город Ростов-на-Дону |
|
29 февраля 2016 г. |
дело N А53-22735/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ильиной М.В, Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
истца - представитель Балдин В.А. по доверенности от 01.09.2015;
от ответчика - представитель Волнянский Д.И. по доверенности от 11.01.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ДонАвто" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2015 по делу N А53-22735/2014
по иску ООО "ДонАвто"
к ответчику - Ростовской области в лице Министерства Финансов Ростовской области
при участии третьих лиц - администрации г. Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерства труда и социального развития Ростовской области, Министерства финансов Ростовской области, Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска, Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области о взыскании убытков
принятое в составе судьи Корха С.Э.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДонАвто" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Ростовской области в лице Министерства Финансов Ростовской области о взыскании убытков в размере 4971445 руб. 09 коп. (с учетом уменьшения размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 2 л.д. 17).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация г. Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерство труда и социального развития Ростовской области, Министерство финансов Ростовской области, Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска.
Определением от 15.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Федеральная служба государственной статистики по Ростовской области.
Решением от 02.09.2015 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что факт несения убытков истцом не подтвержден. Основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ДонАвто" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ООО "ДонАвто" осуществляло перевозку пассажиров льготных пассажиров областного регистра. Однако, убытки субъектом федерации за период с 2011 года по 2013 год не были возмещены в полном объеме. Стоимость единого социального билета с 2012 года не индексировалась. Расчет выпадающих доходов, составленный истцом, основан на сведениях, предоставленных МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", а также на данных натурного обследования пассажиропотока.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 производство по делу N А53-22735/2014 приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации жалобы по делу N А53- 29711/2014.
Определением от 03.02.2016 производство по делу возобновлено, назначено судебное заседание.
В связи с отпуском судьи Мисника Н.Н., определением от 26.02.2016 произведена замена судьи Мисника Н.Н. в составе суда по делу N А53-22735/2014 на судью Чотчаева Б.Т.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель Министерства финансов Ростовской области в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные, просил решение оставить без изменения.
Представители третьих лиц - администрации г. Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерства труда и социального развития Ростовской области, Министерства финансов Ростовской области, Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска, Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области в заседание не явились. Третьи лица о судебном разбирательстве извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.09.2011 между ООО "ДонАвто" (перевозчик) и МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (заказчик) заключен договор N 7 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска (т. 1 л.д. 16-20), согласно которому заказчик поручил, а перевозчик принял на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров и багажа указанными в пункте 1.1 договора автобусами по маршрутам регулярных перевозок г. Волгодонска, перечень которых содержится в приложении N 1 к настоящему договору (т. 1 л.д. 21).
В пункте 2.4.14 договора перевозчик обязался осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска.
В соответствии с пунктом 7.1 договор вступает в силу с 03.10.2011 и действует до заключения договора с победителем следующего конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах города Волгодонска.
Между Департаментом труда и социального развития администрации г. Волгодонска (департамент) и ООО "ДонАвто" (перевозчик) 24.10.2011 заключен договор N 289 о предоставлении гражданам мер социальной поддержки по льготному проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования за счет субвенций из областного бюджета (т. 1 л.д. 50-51), согласно которому, перевозчик обязался в течение срока действия договора предоставлять гражданам муниципального образования г. Волгодонск, имеющим право на меры социальной поддержки, льготный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, а департамент обязался возместить расходы перевозчику за проезд льготных категорий граждан в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на 2011 год, на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных единых проездных талонов, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов сверок.
Между Департаментом труда и социального развития администрации г. Волгодонска (департамент) и ООО "ДонАвто" (перевозчик) 10.02.2012 заключен договор N 21 о предоставлении гражданам мер социальной поддержки по льготному проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования за счет субвенций из областного бюджета (т. 1 л.д. 48-49), согласно которому, перевозчик обязался в течение срока действия договора предоставлять гражданам муниципального образования г. Волгодонск, имеющим право на меры социальной поддержки, льготный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, а департамент обязался возместить расходы перевозчику за проезд льготных категорий граждан в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на 2012 год, на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных единых проездных талонов, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов сверок.
Между Департаментом труда и социального развития администрации г. Волгодонска (департамент) и ООО "ДонАвто" (перевозчик) 18.01.2013 заключен договор N 39 о предоставлении гражданам мер социальной поддержки по льготному проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования за счет субвенций из областного бюджета (т. 1 л.д. 46-47), согласно которому, перевозчик обязался в течение срока действия договора предоставлять гражданам муниципального образования г. Волгодонск, имеющим право на меры социальной поддержки, льготный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, а департамент обязался возместить расходы перевозчику за проезд льготных категорий граждан в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на 2013 год, на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных единых проездных талонов, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов сверок.
Во исполнение названных договоров ООО "ДонАвто" в период с 2011 года по 2013 год осуществляло перевозку граждан, включенных в региональный регистр, по единому социальному проездному талону. За указанный период ООО "ДонАвто" выплачена компенсация по актам о фактическом возмещении расходов (т. 1 л.д. 52-78).
Полагая, что в связи с осуществлением перевозки по единым социальным проездным талонам в период 2011-2013 гг., у перевозчика возникли убытки, ООО "ДонАвто" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на транспортные организации возложены обязательства по предоставлению льгот при оказании услуг по перевозке отдельным категориям граждан.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан, включенных в федеральный регистр, в Ростовской области предоставляются в соответствии с Положением о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 (приложение N 2).
Согласно указанному положению проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании единого социального проездного билета (пункт 7 Положения), приобретаемых гражданами стоимостью 265,0 руб.
В пункте 11 Положения о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области установлено, что автотранспортные организации, осуществляющие перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство труда и социального развития области счета, реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (далее - реестры) на бумажных и магнитных носителях по форме, установленной министерством труда и социального развития Ростовской области, которые являются неотъемлемой частью контракта (договора), заключенного между министерством труда и социального развития Ростовской области и автотранспортными организациями.
Реестры и счета являются основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных организаций за льготный проезд федеральных льготников.
В соответствии с пунктом 12 Положения министерство труда и социального развития Ростовской области заключает контракты (договоры) с автотранспортными организациями, указанными в перечне автотранспортных организаций, допущенных к выполнению пассажирских перевозок по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, представляемом министерством транспорта Ростовской области, на возмещение расходов за бесплатные перевозки федеральных льготников на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам.
Министерство труда и социального развития Ростовской области осуществляет расходование средств областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем их перечисления с лицевого счета получателя средств на счета автотранспортных организаций, представивших реестры, счета (пункт 13 Положения).
В пункте 6.1.3 приложения N 1 к постановлению правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 определена методика компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265,0 руб. в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Таким образом, в спорный период на территории Ростовской области, регламентирован порядок компенсации расходов транспортной организации в связи с перевозкой граждан льготных категорий.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что ООО "ДонАвто" осуществляло перевозку пассажиров льготных пассажиров областного регистра, однако, убытки субъектом федерации за период 2011- 2013 гг. не были возмещены в полном объеме.
Из материалов дела следует, что возмещение понесенных расходов производилось ООО "ДонАвто" в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 15.12.2011 N 232 по представленным в материалы дела актам о фактическим возмещении расходов (т. 1 л.д. 52-78).
В данном случае, факт получения обществом компенсации расходов по перевозке автобусами льготных категорий граждан, отнесенных к региональному регистру, исходя из стоимости единого социального проездного талона с учетом доли ООО "ДонАвто" в перевозке, подтвержден истцом в исковом заявлении (т. 1 л.д. 9), а также в расчете выпадающих доходов за спорный период с указанием сумм возмещения (т. 1 л.д. 15).
Довод заявителя жалобы о том, что, что стоимость единого социального билета с 2012 года не индексировалась, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 является действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков.
Исковые требования касаются возмещения убытков (выпадающих расходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате. Следовательно, предъявляя настоящее требование, ООО "ДонАвто" надлежало подтвердить, в том числе размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что расчет выпадающих доходов, составленный истцом, основан на сведениях, предоставленных МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", а также на данных натурного обследования пассажиропотока.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.
В данном случае, достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде, согласованных с органом государственной статистики, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "ДонАвто" не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения иска.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2015 по делу N А53-22735/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Ильина М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22735/2014
Истец: ООО "ДонАвто"
Ответчик: министерство финансов Ростовской области, Ростовская область, в лице Министерства Финансов РО
Третье лицо: Администрация г. Волгодонск Ростовской области, Администрация г. Волгодонска, Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство труда и социального развития РО, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства", Федеральная служба государственной статистики по РО, Федеральная служба государственной статистики по Ростовской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РО (Ростовстат)