г. Хабаровск |
|
10 марта 2016 г. |
А73-17208/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2016 года 10 марта 2016 годаШестой арбитражный апелляционный суд в составе:.
председательствующего Волковой М.О.,
судей Иноземцева И.В., Пичининой И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.,
при участии в заседании:
от ФКУ "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю": Фомина В.П., представитель по доверенности от 05.02.2016 N 8;
от ООО "Восток-УАЗ": представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю"
на определение от 12.01.2016
по делу N А73-17208/2015
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Жолондзь Ж.В.,
по иску Федерального казенного учреждения "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю"
к обществу с ограниченной ответственностью "Восток-УАЗ"
о взыскании 42 454,50 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю" (ОГРН 1022701131474, г.Хабаровск) (далее - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Восток-УАЗ" (ОГРН 1022501290350, г. Владивосток) (далее - ООО "Восток-УАЗ") неустойки в сумме 42 454,50 рублей.
Требования мотивированы нарушением срока исполнения обязательств по поставке товара по государственному контракту от 10.04.2015 N 35.
Определением от 10.12.2015 исковое заявление оставлено без движения. Заявителю предложено в срок до 11.01.2016 представить доказательства уплаты государственной пошлины в установленном законом порядке или обоснованное ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины.
Определением от 12.01.2016 исковое заявление возвращено в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения.
В апелляционной жалобе ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю" считает судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм процессуального и материального права.
По мнению заявителя жалобы, истцом приведено обоснование в исковом заявлении и заявлении от 23.12.2015 статуса государственного органа, дающего право на получение льготы по уплате государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
В обоснование указано на осуществление МЧС России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, своей деятельности непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, в число которых входит Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая является государственным органом.
Согласно пунктам 1.4, 2.1, 2.2, 3.3 Устава учреждение входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России; создано с целью надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам пользования маломерными судами и базами; осуществляет возложенные на него государственные функции на основе заданий МЧС России за счет средств федерального бюджета; не наделено правом осуществления деятельности с целью получения доходов.
Поскольку вступая в отношения по государственному контракту N 35 от 10.04.2015, учреждение действовало с целью обеспечения своей деятельности, реализации возложенных Уставом государственных задач и функций, защиты государственных интересов, полагает, что при подаче настоящего искового заявления учреждение, как государственный орган, должно быть освобождено от уплаты государственной пошлины.
Отзыв в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, своего представителя не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца, апелляционный суд считает определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дела в арбитражных судах", под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Как следует из материалов дела, по результатам размещения заказа путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оперативно-служебного транспорта повышенной проходимости для государственных нужд 10.04.2015 между ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю" и ООО "Восток-УАЗ" заключен государственный контракт N 35 на поставку автомобилей UAZ Patriot производства России в количестве 2 штук в комплексации согласно техническому заданию (приложение N 2 к контракту) на сумму 1 660 000 рублей.
Срок поставки установлен в течение 120 дней с даты заключения контракта по адресу заказчика: г. Хабаровск, ул. Ленина, 40А. Датой поставки определен день его получения заказчиком по указанному адресу (пункты 3.1, 5.1).
Нарушение срока поставки явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Оставляя исковое заявление без движения, а затем возвращая его истцу, суд первой инстанции не установил оснований для признания за истцом права на льготу при обращении с иском в суд.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дела в арбитражных судах", под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.112.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в суд в порядке статьи 53 АПК РФ, реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации.
По смыслу приведенных выше норм права и разъяснений об их применении для освобождения заявителя от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы участие соответствующего учреждения в арбитражном процессе было обусловлено выполнением им отдельных функций государственного (муниципального) органа с целью защиты государственных и (или) общественных интересов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет свои функции непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в число которых входит Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835 Положению о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение) в систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России (пункт 1 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются осуществление государственного надзора за маломерным судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации и обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Согласно Уставу ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю" учреждение создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1536-р путем изменения типа государственного учреждения, входящего в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (пункт 1.4 Устава).
В силу пункта 2.1 Устава учреждение создано с целью осуществления надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, технических норм и правил по вопросам пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (водные объекты), обеспечения в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах, спасании людей на водных объектах на территории Хабаровского края.
В соответствии с Приказом МЧС России от 18.10.2012 N 607 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок" учреждение в пределах своей компетенции осуществляет классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, принадлежащих юридическим и физическим лицам и используемых в коммерческих целях, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда, осуществляет ведение Реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании, осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции (при проведении государственного надзора), представляет в налоговые органы сведения о зарегистрированных, снятых с учета и состоящих на учете маломерных судах и лицах.
В силу пунктов 2.2, 3.3 Устава учреждение осуществляет возложенные на него государственные функции на основе заданий МЧС России за счет средств федерального бюджета, на основании бюджетной сметы; не наделено правом осуществления деятельности с целью получения дохода.
Анализ положений Устава учреждения, Приказа МЧС России от 18.10.2012 N 607, Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий свидетельствует о том, что вступая в отношения по государственному контракту N 35 от 10.04.2015 на поставку оперативно-служебного транспорта повышенной проходимости для государственных нужд, ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю" действовало с целью обеспечения своей деятельности, реализации возложенных Уставом, Приказом МЧС России от 18.10.2012 N 607 и Положением о Государственной инспекции по маломерным судам государственных задач и функций и защиты государственных интересов.
В этой связи учреждение, как государственный орган, выступая истцом в арбитражном процессе, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в порядке подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, без учета положений пункта 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46, определение подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Доводы апелляционной жалобы, в связи с изложенным, признаются обоснованными.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.01.2016 по делу N А73-17208/2015 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17208/2015
Истец: ФКУ "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю"
Ответчик: ООО "Восток-УАЗ"