город Омск |
|
09 марта 2016 г. |
Дело N А81-4012/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепёхиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-578/2016) Муниципального предприятия "Полярный круг" муниципального образования город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2015 года по делу N А81-4012/2015 (судья Чорноба В.В.), по иску Департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард (ИНН 8901026538, ОГРН 1128901001206) к Муниципальному предприятию "Полярный круг" муниципального образования город Салехард (ИНН 8901009444, ОГРН 1028900509417), при участии в деле третьего лица, Департамента финансов Администрации города Салехарда о взыскании 711 571 руб. 44 коп.,
при участии в судебном заседании:
от Муниципального предприятия "Полярный круг" муниципального образования город Салехард - представитель Смирнов С.В. (паспорт, по доверенности N 93 от 26.02.2016);
от Департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард - представитель не явился, извещён;
от Департамента финансов Администрации города Салехарда - представитель не явился, извещён;
установил:
Департамент городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с муниципального предприятия "Полярный круг" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Полярный круг", ответчик) неиспользованной по соглашению N 1 от 14.12.2012 субсидии в размере 711 571 руб. 44 коп., при участии в деле третьего лица, Департамента финансов Администрации города Салехарда.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.11.2015 по делу N А81-4012/2015 исковые требования удовлетворены. С МП "Полярный круг" в пользу Департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард взыскано 711 571 руб. 44 коп. неосновательного обогащения. С МП "Полярный круг" в доход федерального бюджета взыскано 17 321 руб. 41 коп. государственной пошлины.
Возражая против принятого судебного акта, МП "Полярный круг" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.11.2015 по делу N А81-4012/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
От Департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард и Департамент финансов Администрации города Салехарда, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МП "Полярный круг" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и возражения на неё, заслушав представителя МП "Полярный круг", проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 14.12.2012 между МП "Полярный круг" (получатель субсидии, предприятие) и департаментом городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард заключено соглашение N 1 на возмещение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с установлением цен на банные услуги, реализуемые населению в величине, не обеспечивающей возмещение издержек.
Соглашение N 1 вступило в силу 01.01.2013 сроком действия до 31.12.2013.
Дополнительными соглашениями от 21.03.2013, от 26.09.2013, от 25.11.2013 условия предоставления субсидии изменялись. Окончательный вариант согласован в дополнительном соглашении от 25.11.2013.
Согласно пункту 2.1.1 дополнительного соглашения от 25.11.2013 субсидия предоставляется получателю при условии:
- предоставления получателем достоверных сведений при формировании отчетов о фактических расходах бань;
- при надлежащем исполнении обязательств.
Пунктом 4.1 предусмотрена обязанность получателя субсидии ежемесячно предоставлять отчет по прилагаемой форме и данные бухгалтерского учета, на основании которых составлен отчет.
В силу пункта 4.5 соглашения N 1 получатель субсидии несет ответственность за полноту и достоверность сведений, отраженных в отчете.
Пунктом 8.1. соглашения N 1 установлено, что субсидия подлежит возврату в бюджет муниципального образования город Салехард, в случае нарушения условий предоставления субсидии.
Всего ответчику была перечислена субсидия на общую сумму в 62 115 925 руб. 55 коп.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Истец, ссылаясь на нецелевое расходование ответчиком субсидии, обратился в суд с настоящим иском о взыскании 711 571 руб. 44 коп., из которых:
- 77 485 рублей 71 копейки включённые ответчиком в отчет затрат на услуги сотовой связи;
- 634 085 руб. 73 коп. внереализационные доходы, включённые ответчиком в состав доходов отчетности по субсидии.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 26.01.2011 N 36 было утверждено Положение о порядке предоставления из бюджета муниципального образования город Салехард субсидии на возмещение убытков от оказания населению услуг бань.
Названным Положением предусмотрено, что целью предоставления субсидии является муниципальная поддержка банного хозяйства.
В данном случае субсидия имеет целевое назначение и предоставляется в целях поддержания банного хозяйства в виде возмещения убытков от оказания населению услуг бань.
Пунктом 1.3. соглашения установлено, что при исполнении настоящего соглашения стороны руководствуются:
- Порядком предоставления и расходования из окружного (регионального) фонда софинансирования расходов субсидий на софинансирование расходных обязательств при выполнении органами местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе полномочий по отдельным вопросам местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.2011 N 1013-П;
- Положением о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования город Салехард на возмещение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с установлением цен на банные услуги, реализуемые населению, в величине не обеспечивающей возмещение издержек, утвержденным постановлением Администрации города Салехарда от 22.11.2013 N 561.
Согласно пункту 3.3.2 Положения, для финансирования субсидии по назначению возмещение убытков от оказания населению услуг бань ГРБС представляет в департамент финансов Администрации города заявку на финансирование и отчет о фактических расходах на услуги бань. Согласно пункту 4.2.1 Положения, форма отчета согласовывается ГРБС при заключении Соглашения.
При заключении соглашения N 1 от 14.12.2012 форма отчетности не была сторонами согласована. Такая форма была согласована на основании изданного Постановления Администрации муниципального образования город Салехард от 22.11.2013 N 561 "Об утверждении Положения о порядке предоставления из бюджета муниципального образования город Салехард субсидии на возмещение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с установлением цен на банные услуги, реализуемые населению, в величине, не обеспечивающей возмещение издержек", путем составления дополнительного соглашения N 3 от 25.11.2013.
Отчет о фактических расходах на услуги бань содержит графы о:
- натуральных показателях, как-то: количество платных посетителей, расход воды и электроэнергии, получение со стороны тепловой энергии и газа;
- себестоимости услуг, в том числе: прямые затраты на производство, цеховые, общехозяйственные и внеэксплуатационные расходы;
- внереализационные расходы;
- доходы от оказания услуг населению, прочих услуг, внереализационные доходы;
- выпадающих доходах;
- сумме субсидии.
По результатам проведения контрольных мероприятий Департаментом (акт ревизии (проверки) от 16.10.2014) исключены из состава расходов по статье "Услуги связи" расходы услуг сотовой связи в сумме 77 485 руб. 71 коп., по подразделениям:
- баня N 1 - 2 738 руб. 44 коп.;
- баня-сауна N 4 - 533 руб. 46 коп.;
- баня-сауна N 5 - 60 руб. 08 коп.;
- вспомогательные подразделения (транспортный цех, бригада по ремонту) - 4 602 руб. 24 коп.;
- АУП-69 551 руб. 49 коп.
Согласно расчетам истца в указанную сумму (77 481 руб. 71 коп.), подлежащую исключению из состава субсидируемых расходов услуг сотовой связи, входят:
- исходящие на номера РН РФ в сумме 35 767 руб. 54 коп. (без учета распределения по видам деятельности МП "Полярный круг");
- исходящие на номера, не вход, в РН РФ в сумме 12 196 руб. 19 коп. (без учета распределения по видам деятельности МП "Полярный круг");
- исходящий/входящий трафик GPRS-интернет в сумме 10 273 руб. 68 коп. (без учета распределения по видам деятельности МП "Полярный круг");
- исходящие MMS в сумме 57 руб. 85 коп. (без учета распределения по видам деятельности МП "Полярный круг");
- роуминг в сумме 67 202 руб. 44 коп. (без учета распределения по видам деятельности МП "Полярный круг").
МП "Полярный круг" не представлены документы, подтверждающие производственную направленность данных расходов и их связь с оказанием банных услуг.
В связи с чем суд апелляционной инстанции находит обоснованным требование о возврате неиспользованной по соглашению N 1 от 14.12.2012 субсидии в размере 77 481 руб. 71 коп.
В части требования о возврате суммы в размере 634 085 руб. 73 коп. суд апелляционной инстанции установил следующее.
При осуществлении проверки (акт ревизии (проверки) от 16.10.2014 находится в материалах дела), в части спорной суммы, было установлено, что бухгалтерский учет целевого финансирования за счет средств бюджета города Салехарда Предприятием был организован в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 16.10.2000 N 92н.
Учет доходов от использования целевого финансирования за счет бюджета муниципального образования на реконструкцию объектов МП "Полярный круг" МО г. Салехард (газификация котельных бань) был отражен в составе доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы. Также Получателем субсидии по данным внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим, согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начислялись амортизационные отчисления. При этом в бухгалтерском учете Предприятия на сумму начисленной амортизации по данным внеоборотным активам уменьшались доходы будущих периодов путем отражения данной сумы в составе прочих доходов.
По результатам проверочных мероприятий было установлено:
1) суммы начисленной амортизации по счету 02 "Амортизация основных средств" в размере 634 085 руб. 73 коп. за 2013 год (в части оказания банных услуг) по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств, учтены Получателем субсидии в отчете о фактических расходах на услуги бань за 2013 год по статьям "Амортизация основных средств" (строка 016), "Цеховые расходы" (строка 024), "Общехозяйственные расходы" (строка 026);
2) суммы целевого финансирования за счет бюджета муниципального образования на реконструкцию объектов МП "Полярный круг" МО г. Салехард (газификация котельных бань) в размере 634 085 руб. 73 коп. (в части оказания банных услуг) и учтенные Получателем субсидии в составе прочих доходов по счету 91.1 "Прочие доходы и расходы" за 2013 год, не отражены в отчете о фактических расходах на услуги бань за 2013 год но статье "Внереализационные доходы" (строка 037).
Таким образом, при осуществлении проверки выявлено несоответствие показателей отчетности по субсидии по соглашению N 1, предоставленной получателем субсидии за 2013 год, показателям бухгалтерского учета МП "Полярный круг" за 2013 год.
В результате того, что МП "Полярный круг" не отражены в отчете о фактических расходах на услуги бань за 2013 год суммы целевого финансирования за счет бюджета муниципального образования на реконструкцию объектов МП "Полярный круг" МО г. Салехард (газификация котельных бань) в составе статьи "Внереализационные доходы" в размере начисленной амортизации в сумме 634 085 руб. 73 коп., завышение суммы субсидии составило 634 085 руб. 73 коп.
Приложением N 1 к Соглашению N 1 (в редакции постановления Администрации муниципального образования город Салехард от 22.11.2013 N 561) установлена форма Отчета о фактических расходах на услуги бань, согласно которой определен перечень показателей для заполнения, в том числе:
- показатели амортизации отражаются в строках 016 "Амортизация основных фондов", 024 "Цеховые расходы", 025 "Общехозяйственные расходы";
- показатели прочих доходов (в т.ч. для учета целевого финансирования) отражаются в строке 037 "Внереализационные доходы" (строка 039 в части прочих услуг).
Следовательно, показатели формы Отчета о фактических расходах на услуги бань составлены для учета показателей всех фактов хозяйственной жизни и отчетность должна соответствовать данным бухгалтерского учета.
Таким образом, как расходы по амортизации основных средств (погашение стоимости основных средств), так и доходы в части прочих доходов (учтенные МП "Полярный круг" на финансовый результат от использования целевого финансирования за счет местного бюджета по газификации объектов бань) подлежат обязательному включению в расходную и доходную части при расчете субсидии.
Ссылка Предприятия на письмо Минфина России от 12.03.2012 N 07-02-06/50, в котором указано, что унитарными предприятиями ПБУ 13/2000 не применяется для отражения в бухгалтерском учете сумм бюджетных средств, полученных на финансирование мероприятий по созданию (приобретению) имущества, которое в последствии будет передано в хозяйственное ведение этому предприятию является несостоятельной.
В ПБУ 13/2000 указано, что оно не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
Согласно действующему законодательству имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) (пункт 1 статьи 113 ГК РФ), следовательно "участие" муниципального образования в качестве учредителя унитарного предприятия никак не связано с образованием уставного или складочного капитала. У унитарного предприятия вообще нет уставного капитала, а есть уставный фонд (статья 114 ГК РФ).
Кроме того, неприменим и сам термин "участие" муниципального образования в уставном капитале, по отношению к муниципальным предприятиям, так как муниципальное образование является единственным учредителем и одновременно собственником всего имущества муниципального унитарного предприятия, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения. В связи с этим, никаких правовых оснований для исключения унитарных предприятий из круга лиц, на которых распространяется действие ПБУ 13/2000, не имеется.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворив требование Департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард о взыскании с МП "Полярный круг" неиспользованной по соглашению N 1 от 14.12.2012 субсидии в размере 711 571 руб. 44 коп.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2015 года по делу N А81-4012/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4012/2015
Истец: Департамент городского хозяйства Администрации города Салехард, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД
Ответчик: Муниципальное предприятие "Полярный круг" муниципального образования город Салехард
Третье лицо: Департамент финансов Администрации города Салехард