Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 июля 2016 г. N Ф06-10116/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
03 марта 2016 г. |
Дело N А06-9566/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.03.2016.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования "Яксатовский сельсовет"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 декабря 2015 года по делу N А06-9566/2015 (судья Шарипов Ю.Р.)
по заявлению Администрации Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" с. Яксатово Приволжского района Астраханской области (ИНН 3009013828, ОГРН 1053001688178)
к филиалу Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области", г. Астрахань (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
о признании незаконными действия по постановке на государственный кадастровый учет изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:754, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Южная, 8 и об обязании в пятидневный срок с момента вступления в законную силу соответствующего судебного решения, отменить государственную регистрацию изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:754 расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Южная, 8, а так же исключить соответствующую информацию из государственного кадастра недвижимости,
при участии третьего лица: Бегалиевой Э.М.
без участия в судебном заседании представителей Администрации Муниципального образования "Яксатовский сельсовет", филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области", Бегалиевой Э.М, извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается номерами почтовых отправлений N N 41003193915868, 41003193915851, 41003193915875;
УСТАНОВИЛ:
Администрация Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (далее - Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Астраханской области к филиалу Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области" с заявлением о признании незаконными действия по постановке на государственный кадастровый учет изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:754, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Южная, 8 и об обязании в пятидневный срок с момента вступления в законную силу соответствующего судебного решения, отменить государственную регистрацию изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:754 расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Южная, 8, а так же исключить соответствующую информацию из государственного кадастра недвижимости.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 31 декабря 2015 года в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Администрация, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в ней.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В частности Администрация не согласилась с выводом арбитражного суда первой инстанции о пропуске последним срока обращения, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, а также с выводами арбитражного суда о законности действий филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области".
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права серия 30-АА N 739100 от 20.07.2012 Бегалиевой Э.М. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 30:09:140103:754, площадью 800 кв.м., расположен по адресу Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Южная, 8.
В результате выполнения комплекса работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка, с кадастровым номером 30:09:140103:754, площадь указанного земельного участка составила 850 кв.м.
Указанные изменения в границах и площади земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:754 учтены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.
19.05.2015 Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области зарегистрировано право собственности Бегалиевой Э.М. на земельный участок с кадастровым номером 30:09:140103:754, площадью 850 кв.м. расположенный по адресу Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Южная, 8.
Из материалов дела следует, что 08.07.2015 Бегалиева Э.М. обратилась в администрацию МО "Яксатовский сельсовет" с претензией, в которой, в том числе указано на наличие в собственности у Бегалиевой Э.М. земельного участка площадью 850 кв.м. с кадастровым номером 30:09:140103:754 расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Южная, 8.
Как указано судом в решении, 13.10.2015 Администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" обратилась в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:754, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Южная, 8 и об обязании в пятидневный срок с момента вступления в законную силу соответствующего судебного решения, отменить государственную регистрацию изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:754 расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Южная, 8, а так же исключить соответствующую информацию из государственного кадастра недвижимости.
Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований явилось несоблюдение Администрацией, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срока обращения в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод арбитражного суда Астраханской области ошибочным ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В соответствии с частью 4 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого месяцами, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока. Согласно части 2 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца.
Статьей 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (часть 5). Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным (часть 6).
Администрация Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий регистрирующего органа 08.10.2015, что подтверждается отметкой органа почтовой связи, проставленной на конверте.
Таким образом, срок для обращения в суд Администрацией не пропущен.
Проверяя обоснованность требований правомерности действий регистрационного органа, апелляционная коллегия приходит к следующему выводу.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
В силу пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Из материалов дела следует, что в результате выполнения комплекса работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка, с кадастровым номером 30:09:140103:754, площадь указанного земельного участка составила 850 кв.м.
Исходя из отзыва ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области на заявление, 13.02.2015 г. в адрес Филиала обратился кадастровый инженер Зульхарбиков Д.В. с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 30-00-1-22/3106/2015-124, к которому был приложен межевой план в форме электронного документа от 05.02.2015 г.
Земельный участок с кадастровым номером 30:09:140103:754, расположенный по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Южная, д. 8 принадлежит на праве собственности Бегалиевой Эльвире Мухарамовне, что подтверждено свидетельством о праве собственности серия 30-АБ N 185332 от 19.05.2015 года.
Данный земельный участок раннее учтенный, поставлен на государственный кадастровый учет 14.04.1994 года.
В ходе выполнения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:754, принадлежащего на праве собственности Бегалиевой Эльвире Мухарамовне, было установлено, что границы уточняемого земельного участка граничат в точке н1-н2 со смежным земельным участком с кадастровым номером 30:09:140107:123, в точке н3-н4 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 30:09:140107:162.
Администрация муниципального образования "Яксатовский сельский совет" не представила доказательства нахождения в муниципальной собственности земельных участков, граничащих с земельными участками Бегалиевой Э.М.
В подтверждение согласования уточненных границ смежных земельных участков с их собственниками представлен акт согласования местоположения границы земельного участка 30:09:140103:754.
Требования администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" основаны на том, что уточненные границы земельного участка Бегалиевой Э.М. не были согласованы с администрацией, а также на самозахвате Бегалиевой Э.М. территории муниципального образования, по которой проходит стратегически важный объект - питьевой водопровод.
В пункте 2.9 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014 разъяснено, что в связи с тем, что судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право, суды правильно проверяют, в какой мере установление границ земельного участка ответчика при проведении кадастровых работ без соответствующего согласования могло нарушить права и законные интересы истца.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 федерального закона, статья 64 ЗК РФ).
Также Президиум Верховного Суда РФ отметил, что при рассмотрении указанной категории дел судами устанавливается не только факт нарушения закона, выразившегося в отсутствии подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ, но и правовые последствия такого нарушения. Отсутствие согласования границ земельного участка со смежными землепользователями является нарушением закона. Однако данное обстоятельство не всегда рассматривается судами как достаточное основание для удовлетворения требований о признании результатов межевания недействительными.
То есть, сам факт не согласования границ земельного участка со смежным землепользователем не является безусловным основанием для удовлетворения заявленных администрацией муниципального образования "Яксатовский сельсовет" требований.
Согласно частям 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Из буквального толкования указанной нормы права следует, что согласование местоположения границ должно проводиться с лицами, владеющими смежными земельными участками, обладающими конкретными характеристиками, сведения о которых имеются в кадастре.
Администрацией муниципального образования "Яксатовский сельсовет" не представлено доказательств нахождения в муниципальной собственности земельных участков, непосредственно граничащих с земельным участком Бегалиевой Э.М. и являющихся по отношению к нему смежными.
По сути, земельный участок Бегалиевой Э.М. граничит не с земельными участками, оформленными в собственности муниципального образования, а землями, находящимися в конкретном муниципальном образовании.
Таким образом, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.
Следовательно, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а не с земельными участками, то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится.
Подобная позиция неоднократно разъяснялась в письмах Минэкономразвития России от 26.04.2011 N ДОЗ-1742, от 14.06.2011 N Д23-2502, от 14.12.2012 N 27701-ПК/Д23и, от 27.02.2013 N ОГ-Д23-833.
Основания отказа в осуществлении кадастрового учета указаны в статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В обоснование нарушения прав и законных интересов Администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" в своем заявлении также сослалась на самозахват Бегалиевой Э.М. территории муниципального образования, по которой проходит питьевой водопровод.
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов администрации действиями кадастровой палаты по постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:754 после исправления ошибок при определении координат характерных точек границ земельного участка, принадлежащего Бегалиевой Э.М.
Доказательства расположения в границах вышеуказанного земельного участка питьевого водопровода в суды первой и апелляционной инстанций представлено не было.
В отсутствие доказательств надлежащей заинтересованности администрации в разрешение возникшего спора, удовлетворение заявленных требований невозможно.
Имеющиеся в материалах дела документы по земельному участку с кадастровым номером 30:09:140103:754 не содержат сведений об обременениях и ограничениях в использовании в связи с наличием водопровода.
В порядке, предусмотренном пунктом 3 частью 6 статьи 39 Закона о кадастре, согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отводов земель для его размещения.
Однако сведения об отводе земельного участка для размещения линейного объекта (питьевого водопровода) в государственный кадастр недвижимости не поступали.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 2 пункта 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Учитывая, что ошибочные выводы суда первой инстанции не повлекли принятие неправосудного судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения вынесенного Арбитражным судом Астраханской области решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 декабря 2015 года по делу N А06-9566/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9566/2015
Истец: Администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет", Администрация Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области
Ответчик: Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Астраханской области, филиал Федеральной Государственной бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области"
Третье лицо: Бегалиева Э. М.
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15600/19
05.12.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-39926/18
06.08.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6581/18
10.04.2018 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9566/15
11.12.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27240/17
25.09.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9675/17
29.06.2017 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9566/15
14.07.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10116/16
03.03.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1355/16
31.12.2015 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9566/15