г. Саратов |
|
04 марта 2016 г. |
Дело N А57-20310/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Жевак И.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Долженко Е.Д.,
при участии в судебном заседании представителя комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Возовой Е.С., действующей на основании доверенности от 16.10.2015 N 04-02/1638,
рассмотрев апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение арбитражного суда Саратовской области от 24 декабря 2015 года по делу N А57-20310/2015, принятое судьёй Павловой Н.В., по исковому заявлению ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района г. Саратов к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"; третьи лица: комитет по управлению имуществом г. Саратова; администрация г. Саратова, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", о взыскании задолженности по обязательным ежемесячным платежам за тепловую энергию за период с 01.10.2013 по 30.04.2015: за помещение общей площадью 14,8 кв.м в доме N 8 по ул. 2-я Электронная в сумме 8715 рублей 83 копеек; за помещение общей площадью 15,3 кв.м в доме по ул. Батавина -7763 рублей 93 копеек; за период с 01.11.2012 по 30.06.2015 за электроэнергию ОДН: за помещение общей площадью 14,8 кв.м в доме N 8 по ул.2-я Электронная в сумме 347 рублей 97 копеек, за помещение общей площадью 15,3 кв.м в доме по ул. Батавина - 679 рублей 62 копеек; а всего 17 507 рублей 35 копеек,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилась ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее по тексту - истец, АТСЖ Ленинского района) с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской федерации (далее по тексту - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту - ответчик, комитет по финансам) о взыскании задолженности в размере 17 507 рублей 35 копеек, в том числе:
- по обязательным ежемесячным платежам за тепловую энергию за период с 01.10.2013 по 30.04.2015: за помещение общей площадью 14,8 кв.м в доме N 8 по ул.2-я Электронная в сумме 8 715 рублей 83 копеек; за помещение общей площадью 15,3 кв.м в доме по ул.Батавина в сумме 7 763 рублей 93 копеек;
- за электроэнергию на ОДН за период с 01.11.2012 по 30.06.2015: за помещение общей площадью 14,8 кв.м в доме N 8 по ул.2-я Электронная в сумме 347 рублей 97 копеек; за помещение общей площадью 15,3 кв.м в доме по ул.Батавина в сумме 679 рублей 62 копеек.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 24 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Истец, в соответствии со статьёй 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2014 года, представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно доводам, которого, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в них доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, многоквартирный дом N 8, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. 2-я Электронная входит в состав ТСЖ "Электроник-1"; многоквартирный дом N 9, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Батавина входит в состав ТСЖ "Молодежный-1".
Ассоциацией ТСЖ Ленинского р-на г. Саратова, 10 и 11 января 2006 года, были подписаны договоры с ТСЖ "Электроник-1" и ТСЖ "Молодежный-1", соответственно, согласно пункту 1.1 которых, товарищество передает сроком на 5 лет объекты общего имущества многоквартирных домов, входящие в состав товарищества для управления, обеспечения эксплуатации и пользования в установленных законодательством пределах.
В соответствии с пунктом 5.2 договоров, ассоциация обязана производить текущий и капитальный ремонт общего имущества отдельно взятого многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, исключительно за счёт и в пределах средств оплачиваемых на эти цели жителями (собственниками, нанимателями) данных многоквартирных домов.
Пунктом 7.2 договоров установлен срок их действия с 10.01.2006 до 31.12.2010 с автоматическим продлением еще на один год, если за месяц до окончания срока их действия, ни одно из сторон письменно не заявит об их прекращении, который, дополнительными соглашениями от 26.11.2014 был продлён до 31.12.2015.
Ненадлежащее исполнение администрацией МО "Город Саратов", как собственника нежилых помещений: общей площадью 14,8 кв.м и 15,6 кв.м, в доме N 8 по ул.2-я Электронная и доме N 9 по ул.Батавина в г.Саратове, соответственно, входящих в состав ТСЖ "Электроник-1" и ТСЖ "Молодежный-1", обязательств по внесению ежемесячных платежей за тепловую энергию за период с 01.10.2013 по 30.04.2015 и за электроэнергию на ОДН за период с 01.11.2012 по 30.06.2015, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Саратовской области, удовлетворяя заявленные требования в полном объёме, исходил из того, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона - статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, 37, 39, 158, 249 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ, Жилищный кодекс РФ, соответственно), обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, а также оплате услуг по теплоснабжению и электроснабжению на ОДН, пропорционально размеру своей доле в праве общей собственности.
Ответчик, обжалуя постановленный судебный акт, указывает на то, что комитет по финансам является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Судебная коллегия не принимает данный довод жалобы, как являющийся повторением возражений на настоящее исковое заявление, правомерно отклонённый арбитражным судом первой инстанции, на основании следующего.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Бюджетный кодекс РФ) главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести МО "Город Саратов" в лице администрации.
Исходя из положений вышеназванных норм права, МО "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирных домах, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирных домах, находящихся под управлением ТСЖ "Электроник-1" и ТСЖ "Молодежный-1".
В соответствии с частью 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе, средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утверждённого решением Саратовской Городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Положением о комитете по финансам, утверждённым решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 определено, что комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения, комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с частью 3.22 положения, комитет по финансам выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
В силу пункта 3.23 положения, комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования к МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов".
Ссылка ответчика на предоставление денежных средств на жилищно-коммунальные услуги единственным способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, несостоятельна, поскольку не может являться основанием для освобождения ответчика от оплаты спорных взносов.
Согласно данной норме, указанная финансовая помощь может быть предоставлена в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В указанном случае, речь идёт не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249, 309 ГК РФ.
Довод жалобы о невыставлении истцом ответчику счетов - фактур, также отклоняется апелляционным судом, поскольку, в силу действующего законодательства (положений статьи 155 Жилищного кодекса РФ), обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникающая у собственника помещения, как потребителя, ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истёкшим месяцем, не поставлена в зависимость от выставления поставщиком счетов на их оплату.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются.
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 24 декабря 2015 года по делу N А57-20310/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20310/2015
Истец: Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова, Ассоциация ТСЖ Ленинского района, Ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова
Ответчик: Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Ассоциация ТСЖ Ленинского района, Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Комитет по управлению имуществом города Саратова, МО "Город Саратов" в лице Администрации МО "Город Саратов"