29 февраля 2016 г. |
Дело N А83-4073/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объёме 29.02.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Горошко Н.П.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии: представителя ООО "Крым-Ирей" - Папирного Дениса Игоревича, доверенность от 17.02.2016 N 2101/08; представителя Управления федеральной налоговой службы России по Республике Крым и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю Республики Крым- Михайлова Александра Александровича, доверенность от 05.10.2015 N 06-22/12144; доверенность от 17.03.2015 N 21/06-15;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.12.2015 по делу N А83-4073/2015 (судья Евдокимова Е.А.), принятое по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым (бул. Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) к обществу с ограниченной ответственностью "Крым-Ирей" (ул. Ленина, 25, г. Симферополь, Республика Крым, 295006), заинтересованные лица - Управление федеральной налоговой службы России по Республике Крым (ул. Александра Невского, 29, г. Симферополь, Республика Крым, 295006), Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю Республики Крым (ул. Мате Залки, дом 1/9, г. Симферополь, Республика Крым, 295053) о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, и приложенных к нему документов,
установил:
Служба финансового надзора Республики Крым (бул. Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) (далее - Служба, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Крым-Ирей" (ул. Ленина, 25, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) (далее - Общество, ООО "Крым-Ирей"), заинтересованные лица - Управление федеральной налоговой службы России по Республике Крым (ул. Александра Невского, 29, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) (далее - Управление), Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю Республики Крым (ул. Мате Залки, дом 1/9, г. Симферополь, Республика Крым, 295053) (далее - Инспекция) о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, и приложенных к нему документов.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.12.2015 в удовлетворении требований Службы финансового надзора Республики Крым было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Служба финансового надзора Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.12.2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Службы финансового надзора Республики Крым. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что судом первой инстанции не были предприняты всесторонние и должные меры, в соответствии со статьей 66 АПК РФ, по истребованию документов, подтверждающих сумму задолженности ООО "Крым-Ирей", у Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю Республики Крым, как хранителя информации и органа, который располагает данными о суммах, включенных в переданный реестр.
Служба финансового надзора Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлена надлежащим образом.
Представитель ООО "Крым-Ирей" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.12.2015 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что ООО "Крым-Ирей" имело бесспорную переплату по налогу на прибыль частных предприятий в сумме 3 167 117,00 руб., что свидетельствует о необоснованном включении в реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года задолженности в сумме 639 614,49 руб.
Представитель Управления федеральной налоговой службы России по Республике Крым и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю Республики Крым поддержал апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым, однако письменные пояснения не представил.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Службы финансового надзора Республики Крым, необязательность явки ее представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 14 декабря 2015 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Указом Главы Республики Крым N 51-У от 16 июня 2014 года "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" была утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образована, в том числе, Служба финансового надзора Республики Крым, которая наделена функциями, полномочиями, правами и обязанностями, согласно нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Крым.
Служба финансового надзора Республики Крым является новообразованным исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 170 утверждено Положение о Службе финансового надзора Республики Крым, согласно которому, Служба финансового надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим в отношении средств бюджета Республики Крым, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства местными бюджетами - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым.
Служба осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым, в котором по состоянию на 01 января 2015 года за налогоплательщиком - Обществом с ограниченной ответственностью "Крым-Ирей" числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 639 614,49 руб.
На основании подпункта 11.1. пункта 11 Порядка зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01.01.2015, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.05.2015 N 254, Службой в адрес ООО "Крым-Ирей" было направлено предписание от 20.05.2015 исх. N 05-14/2222 о необходимости в течение двадцати рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым.
В связи с неисполнением ООО "Крым-Ирей" указанного предписания, Служба финансового надзора Республики Крым обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с ООО "Крым-Ирей" задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам по состоянию на 1 января 2015 года, образовавшейся в переходном периоде, в размере 639 614,49 руб.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие возникновение задолженности у Общества в переходной период, а также, что отсутствуют документы, на основании которых возможно установить сумму задолженности (расчет), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования Службы финансового надзора Республики Крым не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
Так, статья 212 АПК РФ определяет, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (статья 213 АПК РФ).
Как определено статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Общество с ограниченной ответственностью "Крым-Ирей" является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц.
В выписке ЕГРЮЛ имеются сведения о регистрации ООО "Крым-Ирей" на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, - регистрационный номер 30645958, дата регистрации 17.11.1999, также указаны сведения о дате внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения, - 11.09.2014, ОГРН 1149102040999.
Закон Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее - Закон N 56 ЗРК) устанавливает особенности урегулирования задолженности по налогам и сборам, а также излишне уплаченных сумм налогов и сборов (переплата), образовавшихся по состоянию на 1 января 2015 года у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.
Статьей 2 Закона N 56 ЗРК установлено, что Служба финансового надзора Республики Крым определена органом, уполномоченным на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - переходный период), у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Закона N 56 ЗРК, Служба осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой Службы Республики Крым.
Таким образом, Служба финансового надзора является уполномоченным органом на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в переходный период.
Из реестра налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты следует, что по состоянию на 1 января 2015 года за Обществом числится задолженность в размере 639 614,49 руб.
Постановлением Совета Министров от 12.05.2015 N 254 был утвержден Порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года (далее - Порядок N 254).
В соответствии с пунктом 11.2. Порядка N 254, в случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности.
Как было указано судом выше, 20.05.2015 Службой в адрес Общества было направлено предписание за исх. N 05-14/2222 о необходимости в течение двадцати рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым.
Из материалов дела следует, что задолженность, которую взыскивает Служба финансового надзора Республики Крым, была ей передана налоговым органом по реестру. В этой связи суд апелляционной инстанции считает необходимым учесть следующее.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при рассмотрении заявления налогового органа о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя недоимки, пеней, штрафа, предъявленного на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ, суду необходимо исходить из того, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит специального указания на то, что непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения должно расцениваться как его согласие с заявленным требованием. В силу пункта 1 статьи 47 НК РФ в случае пропуска налоговым органом срока принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика названный орган и установленный данным пунктом срок вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. При применении этой нормы судам необходимо исходить из того, что указанное требование налогового органа подлежит рассмотрению по существу по правилам главы 26 АПК РФ. В частности, в ходе судебного разбирательства устанавливается наличие оснований для взыскания заявленных сумм, проверяется правильность расчета взыскиваемой суммы.
При этом, из материалов дела следует, что в Налоговой инспекции отсутствуют документы, подтверждающие задолженность ООО "Крым-Ирей" за 2014 год, что подтверждается служебной запиской начальника юридического отдела ИФНС по г. Симферополю N 1 Якубовской Л.А. от 27.11.2015 за N 06-10/502 и ответом на служебную записку N 01-19/1046 от 27.11.2015.
Между тем, частью 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 24.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" установлено, что излишне уплаченные суммы налогов и сборов (переплата), образованные по состоянию на 18 марта 2014 года и не использованные для погашения начислений по налогу и сбору в переходном периоде, не учитываются для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такие суммы считаются списанными и возврату из бюджета не подлежат.
Следовательно, списанными и не подлежащими возврату из бюджета считаются суммы, которые были не использованы налогоплательщиками для погашения начислений.
Однако из материалов дела следует, что Общество изъявило желание использовать переплату по налогу на прибыль и неоднократно (в июне-июле 2014 года) обращалось в Налоговую инспекцию г. Симферополя Налоговой службы Республики Крым с письмами о проведении сверки данных карточек лицевых счетов по налогу на прибыль за 2013-2014 г.г. По результатам вышеуказанных обращений между заявителем и налоговым органом были составлены Акты сверок, согласно которых переплата заявителя по данным налогового органа составляла 3 167 117,00 руб.
Данный факт не оспаривается ни Обществом, ни заинтересованными лицами.
Судом первой инстанции также было установлено, что в производстве Окружного административного суда Республики Крым находилось дело N 1030/2014 по заявлению ОО "Крым-Ирей" к Налоговой службе Республики Крым, Налоговой инспекции в г. Симферополе Налоговой службы Республики Крым, третье лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю о признании решения, действий (бездействий) незаконными и понуждении совершить определенные действия, которое в последствии 24.12.2014 было передано в Арбитражный суд Республики Крым и ему было присвоено номер А83-147/2015, однако производство по нему, в последствии, было прекращено определением Арбитражного суда Республики Крым от 02.04.2015 в связи с ликвидацией налоговых органов Республики Крым.
Между тем, предметом рассмотрения вышеуказанного дело являлось: признание незаконным решения N 31/25.1 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банках от 02.10.2014 г., а также признание незаконными действия (бездействия) по не возврату переплаты по налогу на прибыль, не зачету из суммы переплаты по налогу на прибыль частных предприятий суммы в размере 660012,77 руб., в счет погашения денежного обязательства по уплате единого налога, а также заявитель просил суд обязать заинтересованных лиц из суммы переплаты по налогу на прибыль частных предприятий, сумму в размере 660012,77 руб. зачесть в счет погашения денежного обязательства по уплате единого налога.
Так, Определением Окружного административного суда Республики Крым от 20.10.2014 по делу N 1030/2014 было приостановлено действие решения Налоговой инспекции в г. Симферополе Налоговой Службы Республики Крым от 02.10.2014 г. N 31/25.1 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банках.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу относительно того, что Общество имело бесспорную переплату по налогу на прибыль частных предприятий в сумме 3 167 117,00 руб., что свидетельствует о необоснованном включении в реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года задолженности в сумме 639614,49 руб. Кроме того, вышеуказанная переплата не была включена налоговым органом в реестр.
Согласно ч. 4. ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В нарушение требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ни заявителем, ни УФНС России по Республики Крым, ни ИФНС по г. Симферополю не было представлено в суд первой инстанции, а также в суд апелляционной инстанции надлежащих доказательств, подтверждающих наличие у ООО "Крым Ирей" задолженности в сумме 639 614,49 руб., которая была включена в реестр.
На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие документов подтверждающих возникновение задолженности у Общества в переходной период, а также отсутствие документов, на основании которых возможно было бы установить сумму реальной задолженности (расчет), с учетом имеющейся переплаты по налогу на прибыль частных предприятий, требования Службы финансового надзора Республики Крым не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание то, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 декабря 2015 года по делу N А83-4073/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4073/2015
Истец: Служба финансового надзора Республики Крым
Ответчик: ООО "Крым-Ирей"
Третье лицо: ИФНС России по г. Симферополю, УФНС России По Республике Крым