заявлением N 35/02-11 о предоставлении в аренду земельного участка для строительства гаража под размещение собственного автотранспорта предприятия и общежития для проживания работников, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст.Новотитаровская, ул.Луначарского, 1/1.
К указанному заявлению были приложены: схема расположения земельного участка, учредительные документы, декларация о намерениях.
27.02.2012 Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район письмом N 10.01-08/1028 сообщило, что заявление находится на стадии рассмотрения, пакет документов направлен в управление архитектуры и градостроительства.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Динской Район подготовлено градостроительное заключение от 16.11.2012 N 07-08/2537 о формировании земельного участка.
12.03.2014 администрацией вынесло Постановление N 249 "О предварительном согласовании места строительства гаража под размещение собственного автотранспорта предприятия и общежития для проживания работников на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст.Новотитаровская, ул.Луначарского, 1/2 "А" и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории" (далее - Постановление N 249).
05.07.2014 в газете "Трибуна" была осуществлена публикация сообщения о предстоящем предоставлении обществу в аренду спорного земельного участка (N 96 (11890)).
25.07.2014 вынесено постановление N 1013 "О предоставлении ООО "ТД Пищевые технологии" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст.Новотитаровская, ул.Луначарского, 1/2 "А"".
Земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером 23:07:0201246:60.
По мнению заявителя, в августе 2014 года Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район приостановило действия по заключению договора аренды в связи с необходимостью исключить из Постановления N 249 предварительное согласование строительства общежития.
В суде первой инстанции заявитель пояснил,что ему предложено написать заявление о внесении изменений вида разрешенного использования земельного участка и ждать положительного результата.
03.10.2014 заявитель обратился к заинтересованному лицу с соответствующим заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Администрация не ответила на указанное заявление, Постановление N 249 не изменено, договор аренды не заключен.
Заявителем указано, что при обращении в июле 2015 года в администрацию Новотитаровского сельского поселения, отделом земельных отношений ему было сообщено, что указанный земельный участок при желании общества будет предоставлен только через процедуру проведение торгов.
Считая данные действия (бездействия) администрации незаконными, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 ГК РФ гражданин вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения заявления заинтересованного лица необходимо одновременное наличие следующих условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону (иным нормативным правовым актам) и нарушение ими прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 ГК РФ).
Земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ (действовала до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), в которых детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа в связи с заявлением заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для строительства по указанной процедуре. Уполномоченный орган обеспечивает выбор участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31); информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31); оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31); принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31); копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается заявителю уполномоченным органом в семидневный срок со дня утверждения указанного решения (пункт 7 статьи 31).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32) и последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31).
Вместе с тем, согласно заявлению от 07.02.2012 заявитель просил предоставить ему земельный участок для "строительства гаража под размещение собственного автотранспорта предприятия и общежития для проживания работников".
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Согласно статье 94 Кодекса жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Как следует из статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, комнаты в жилом доме, в том числе в общежитии, относятся к жилым помещениям.
В силу чего, под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что строительство общежития является жилищным строительством.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на момент обращения заявителя в администрацию были урегулированы в статье 30.1 ЗК РФ. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах (пункт 2 статьи 30.1 ЗК РФ).
Таким образом, предоставление земельного участка для цели жилищного строительства могло быть осуществлено только посредством проведения аукциона.
На основании изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что действия (бездействия) администрации прав заявителя не нарушили.
Также, следует указать, что Постановлением администрации от 30.09.2014 N 1393 постановление от 12.03.2014 N 249 "О предварительном согласовании места строительства гаража под размещение собственного автотранспорта предприятия и общежития для проживания работников на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст.Новотитаровская, ул.Луначарского, 1/2 "А" и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории" и постановление от 25.07.2014 N 1013 "О предоставлении ООО "ТД Пищевые технологии" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст.Новотитаровская, ул.Луначарского, 1/2 "А"" отменены по данным основаниям.
Как правильно указал суд первой инстанции, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований является следующее.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой перечень, на момент обращения заявителя в администрацию (07.02.2012), был утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Исследовав приложение к заявлению о предоставлении спорного земельного участка в аренду, судом первой инстанции правомерно установлено, что требования ЗК РФ заявителем соблюдены не в полном объеме.
Так, заявителем представлены только: схема расположения земельного участка, учредительные документы, декларация о намерениях.
Таким образом, заявителем представлены не все документы, необходимые для предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.
Невыполнение Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении ФАС СКО от 20.12.2010 по делу N А32-54503/2009, определении ВАС РФ от 29.09.2011 N ВАС-12250/11.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества о том, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, поскольку Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 в отношении документов, необходимых для приобретения прав на иные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности вступил в силу с 01 июля 2012 года. Тогда как, представленные обществом документы не соответствуют перечню, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы являются не обоснованными и подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2015 по делу N А32-30870/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30870/2015
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ПИЩЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", ООО Торговый дом Пищевые технологии
Ответчик: Администрация муниципального образования Динской район
Третье лицо: Администрацию Новотитаровского сельского поселения, Администрация Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, Администрация МО Динской район