Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 июня 2016 г. N Ф03-2561/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
03 марта 2016 г. |
А04-7937/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Управляющая компания Служба заказчика": представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Управляющая компания Служба заказчика"
на решение от 03.12.2015
по делу N А04-7937/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "Управляющая компания Служба заказчика"
к Государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании недействительным предписаний
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания служба заказчика" (далее - общество, ОАО "Управляющая компания служба заказчика") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция) от 18.06.2015 N 168, от 07.07.2015 N 217.
Решением от 03.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, законность принятого по делу судебного акта, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Управляющая компания служба заказчика" имеет лицензию от 20.04.2015 N 028 000031 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Согласно договору управления от 01.06.2009 N 27, заключенному между ОАО "Управляющая компания служба заказчика" и ТСЖ "Микрорайон 9" общество является управляющей организацией, выполняющей функции по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Шимановск, Микрорайон 1, дом 9.
Согласно пункту 2.1. предметом договора является передача ТСЖ "Микрорайон 9" управляющей организации функций по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся на законном основании помещениями в этом доме лицами, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Пунктом 2.3.3. договора предусмотрена обязанность управляющей организации осуществлять техническое обслуживание дома, которое включает в себя: налаживание инженерного оборудования, работы по устранению аварийного состояния строительных конструкций и инженерного оборудования, технические осмотры отдельных элементов помещений дома, планово-предупредительные ремонты внутридомовых сетей, подготовка дома и его инженерных сетей к сезонной эксплуатации, мусоропроводов и придомовых территорий.
Пунктом 2.3.3.1. договора предусмотрена обязанность управляющей организации при проведении технических осмотров и обходов производить, в том числе, текущий ремонт кровли.
01.06.2015 в государственную жилищную инспекцию Амурской области поступило обращение Новгородовой Анны Васильевны, проживающей по адресу: Амурская область, г. Шимановск, микрорайон 1, дом N 9, кв. 49, по вопросу ремонта кровли вышеуказанного дома после сильного штормового ветра.
Распоряжением инспекции от 16.06.2015 N 203 поручено провести внеплановую проверку в отношении ОАО "Управляющая компания Служба заказчика", по результатам которой в присутствии директора общества 18.06.2015 составлен акт N 168 и зафиксировано частичное отсутствие гидроизоляционного покрытия кровли, расположенного над квартирами N 48, 49, 50 указанного дома. Данный участок кровли был закрыт полиэтиленовой пленкой и прижат мешками с песком.
В этот же день государственным инспектором управляющей организации выдано предписание N 168, в котором указано, что ОАО "Управляющая компания Служба заказчика" должно было произвести ремонт отсутствующего участка гидроизоляционного покрытия кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Шимановск, микрорайон N 1, д. 9, над квартирами N 48, 49, 50 со сроком исполнения до 29.06.2015.
03.07.2015 управляющая организация уведомила инспекцию о том, что на разрушенной сильным ветром кровле многоквартирного дома N 9 микрорайон 1 в городе Шимановске проведены работы, направленные на предотвращение протекания атмосферных осадков в жилые помещения верхних ей жилого дома: в два слоя, перекрестно, настлана полиэтиленовая пленка, поверх которой настлан слой гидроизоляционного материала -ткань из стекловолокна ТУ-5952-002-81564428-2007; от сдувания ветром слои прижаты к бетонному основанию рейками, придавленными мешками с песком.
В письме общество также указало, что произвести восстановление разрушенной кровли частично, лишь на расположенных участках над квартирами 48, 49, 50, невозможно технологически.
С целью проверки исполнения предписания от 18.06.2015 N 168, на основании распоряжения начальника инспекции от 03.07.2015 N 262 должностными лицами инспекции проведена внеплановая проверка в отношении общества.
По ее результатам 07.07.2015, в присутствии директора общества, составлен акт N 217, которым установлено, что предписание N 168 не исполнено. Предписанием от 07.07.2015 N 217 управляющей организации предложено повторно произвести ремонт отсутствующего участка гидроизоляционного покрытия кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Шимановск, микрорайон N 1, д. 9, над квартирами N 48, 49, 50 со сроком исполнения до 17.07.2015.
Не согласившись с предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2.2 статьи 161 Кодекса при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Применительно к изложенным нормам, а также положениям договора управления N 27, именно ОАО "Управляющая компания служба заказчика" являлось исполнителем услуг и управляющей организацией, ответственной за надлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества (крыши - п. 1.4 договора) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Шимановск, Микрорайон 1, дом 9.
В силу пунктов 10, 11, 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество, в состав которого включаются крыши, должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Из пункта 16 этих же Правил следует, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
Пунктами 4.6.1.1, 4 6.1.4, 4.6.1.10 постановления Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, а также пунктом 4 приложения N 7 к постановлению установлено, что ремонт кровли: усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперигювание; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции относится к текущему ремонту.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.3 статьи 161 ЖК РФ). В статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
При этом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указание в оспариваемых предписаниях на необходимость частичного ремонта кровли, приведенным заявителем нормам приказа Минжилкомхоза РСФСР от 29.12.1984 N 614, СНиП Ш-20-74, а также иным нормативным требованиям не противоречит. Указанная обязанность вытекает из взятых обществом обязательств по содержанию общего имущества МКД и входит в понятие текущего ремонта кровли.
Как видно из материалов дела, оспариваемые предписания вынесены и подписаны государственным жилищным инспектором Попович Т.В. при участии ведущего консультанта юридической службы инспекции Кузьмина П.В. Наличие выявленных в ходе проверок повреждений кровли заявителем не оспаривается. Законность участия сотрудника инспекции Кузьмина П.В. при проведении проверки подтверждена материалами дела.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Аналогичное положение содержится в статье 17 Закона N 294-ФЗ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно признаны законными предписания, выданные Государственной жилищной инспекцией Амурской области от 18.06.2015 N 168, от 07.07.2015 N 217.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные вводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.12.2015 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-7937/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Управляющая компания Служба заказчика" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 30.12.2015 N 3042 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7937/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 июня 2016 г. N Ф03-2561/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО Управляющая компания "Служба Заказчика" г. Шимановск
Ответчик: Амуржилинспекция