г. Москва |
|
03 марта 2016 г. |
Дело N А41-29468/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мальцева С.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от ООО "ПОЗИТ" - Чуркин В.Э. по доверенности N 33 от 16.06.2015,
от ОАО "ПОЗИТ" - Ячменева А.С. представитель по доверенности N 30 от 16.06.2015, Чуркин В.Э. по доверенности N 33 от 16.06.2015,
от ТУ ФАУГИ в Московской области - Хакимова Э.Д. представитель по доверенности от 28.07.2015,
от ФГБУ ФКП Росреестра - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ТУ ФАУГИ в Московской области и ОАО "Позит" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.10.2015 по делу N А41-29468/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению 1) ОАО "Позит", 2) ООО "ПОЗИТ" к ТУ ФАУГИ в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Позит" (далее - ОАО "Позит") и общество с ограниченной ответственностью "Позит" (далее - ООО "Позит") обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ, ТУ Росимущества, заинтересованное лицо) о признании незаконным решение ТУ Росимущества в Московской области, оформленное письмом от 10.02.2015 N ЧП/11-1003, об отказе в принятии решения об образовании земельных участков с кадастровыми NN 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 путем раздела земельного участка с кадастровым NN 50:13:050204:0071; обязании ТУ Росимущества в Московской области принять решение об образовании земельных участков с кадастровыми NN 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 путем раздела земельного участка с кадастровым N 50:13:050204:0071; обязании ТУ Росимущества в Московской области в решении об образовании земельных участков с кадастровыми NN 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 путем раздела земельного участка с кадастровым N 50:13:050204:0071 указать правомочие ОАО "ПОЗИТ", являющегося обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым N 50:13:050204:0071, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образуемые земельные участки с кадастровыми NN 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493; обязании ТУ Росимущества в Московской области в течение месяца с момента государственной регистрации права собственности РФ на образованные земельные участки с кадастровыми NN 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет ОАО "ПОЗИТ" земельного участка с кадастровым N 50:13:0050204:1493 и ООО "ПОЗИТ" земельного участка с кадастровым N 50:13:0050204:1492 и направить в адрес ОАО "ПОЗИТ" и ООО "ПОЗИТ" проекты соответствующих договоров.
До принятия судебного акта по существу ОАО "Позит", ООО "Позит" в порядке статьи 49 АПК РФ уточнили требования, просили признать незаконными решение ТУ Росимущества в Московской области об отказе в образовании земельных участков с кадастровыми N N 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 путем раздела земельного участка с кадастровым N 50:13:050204:0071, а также об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми NN 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 на праве аренды ООО "ПОЗИТ" и ОАО "Позит" соответственно, оформленное письмом от 10.02.2015 N ЕП/11-1003; обязать ТУ Росимущества в Московской области в решении об образовании земельных участков с кадастровыми NN 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 путем раздела земельного участка с кадастровым N 50:13:050204:0071 указать правомочие ОАО "ПОЗИТ", являющегося обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым N 50:13:050204:0071, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образуемые земельные участки с кадастровыми NN 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493; обязать ТУ Росимущества в Московской области в течение месяца с момента государственной регистрации права собственности РФ на образованные земельные участки с кадастровыми NN 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет ОАО "ПОЗИТ" земельного участка с кадастровым N 50:13:0050204:1493 и ООО "ПОЗИТ" земельного участка с кадастровым N 50:13:0050204:1492 и направить в адрес ОАО "ПОЗИТ" и ООО "ПОЗИТ" проекты соответствующих договоров (том 1, л.д. 84-86).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.10.2015 по делу N А41-29468/15 заявленные требования ОАО "Позит" и ООО "ПОЗИТ" удовлетворены частично. Признано незаконным решение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области, оформленное письмом от 10.02.2015 N ЧП/11-1003, об отказе в принятии решения об образовании земельных участков с кадастровыми NN 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 путем раздела земельного участка с кадастровым N 50:13:050204:0071. Суд обязал территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области (ИНН: 7716642273, дата регистрации: 18.05.2009, юридический адрес: 107139, г. Москва, Орликов переулок, дом 3, строение 1) принять решение об образовании земельных участков с кадастровыми NN 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 путем раздела земельного участка с кадастровым N 50:13:050204:0071. С территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области (ИНН: 7716642273, дата регистрации: 18.05.2009, юридический адрес: 107139, г. Москва, Орликов переулок, дом 3, строение 1) в пользу ОАО "Позит" (ИНН: 5038011787) взыскано 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины (том 2, л.д. 82-86).
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ ФАУГИ в Московской области и ОАО "Позит" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение отменить.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ФГБУ ФКП Росреестра, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель ОАО "ПОЗИТ" поддержал доводы апелляционной жалобы, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ТУ ФАУГИ в Московской области, просил в обжалуемой части судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель ООО "ПОЗИТ" поддержал доводы апелляционной жалобы ОАО "ПОЗИТ", возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ТУ ФАУГИ в Московской области.
Представитель ТУ ФАУГИ в Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "ПОЗИТ", просил в обжалуемой части судебный акт отменить.
Законность и обоснованность решения проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266-268 АПК РФ.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта в части.
Как усматривается из материалов дела, что ОАО "Позит" является обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с КН 50:13:050204:0071 площадью 48037 кв.м. по адресу: Московская область, пос. Правдинский, ул. Фабричная, д. 8. Указанный участок находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 22.06.2012 N 13/042/2012-11, свдетельством о государственной регистрации права от 09.12.2008 (том 1, л.д. 27, 32). Право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Позит" на данный участок зарегистрировано 21.02.2000 (том 1, л.д. 33).
На данном участке расположены 19 объектов недвижимости, из которых 17 объектов находятся в собственности ООО "Позит" и 2 объекта находятся в собственности ОАО "Позит".
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации прав собственности и выписками из ЕГРП.
Согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации, в собственности ОАО "Позит" находятся: административно-складское здание общей площадью 951,3 кв.м. - с 27.12.2011 (том 1, л.д. 39), и складское здание общей площадью 1423,8 кв.м. - с 19.07.2010 (л.д. 40).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации, в собственности ООО "Позит" находятся: здание общей площадью 1390,4 кв.м. - с 12.09.2014 (том 1, л.д. 41), производственный корпус N 6 площадью 9148,70 кв. м - с 11.08.2011 (том 1, л.д. 42), столовая площадью 1342,40 кв. м - с 09.06.2010 (том 1, л.д. 43), компрессорная площадью 285,20 кв. м - с 09.06.2010 (том 1, л.д. 44), цех N 4 площадью 2148,6 кв.м. - с 08.05.2014 (том 1, л.д. 45), производственный корпус N 2 площадью 2253,30 кв. м - с 09.03.2011 (том 1, л.д. 46), корпус N 1 площадью 3425,60 кв.м. - с 01.09.2011 (том 1, л.д. 47), склад ЛВЖ площадью 376,3 кв.м. - с 08.05.2014 (том 1, л.д. 48), газовая котельная площадью 215,3 кв.м. - с 28.06.2010 (том 1, л.д. 49), корпус N 3 площадью 1372,5 кв.м. - с 09.03.2011 (том 1, л.д. 50), корпус N 5 площадью 1975,9 кв.м. - с 01.09.2011 (л.д. 51), склад площадью 377,6 кв.м. - с 09.06.2010 (том 1, л.д. 52), материальный склад площадью 1307,9 кв.м. - с 24.08.2010 (том 1, л.д. 53), сооружение "Арочный ангар" площадью 539,1 кв.м. - с 08.05.2014 (том 1, л.д. 54), проходная площадью 91 кв.м. - с 28.06.2010 (том 1, л.д. 55), склад-ангар площадью 282,6 кв.м. - с 08.05.2014 (том 1, л.д. 56), здание подстанции площадью 48,8 кв.м. - с 09.06.2010 (том 1, л.д. 57).
В целях оформления и переоформления прав обществ на земельный участок с КН 50:13:050204:0071 площадью 48037 кв.м., он был разделен на два земельных участка: с КН 50:13:0050204:1492 площадью 45303 +-149 кв. м, занятый объектами недвижимости, принадлежащими ООО "Позит", и 50:13:0050204:1493 площадью 2734 +-37 кв.м., занятый объектами недвижимости, принадлежащими ОАО "Позит". Раздел был осуществлен и образованные участки поставлены на кадастровый учет 29 апреля 2014 года, как следует из представленных кадастровых паспортов (том 1, л.д. 93, 103).
16.09.2014 ООО "Позит" и ОАО "Позит" обратились в ТУ ФАУГИ с заявлениями по поводу предоставления каждому из них земельного участка, приложив к ним документы, в т.ч. кадастровые паспорта на образованные участки (том 1, л.д. 28, 29).
Письмами от 21.10.2014, от 10.12.2014 ТУ Росимущества запрашивало у заявителей дополнительные документы, а именно, обоснование площади образованных земельных участков и перечень находящихся на них объектов недвижимого имущества.
23.12.2014 и 16.12.2014 ОАО "Позит" и ООО "Позит" вновь обратилось в управление (вх. от 25.12.2014 и от 16.12.2014 соответственно) с заявлениями о принятии решения о согласовании схемы образования земельных участков либо об образовании участков в результате раздела земельного участка с КН 50:13:050204:0071 площадью 48037 кв.м. на два земельных участка: с КН 50:13:0050204:1493 площадью 45303 кв.м. и с КН 50:13:0050204:1492 площадью 2734 кв.м. и о предоставлении указанных участков в долгосрочную аренду.
В письме от 10.02.2015 управление сообщило, что не удается установить обоснованность раздела земельного участка с КН 50:13:050204:0071 в границах согласно представленной схеме, а именно: из документов в отношении земельных участков следует: на участке с КН 50:13:0050204:1493 расположен 1 объект недвижимости, а не 2 объекта, на участке с КН 50:13:0050204:1492 расположены не 17 объектов недвижимости, а 16 объектов (том 1, л.д. 34).
Таким образом, письмом от 10.02.2015 ТУ ФАУГИ отказало заявителям в принятии решения об образовании земельных участков с КН 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 путем раздела земельного участка с кадастровым N 50:13:050204:0071; в предоставлении в долгосрочную аренду заявителям указанных земельных участков.
Не согласившись с отказом, ОАО "Позит" и ООО "Позит" обратились в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части обязания ТУ Росимущества в Московской области в течение месяца с момента государственной регистрации права собственности РФ на образованные земельные участки с кадастровыми N N 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет ОАО "ПОЗИТ" земельного участка с кадастровым N 50:13:0050204:1493 и ООО "ПОЗИТ" земельного участка с кадастровым N 50:13:0050204:1492 и направить в адрес ОАО "ПОЗИТ" и ООО "ПОЗИТ" проекты соответствующих договоров, суд первой инстанции исходил из того, что суд не может принять решение о предоставлении в аренду заявителям испрашиваемых ими земельных участков, поскольку ими не представлены документы, в полной мере обосновывающие их права на них, в тех границах и той площади, в которых они образованы.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на определенных принципах, в т.ч. принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
В силу части 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (часть 2 статьи 11.2 ЗК РФ).
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 3 статьи 11.2 ЗК РФ).
Согласно статье 11.3К РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Частями 1 и 2 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с частью 7 статьи 11.4 ЗК РФ (введен в действие после 01 марта 2015 года) в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно частям 4 - 6 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493, образованные в результате раздела земельного участка с КН 50:13:050204:0071, поставлены в установленном порядке на государственный кадастровый учет, что подтверждается наличием кадастровых паспортов, в которых указана площадь каждого земельного участка, которая не превышает общей площади исходного участка.
ОАО "Позит" во исполнение требования пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ были представлены соответствующие документы, подтверждающие его право на образование спорных земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ, так как он является правообладателем исходного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, у ТУ Росимущества в Московской области не было оснований для непринятия положительного решения по заявлению обществ о разделе земельного участка с КН 50:13:050204:0071.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование об обязании принять решение об образовании земельных участков в результате раздела земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым (условным) номером 50:13:050204:0071 на 2 (два) земельных участка с кадастровыми номерами: 50:34: 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493.
Как правомерно установлено судом первой инстанции требование заявителей об обязании ТУ Росимущества в Московской области в решении об образовании земельных участков с кадастровыми N N 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 путем раздела земельного участка с кадастровым N 50:13:050204:0071 указать правомочие ОАО "ПОЗИТ", являющегося обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым N 50:13:050204:0071, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образуемые земельные участки с кадастровыми NN 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493, не имеет правового основания.
В силу частей 1 статьи 11.8 ЗК РФ возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (часть 2 статьи 11.4 ЗК РФ).
Согласно части 2 статьи 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного пользования на образуемые земельные участки.
В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется (часть 3 статьи 11.8 ЗК РФ).
Таким образом, согласно указанным нормам, права на образуемые в результате раздела земельные участки сохраняются.
Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация производится по желанию и свободному волеизъявлению правообладателя.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований об обязании уполномоченный орган принять решение о предоставлении образованных земельных участков им в аренду, с учетом наличия у них исключительного права на данные участки в соответствии со ст. 36 ЗК РФ (в ранее действовавшей редакции кодекса) и ст. 39.20 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015).
В силу статьи 29 ЗК РФ и в соответствии с положением о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Статьей 36 ЗК РФ, действовавшей в период обращения организации в управление, регламентирован порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Согласно пункту 1 указанной статьи, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (действовал на момент обращения) заявитель должен представить:
при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
выписку из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Как усматривается из материалов дела, судом первой инстанции в основу решения об отказе в удовлетворении требований о предоставлении образованных участков в аренду положено то обстоятельство, что фактическое количество объектов недвижимости не совпадает с количеством частей земельных участков, указанных в их кадастровых паспортах.
Между тем, данный вывод суда первой инстанции не основан на нормах материального права, а также опровергается выводом суда на основании которого им удовлетворено требование о признании незаконным отказа в разделе.
Согласно оспариваемому решению ТУ Росимущества, отказ в разделе исходного земельного участка мотивирован тем, что фактическое количество объектов недвижимости, расположенных на образуемых земельных участках (согласно представленным свидетельствам о регистрации права и выпискам из ЕГРП), не совпадает с их количеством, указанным в кадастровых паспортах образуемых участков (частям земельных участков, образованных под объектами недвижимости).
Удовлетворяя требование о разделе земельного участка с кадастровым номером N 50:13:0050204:0071, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что основание отказа ТУ Росимущества в разделе данного участка, касающееся несовпадения фактического количества объектов недвижимости с количеством частей земельных участков, указанных в кадастровых паспортах, является незаконным.
В обоснование данного вывода, судом установлено, что заявителями во исполнение п. 2 ст. 11.3. ЗК РФ представлены все необходимые документы, подтверждающие право на образование спорных земельных участков, а именно их кадастровые паспорта.
Кроме того, согласно мотивировочной части решения судом установлено, что на исходном участке с кадастровым номером 50:13:0050204:0071 расположены 19 объектов недвижимости, из которых 17 находятся в собственности ООО "ПОЗИТ" и 2 в собственности ОАО "ПОЗИТ"- в результате раздела указанного участка образовались два участка с кадастровыми номерами 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493, на которых размещены объекты недвижимости находящиеся, соответственно, в собственности ООО "ПОЗИТ" и в собственности ОАО "ПОЗИТ.
Однако, именно несовпадение фактического количества объектов недвижимости с их количеством, указанным в кадастровых паспортах образуемых земельных участков, т.е. основание, признанное судом незаконным при удовлетворении им одного из заявленных требований о признании незаконным отказа в принятии решения ТУ Росимущества о разделе исходного земельного участка, положено судом в обоснование отказа в удовлетворении требований о предоставлении образованных участков в аренду.
Таким образом, данный вывод суда первой инстанции противоречит установленным им фактическим обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, содержащим исчерпывающую информацию о количестве объектов недвижимости на каждом из участков: схеме раздела земельного участка (N 2) на кадастровом плане территории (том 1, л.д.114), копиям технических паспортов зданий - цеха N 4 (том 1, л.д. 123-126) и производственного корпуса N 6 (том 1, л.д.115-117), заключению кадастрового инженера от 30.07.2015 N 207 (том 2, л.д.52-55), перечню объектов недвижимости с расшифровкой наименований объектов и привязкой к частям земельного участка (том 1, л.д.105-106).
Вывод суда первой инстанции о том, что несоответствие фактического количества объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, количеству, указанному в кадастровых паспортах таких участков, является основанием для отказа в удовлетворении требований о предоставлении таких участков в аренду заявителям, противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок заинтересованные лица обращаются в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок, прилагая документы согласно перечню, установленному уполномоченным органом государственной власти.
На момент подачи заявителями документов о предоставлении земельных участков на праве долгосрочной аренды указанный перечень документов был утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 года N 475.
Заявителями для приобретения прав на земельные участки были представлены все документы, предусмотренные указанным перечнем, в том числе кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков, что подтверждается представленными в дело доказательствами. Кроме того, указанные документы предоставлялись заявителями в ТУ Росимущества (29.10.2014, 10.11.2014, 16.12.2014,23.12.2014, 13.01.2015).
Указанный выше перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не предусматривал необходимости предоставления кадастрового паспорта земельного участка (либо кадастровой выписки), содержащего описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
Таким образом, заявителями были предоставлены все необходимые документы, что подтверждается материалами дела.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на расположение на земельном участке с кадастровым номером 50:13:050204:0071 объекта гражданской обороны и необходимость привлечения к участию в деле МЧС России, отклоняется судебной коллегией.
Как усматривается из материалов земельный участок с кадастровым номером 50:13:050204:0071, расположенный по адресу: Московская область, пос. Правдинский, ул. Фабричная, д. 8, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 16.02.2016.
На запрос Территориального управления в Главное управление МЧС России по Московской области о предоставлении сведений относительно объекта гражданской обороны, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:13:050204:0071 были получены следующие сведения:
- по адресу: Московская область, пос. Правдинский, ул. Фабричная, д. 8, расположено убежище N 5712, которое находится на балансе ОАО "Позит".
На основании приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" статус защитного сооружения как объекта гражданской обороны (ЗС ГО) определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (пункт 2.1 Приказа от 15.12.2002 N 583).
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Из представленных в материалы дела паспорта убежища, поэтажного плана следует, что в подвале одного из объектов ОАО "Позит" (корпус 6) находится бомбоубежище.
Отдельного стоящего объекта либо строения гражданской обороны на спорных земельных участках не имеется.
Указание заявителя апелляционной жалобы на необходимость привлечения к участию в деле МЧС России отклоняется, как неправомерное, поскольку данное решение прав и законных интересов данной организации не нарушает.
С учетом изложенного обжалуемое решение Арбитражного суда Московской области от 20.10.2015 по делу N А41-29468/15 подлежит отмене в части отказа в обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области принять решение о предоставлении земельных участков в аренду.
Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110, 112 АПК РФ по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271, пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2015 года по делу N А41-29468/15 отменить в части отказа в обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области принять решение о предоставлении земельных участков в аренду.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области в течение месяца с момента государственной регистрации права собственности РФ на образованные земельные участки с кадастровыми номерами 50:13:0050204:1492 и 50:13:0050204:1493 принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет ОАО "ПОЗИТ" земельного участка с кадастровым N 50:13:0050204:1493 и ООО "ПОЗИТ" земельного участка с кадастровым N 50:13:0050204:1492 и направить в адрес ОАО "ПОЗИТ" и ООО "ПОЗИТ" проекты соответствующих договоров.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области в пользу ОАО "ПОЗИТ" 6 000 рублей расходов по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
С.В. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29468/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2017 г. N Ф05-5650/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО " Позит ", ООО "ПОЗИТ", Территориальное управление Росимущества по Московской области
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: ТУ ФАУГИ, ФГБУ ФКП Росреестра, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5650/16
26.01.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17703/16
29.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5650/16
03.03.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14768/15
20.10.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-29468/15