г. Владивосток |
|
03 марта 2016 г. |
Дело N А24-4200/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Наумцева Сергея Алексеевича,
апелляционное производство N 05АП-12103/2015
на решение от 08.12.2015
судьи А.М. Сакуна
по делу N А24-4200/2015 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН 4101099096, ОГРН 1044100664167, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
о привлечении арбитражного управляющего Наумцева Сергея Алексеевича к
административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Наумцева Сергея Алексеевича (далее - арбитражный управляющий, Наумцев С.А., лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 08.12.2015 заявленные требования удовлетворены. Арбитражный управляющий Наумцев Сергей Алексеевич, 26 ноября 1957 года рождения, уроженец с. Малышев Лог Осинниковского р-на Кемеровской области, место нахождение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 33А, офис 500, зарегистрированный в сводном государственном реестре арбитражных управляющих за N 10910 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Не согласившись с принятым решением, арбитражный управляющий обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 08.12.2015, арбитражный управляющий просит его отменить, незаконное и необоснованное, принятое при без учета фактических обстоятельств дела, без учета особенностей, предусмотренных законодательством о банкротстве, при неправильном применении норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных требований апеллянт ссылается на не принятие им участия в судебном заседании по делу суда первой инстанции, на непредставление им доводов и доказательства в свою защиту, в связи с отсутствием в материалах дела доказательств его надлежащего уведомления о дате, месте и времени рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении,.
Полагает, что проверка деятельности арбитражного управляющего при исполнении им обязанностей конкурсного управляющего ООО "ГУК N 1" контролирующим органом проведена не в полной мере, без выяснения обстоятельств, имеющих непосредственное значение для рассмотрения вопроса о наличии, либо отсутствии как допущенных нарушений со стороны арбитражного управляющего, так и наличие вины и злого умысла в его действиях.
Управление в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям указанным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.01.2015 по делу N А24-4619/2013 ООО "ГУК N1" признано несостоятельным (банкротом). В отношении должника открыто конкурсное производство сроком на пять месяцев; до утверждения конкурсного управляющего исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего Баранкова Ю.О.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 10.05.2015 конкурсным управляющим ООО "ГУК N 1" утвержден Наумцев Сергей Алексеевич.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 25.06.2015 по делу N А24-4619/2013 срок конкурсного производства и полномочия конкурсного управляющего продлевались.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 02.09.2015 по делу N А24-4619/2013 арбитражный управляющий Наумцев С.А. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "ГУК N 1", конкурсным управляющим утвержден Баранков Ю.О.
Из материалов дела также следует, что в Управление поступила жалоба ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" от 26.06.2015 N 18-24/1030 на ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим Наумцевым С.А. обязанностей конкурсного управляющего ООО "ГУК N 1".
На основании данной жалобы 03.07.2015 административным органом вынесено определение N 51 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведения административного расследования Управлением выявлены допущенные конкурсным управляющим ООО "ГУК N 1" нарушения требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), а именно:
- в нарушение требований пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсным управляющим ООО "ГУК N 1" Наумцевым С.А. отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства не представлен собранию кредиторов в течение 3 месяцев;
- в нарушение абзаца 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве сообщение о результатах собрания кредиторов ООО "ГУК N 1" назначенного на 17.07.2015 размещено в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве 03.09.2015, т.е. спустя 33 рабочих дня;
- в нарушение абзаца 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве сообщение о результатах собрания кредиторов ООО "ГУК N 1" назначенного на 21.08.2015 размещено в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве 03.09.2015, т.е. спустя 8 рабочих дней;
- в нарушение пункта 4 статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о собрании кредиторов ООО "ГУК N 1", назначенном на 17.07.2015, в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве размещено 08.07.2015, т.е. за 10 дней до собрания;
- в нарушение пункта 4 статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о собрании кредиторов ООО "ГУК N 1", назначенном на 21.08.2015, в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве не размещено;
- в нарушение абзаца 4 пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве арбитражным управляющим Наумцевым С.А. сведения об утверждении конкурсного управляющего внесены в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве 08.07.2015.
29.10.2015 начальником отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении, действия Наумцева С.А. квалифицированы по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ вышеназванный протокол вместе с другими материалами дела об административном правонарушении направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права и интересы субъектов предпринимательской деятельности, интересы кредиторов, экономическая и финансовая стабильность государства в целом, защита которых обусловлена несостоятельностью (банкротством) и на которые арбитражным управляющим допущены посягательства в ходе ведения процедуры конкурсного производства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, составляет неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
С субъективной стороны данное нарушение характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и проявляется в невыполнении правил, применяемых в период ведения соответствующей процедуры банкротства. В то же время приведенная норма носит бланкетный характер, что предполагает применение в каждом конкретном случае соответствующих норм законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Права и обязанности арбитражного управляющего определены Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве) и в силу требований пункта 4 статьи 20.3 названного Федерального закона, при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Следовательно, основной целью деятельности арбитражного управляющего является обеспечение соблюдения законодательства при проведении процедур несостоятельности (банкротства).
Согласно статье 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается по инициативе: арбитражного управляющего; комитета кредиторов; конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов; одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
В силу пункта 4 статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее также - ЕФРСБ) в порядке, установленном статьей 28 указанного Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Из материалов дела следуют, что сообщение о собрании кредиторов ООО "ГУК N 1", назначенном на 17.07.2015, в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве размещено 08.07.2015, т.е. за 10 дней до собрания; сообщение о собрании кредиторов ООО "ГУК N 1", назначенном на 21.08.2015, в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве не размещено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Пунктом 7 этой же статьи установлено, что сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Вместе с тем судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждается, что сообщение о результатах собрания кредиторов ООО "ГУК N 1" назначенного на 17.07.2015 размещено в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве 03.09.2015, т.е. спустя 33 рабочих дня; сообщение о результатах собрания кредиторов ООО "ГУК N 1" назначенного на 21.08.2015 размещено в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве 03.09.2015, т.е. спустя 8 рабочих дней.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети "Интернет".
В соответствии с абзацем 4 пункта 3.1 приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 "Об утверждении порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве" сведения, подлежащие внесению (включению) в информационный ресурс на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц, за исключением случаев, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, вносятся (включаются) в информационный ресурс в течении трех рабочих дней с даты получения пользователем соответствующего акта.
Сведения об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего подлежат обязательному опубликованию при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве (абзац четвертый пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве).
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных норм права арбитражным управляющим Наумцевым С.А. сведения об утверждении конкурсного управляющего внесены в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве 08.07.2015, в то время как определение Арбитражным судом Камчатского края в рамках дела N А24-4619/2013 об утверждении конкурсного управляющего вынесено 10.05.2015.
В силу пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Вместе с тем судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждается, что конкурсным управляющим ООО "ГУК N 1" Наумцевым С.А. отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства не представлен собранию кредиторов в течение 3 месяцев.
Собрание кредиторов с предоставлением отчета конкурсного управляющего о своей деятельности ООО "ГУК N 1" было проведено арбитражным управляющим 20.03.2015. Следующие собрание кредиторов ООО "ГУК N 1", согласно сайта Единого федерального реестра сведений о банкротстве и уведомления о собрании кредиторов N б/н от 02.07.2015 было назначено на 17.07.2015. Очередное собрание кредиторов ООО "ГУК N1" состоялось 21.08.2015. Иная периодичность представления конкурсным управляющим отчета о своей деятельности собранием кредиторов должника не устанавливалась.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Имеющиеся в материалах дела доказательства (протокол об административном правонарушении от 29.10.2015; сведения из Единого федерального реестра сведений о банкротстве по состоянию на 23.10.2015; копии решения Арбитражного суда Камчатского края от 15.01.2015 по делу N А24-4619/2013, определений Арбитражного суда Камчатского края от 10.05.2015, 25.06.2015, 02.09.2015 по делу N А24-4619/2013; протокол собрания кредиторов от 20.03.2015; протокол собрания кредиторов ООО "ГУК N 1" от 20.03.2015; уведомление о собрании кредиторов N б/н от 02.07.2015; уведомление о собрании кредиторов N б/н от 27.07.2015; карточка должника - юридического лица, размещенная в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве) подтверждают в своей совокупности, что в нарушение требований пункта 1 статьи 143, абзаца 10 пункта 7 статьи 12, пункта 4 статьи 13, абзаца 4 пункта 6 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий Наумцев С.А. не предпринимал мер к своевременному сообщению сведений о проведении собрания кредиторов, сведений о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведений о признании собрания кредиторов несостоявшимся, сведений об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, представлению собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности факта нарушения арбитражным управляющим действующего законодательства о банкротстве по описанным выше эпизодам, что подтверждается представленными заявителем в материалы дела документами, и свидетельствуют о наличии в действиях арбитражного управляющего объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доказательства обратного не представлены ни административному органу, ни арбитражному суду в ходе рассмотрения настоящего дела.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ).
Из приведенных норм следует, что виновность физического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Арбитражный управляющий как профессиональный участник процедур банкротства, давший согласие на временное исполнение обязанностей в процедуре банкротства конкретного должника, действуя в рамках установленного статьей 20.4 Закона о банкротстве принципа добросовестности, должен принимать меры для обеспечения исполнения требований и решений, принимаемых в деле о банкротстве.
Доказательств того, что у Наумцева С.А. не имелось возможности для соблюдения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, материалы дела не содержат, в судебное заседание не представлено.
Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих объективную невозможность надлежащего выполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в материалах дела отсутствуют.
В пункте 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 года N 122-О указано, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Учитывая, что проведение собраний кредиторов и представление необходимой информации кредиторам является одной из основных обязанностей арбитражного управляющего, направленной на защиту интересов кредиторов и имеющей важное значение для осуществления иных функций в деле о несостоятельности (банкротстве), суд первой правомерно посчитал, что Наумцев Сергей Алексеевич допустил пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей.
Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих объективную невозможность надлежащего выполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в материалах дела отсутствуют.
Оценив представленные заявителем доказательства, судебная коллегия, соглашаясь с вывод суда первой инстанции, приходит к выводу о том, что у арбитражного управляющего имелась возможность для соблюдения требований, установленных законодательством о банкротстве, что указывает на наличие вины в совершении правонарушения.
Арбитражный управляющий, являясь лицом, имеющим специальную подготовку в области антикризисного управления и необходимый опыт, позволяющие исполнять обязанности арбитражного управляющего в соответствии с законодательством о банкротстве, должен был осознавать противоправный характер своих действий (бездействий), но относился к ним безразлично.
Доказательств того, что арбитражным управляющим принимались меры, направленные на соблюдение норм Федерального закона N 127-ФЗ, а также наличие обстоятельств, препятствующих исполнению его обязанностей, в материалах дела не имеется, арбитражному суду не представлено.
Доказательств, подтверждающих невозможность обнаружить в ходе конкурсного производства счетов должника в кредитных организациях, материалы дела не содержат, Намцевым С.А. в судебное заседание не представлено.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие арбитражного управляющего нарушило права конкурсного кредитора, уполномоченного органа и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве на своевременное получение информации о ходе и результатах конкурсного производства и правомерно квалифицировано административным органом по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, вина арбитражного управляющего в совершении данного правонарушения доказана.
Таким образом, заявителем доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.04.2005 N 122-О, судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенные арбитражным управляющим нарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота в Российской Федерации.
Таким образом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период конкурсного производства.
Имеющиеся в материалах дела доказательства не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного арбитражным управляющим правонарушения малозначительным, поскольку фактические обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности, природа допущенных нарушений с учетом многочисленности свидетельствует о пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к возложенным на него Законом о банкротстве обязанностям, и исключает возможность в рассматриваемом случае применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающих освобождение лица от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.
Существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу пункта 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (пункт 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (пункт 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, исходя из статьи 28.2 КоАП РФ лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должно быть уведомлено о месте и времени его составления.
Пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, уведомление о явке арбитражного управляющего 29.10.2015 на составление протокола об административном правонарушении было получено последним 15.10.2015, о чем свидетельствуют данные указанные в описи вложения в ценное письмо, а также в уведомлении о вручении указанного ценного письма.
Разрешая довод арбитражного управляющего об отсутствии в материалах дела доказательств его надлежащего уведомления о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, судебная коллегия находит его подлежащим отклонению в силу следующего.
Таким образом, вышеназванные нормы административным органом были соблюдены.
В силу части 1 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в частности, статьей 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как следует из материалов дела, арбитражный управляющий был уведомлен судом первой инстанции о рассмотрении дела о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ. Доказательством тому является уведомление от 14.11.2015 о вручении определения Арбитражного суда Камчатского края от 09.11.2015 о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания от 09.11.2015 (том 1, лист дела 62).
Таким образом, нарушения процедуры привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Установленный пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности судом не пропущен.
На основании изложенного заявление административного органа о привлечении Наумцева С.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носит формальный характер, ответственность за его совершение наступает лишь при условии доказанности факта нарушения требований Закона о банкротстве.
Последствия, наступившие в результате такого нарушения, правового значения для целей квалификации правонарушения не имеют. Нанесение экономического и финансового ущерба должнику, кредиторам и обществу не предусмотрено частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ в качестве обязательного квалифицирующего признака для оценки действий арбитражного управляющего при решении вопроса о привлечении его к административной ответственности.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Санкцией части 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая характер совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, степень его вины, отсутствие обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность, а также цель административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим арбитражным управляющим, так и другими лицами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности назначения арбитражному управляющему Наумцеву С.А. административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) руб.
Иные доводы заявителя жалобы судебной коллегией не принимаются, поскольку не опровергают установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств. Судебная коллегия считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба арбитражного управляющего не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В силу части 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы. В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку по делам о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не взимается, в том числе, при рассмотрении дела в вышестоящей судебной инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.12.2015 по делу N А24-4200/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4200/2015
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
Ответчик: арбитражный управляющий Наумцев Сергей Алексеевич