г. Самара |
|
03 марта 2016 г. |
Дело N А65-24056/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Интерсеть"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 декабря 2015 года по делу N А65-24056/2015 (судья Гилялов И.Т.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интерсеть", г. Казань, (ОГРН 1101690026118, ИНН 1655192915), к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г.Казань, (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань, о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 11.08.2015 N 7291/ИК, в реализации права на заключение договоров аренды земельных участков; устранении допущенных нарушений прав и законных интересов путем направления проектов договоров аренды земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Интерсеть" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - ответчик), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань, о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 11.08.2015 N 7291/ИК, в реализации права на заключение договоров аренды земельных участков; устранении допущенных нарушений прав и законных интересов путем направления проектов договоров аренды земельных участков.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить. Принять по делу новый судебный акт: исковые требования ООО "Интерсеть" к Исполнительному комитету МО г. Казани удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что на момент заключения нового договора аренды земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Постановлением Исполкома N 9044 от 08.10.2010 заявителю предоставлен в аренду сроком на пять лет из земель населенных пунктов земельный участок площадью 10 кв.м. по ул.Юлиуса Фучика, возле дома N 30 для целей, не связанных со строительством, без права возведения капитальных сооружений, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже печатной продукции;
- постановлением Исполкома N 8630 от 24.09.2010 заявителю предоставлен в аренду сроком на пять лет из земель населенных пунктов земельный участок площадью 10 кв.м. по ул.Юлиуса Фучика, возле дома N 34, для целей, не связанных со строительством, без права возведения капитальных сооружений, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже продовольственных товаров;
- постановлением Исполкома N 8852 от 01.10.2010 заявителю предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 30 кв.м. по ул. Академика Королева, вблизи дома N 55 для целей, не связанных со строительством, без права возведения капитальных сооружений, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже продовольственных товаров.
Между Обществом и Комитетом в соответствии с данными постановлениями Исполкома заключены договоры аренды указанных земельных участков:
- N 15913 от 16.08.2011 в отношении земельного участка площадью 10 кв.м. по
ул.Юлиуса Фучика, вблизи дома N 30, с кадастровым номером 16:50:160306:122,
- N 15436 от 31.03.2011 в отношении земельного участка площадью 10 кв.м. по
ул.Юлиуса Фучика, вблизи дома N 30, с кадастровым номером 16:50:160509:187,
- N 15441 от 31.03.2011 в отношении земельного участка площадью 30 кв.м. по ул.Академика Королева, вблизи дома N 55, с кадастровым номером 16:50:100106:53.
Общество обратилось в Исполком с заявлениями от 16.07.2015 и 22.07.2015 о включении указанных земельных участков в схему расположения нестационарных торговых объектов на территории города Казани в целях размещения на этих земельных участках нестационарных торговых объектов, а также о продлении договоров аренды указанных земельных участков.
Письмом от 11.08.2015 N 7291/ИК Исполком сообщил заявителю об отклонении от согласования адресов по ул. Ю.Фучика, д. 30, по ул. Ю.Фучика, д. 34, по ул. Академика Королева, д. 55 в связи с достаточной обеспеченностью указанных микрорайонов стационарными предприятиями потребительского рынка, а также на том основании, что пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено отсутствие у арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов, реализация прав на земельные участки производится на аукционах.
Заявитель, полагая, что вынесенный отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Кодекса).
Между тем, в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии условия, что на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 данной статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации;
2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;
4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
5) земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 данного пункта;
6) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, данной некоммерческой организации;
7) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации;
8) земельного участка, образованного в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации;
9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса, на праве оперативного управления;
10) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 данной статьи;
11) земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Кодекса;
12) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
13) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
13.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса юридическому лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;
14) земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Кодекса;
16) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
17) земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
18) земельного участка лицу, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства; 20) земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том. что ни одного из вышеперечисленных в пункте 2 статьи 39.6 Кодекса оснований в отношении испрашиваемых заявителем земельных участков не имеется.
При этом к рассматриваемой ситуации не применим подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса, на праве оперативного управления.
Как следует из вышеперечисленных договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:160306:122, 16:50:160509:187, 16:50:100106:53 заявителю предоставлены спорные земельные участки для целей, не связанных со строительством, а именно, для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже продовольственных товаров и печатной продукции, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости).
Поскольку расположенные на спорном земельном участке торговые объекты объектами недвижимости не являются, предусмотренное подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основание для предоставления земельного участка, на котором находится объект недвижимости, без проведения торгов, в данном случае отсутствует.
Пунктом 15 статьи 39.8 ЗК РФ предусмотрено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, как правильно указал суд, в силу приведенных положений Земельного кодекса РФ у заявителя отсутствует право на заключение договоров аренды на новый срок без проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что отказ ответчика в предоставлении заявителю спорных земельных участков в аренду на новый срок с использованием преимущественного права, без проведения торгов, соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Судом правомерно отклонен довод заявителя со ссылкой на статью 422 Гражданского кодекса РФ, что положения п. 15 статьи 39.8 ЗК РФ в редакции, вступившей в силу с 1 марта 2015 года, не распространяются на правоотношения, поскольку не имеют обратной силы.
Так, Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит указания на применение к договорам аренды земельных участков, заключенным до вступления его в силу, прежних положений законодательства.
Сроки действия договоров аренды земельных участков определены до 07.10.2015, до 23.09.2015, до 30.09.2015, данные договоры считаются прекращенными в указанные даты.
Следовательно, применительно к спорным правоотношениям, распространение на них положений Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 01.03.2015, является обязательным.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная по квитанции от 28 декабря 2015 года государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Интерсеть" из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 декабря 2015 года по делу N А65-24056/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Интерсеть" излишне уплаченную по квитанции от 28 декабря 2015 года государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24056/2015
Истец: ООО "Интерсеть", г. Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г. Казань
Третье лицо: МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"