г. Владивосток |
|
09 марта 2016 г. |
Дело N А51-20203/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 марта 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокская клиническая больница N 4",
апелляционное производство N 05АП-967/2016
на решение от 20.01.2016
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-20203/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокская клиническая больница N 4" (ИНН 2536010685, ОГРН 1022501304396, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.12.2002)
об оспаривании постановления Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Приморскому краю (ИНН 2540108108, ОГРН 1042504381468, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2004) от 09.09.2015 N 41/15 по делу об административном правонарушении,
третье лицо: Департамент здравоохранения Приморского края,
при участии:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокская клиническая больница N 4": представитель Игнатьева И.В. по доверенности от 30.04.2015 сроком на 1 год, паспорт;
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Приморскому краю: представитель Беккер И.А. по доверенности от 12.01.2016 N 42 сроком до 31.12.2016, паспорт,
от Департамента здравоохранения Приморского края: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Владивостокская клиническая больница N 4" (далее по тексту - заявитель, учреждение, больница, КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об отмене постановления Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Приморскому краю (далее - административный орган, Территориальный орган Росздравнадзора по Приморскому краю) от 09.09.2015 по делу об административном правонарушении N 41/15, которым учреждение было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Департамент здравоохранения Приморского края.
Решением от 20.01.2016 суд отказал учреждению в удовлетворении заявленных требований, признав оспариваемое им постановление законным и обоснованным.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 20.01.2016, КГБУ "Владивостокская клиническая больница N 4" просит его отменить.
В апелляционной жалобе больница указала, что в силу пункта 16 Приказа Минздрава N 928н оказание специализированной медицинской помощи медицинской организацией, в которой создано Отделение, осуществляется по медицинским показаниям. То есть, основания для лечения пациента, у которого отсутствуют признаки острого нарушения мозгового кровообращения (сокращенно ОНМК), при его поступлении в учреждения здравоохранения, отсутствуют.
Больница указала, что согласно исследованиям, у значительной части больных, поступающих в больницу с направленным диагнозом ОНМК, этот диагноз не подтверждается.
Заявитель подробно описал симптомы инсульта, а также симптомы иных состояний организма, которые инсультом в действительности не являются, и указал, что на момент осмотра пациентки Ф. дипломированным и сертифицированным врачом неврологом признаков ОНМК выявлено не было, в связи с чем основания для забора у нее крови, проведения компьютерной томографии головного мозга и госпитализации не имелось.
Ссылаясь на пункты 6, 17, 18 Приказа Минздрава N 928н, заявитель указал, что специализированная медицинская помощь больных с признаками ОНМК в соответствии с данным Приказом оказывается только теми медицинскими организациями, в которых создано неврологическое отделение для больных с ОНМК.
Приказ о создании в КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" неврологического отделения для больных с ОНМК в первичном сосудистом отделении подписан Департаментом здравоохранения Приморского края 23.09.2015. Таким образом, именно с этой даты, согласно жалобе, в данной больнице должен быть организован порядок оказания медицинской помощи больным с ОНМК.
На основании изложенного выше больница считает, что предписание от 08.07.2015, выданное Территориальным органом Росздравнадзора по Приморскому краю, является незаконным и не подлежащим исполнению, и что данным органом не доказан состав вмененного заявителю административного правонарушения.
Доводы, заявленные в апелляционной жалобе, представитель заявителя поддержал в судебном заседании.
Территориальный орган Росздравнадзора по Приморскому краю в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Доводы отзыва на апелляционную жалобу представитель административного органа поддержал в судебном заседании.
Департамент здравоохранения Приморского края письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представил.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, Департамент здравоохранения Приморского края своего представителя в судебное заседание не направил.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя лица, участвующего в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
По обращению гражданина Ф. о причинении вреда здоровью его матери при оказании медицинской помощи Территориальным органом Росздравнадзора по Приморскому краю 08.07.2015 была проведена внеплановая документарная проверка КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4".
В ходе проверки были установлены следующие нарушения:
1) пациентке не проведено исследование крови для установления количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, международного нормализованного соотношения, активированного частичного тромбопластинового времени (в течение 20 мин.), не проведена компьютерная томография или магнито-резонансная томография головного мозга для уточнения диагноза (не более 40 мин.) (нарушены пункты 20-21 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 928н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения");
2) пациентка с признаками ОНМК не была доставлена в неврологическое отделение, минуя приемное отделение, для проведения мероприятий по определению патогенетического варианта ОНМК и предупреждению развития осложнений (нарушен пункт 18 вышеуказанного Приказа).
По результатам проверки оформлен акт проверки N 236/15 от 08.07.2015. С целью устранении выявленных нарушений по результатам проведенной проверки больнице было выдано предписание от 08.07.2015, в котором учреждению предложено в срок до 08.08.2015 выполнить следующие мероприятия: издать приказ по медицинской организации о назначении лиц, ответственных за устранение нарушений, выявленных при проверке; обеспечить соблюдение требований Приказа Минздрава России от 15.11.2012 N 928-н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения"; провести организационно-методические мероприятия с целью устранения выявленных нарушений.
Данное предписание было выдано 09.07.2015 главному врачу КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4", который в ответе на жто предписание указал на невозможность его исполнения.
В связи с истечением срока исполнения указанного предписания с целью проверки его исполнения, административным органом была проведена проверка учреждения.
Актом проверки от 19.08.2015 N 297/15 подтверждено, что предписание от 08.07.2015 не исполнено: не издан приказ по медицинской организации о назначении лиц, ответственных за устранение нарушений; не обеспечено соблюдение требований Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 928н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения", не проведены организационно-методические мероприятия с целью устранения выявленных нарушений.
За неисполнение предписания от 08.07.2015 Территориальным органом Росздравнадзора по Приморскому краю в отношении учреждения 20.08.2015 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
09.09.2015 Территориальный орган Росздравнадзора по Приморскому краю на основании указанного протокола вынес постановление по делу об административном правонарушении N 41/15, которым признал КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 30.000 рублей.
КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4", посчитав вынесенное постановление не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этого постановления незаконным.
20.01.2016 вынесен обжалуемый судебный акт.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образует невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Учитывая диспозицию части 21 статьи 19.5 КоАП РФ, суд должен установить факт законности выданного заявителю предписания Территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю, за неисполнение которого заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной 08.07.2015 внеплановой документарной проверки было установлено, что учреждением нарушен порядок оказания медицинской помощи больным с ОНМК, установленный Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 928-н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения", а именно: пациентке не проведено исследование крови для определения количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, международного нормализованного соотношения, активированного частичного тромбопластинового времени (в течение 20 мин.), не проведена компьютерная томография или магнито-резонансная томография головного мозга для уточнения диагноза (не более 40 мин.); пациентка с признаками ОНМК не была доставлена в неврологическое отделение, минуя приемное отделение, для проведения мероприятий по определению патогенетического варианта ОНМК и предупреждению развития осложнений.
Согласно частям 1, 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 928н утвержден "Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения" (далее также - Порядок, Приказ Минздрава N 928н), который устанавливает правила оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения (ОНМК) в медицинских организациях.
В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка при оказании первичной медико-санитарной помощи осуществляется раннее выявление больных с признаками ОНМК и направление их в медицинские организации, в структуре которых организовано неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (далее - Отделение). Для транспортировки больного с признаками ОНМК в указанные организации вызывается бригада скорой медицинской помощи.
Согласно пункту 10 Порядка специализированная медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в структуре которых организовано Отделение, в условиях обеспечения круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь включает в себя диагностику, лечение ОНМК, иных заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, проведение мероприятий, направленных на предотвращение развития повторных ОНМК, а также медицинскую реабилитацию (пункт 15 Порядка).
Бригада скорой медицинской помощи доставляет больных с признаками ОНМК в медицинские организации, оказывающие круглосуточную медицинскую помощь по профилю "неврология" и в которых создано Отделение, минуя приемное отделение медицинской организации (пункт 18 Порядка).
В соответствии с пунктом 19 Порядка больные с признаками ОНМК при поступлении в смотровой кабинет Отделения осматриваются дежурным врачом-неврологом, который:
-оценивает состояние жизненно важных функций организма больного, общее состояние больного, неврологический статус;
- по медицинским показаниям проводит мероприятия, направленные на восстановление нарушенных жизненно важных функций организма больного с признаками ОНМК;
- организует выполнение электрокардиографии, забора крови для определения количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, международного нормализованного отношения (далее - МНО), активированного частичного тромбопластинового времени (далее - АЧТВ).
Определение содержания тромбоцитов, глюкозы в периферической крови, МНО, АЧТВ производится в течение 20 минут с момента забора крови, после чего результат передается дежурному врачу-неврологу Отделения (пункт 20 Порядка).
После проведения мероприятий, указанных в пункте 19 настоящего Порядка, больной с признаками ОНМК направляется в отделение лучевой диагностики с кабинетом компьютерной томографии и (или) кабинетом магнитно-резонансной томографии медицинской организации, в которой создано Отделение, в котором осуществляется проведение компьютерной томографии (далее - КТ-исследование) или магнитно-резонансной томографии (далее - МРТ-исследование) головного мозга для уточнения диагноза (пункт 21 Порядка).
Время с момента поступления больного с признаками ОНМК в Отделение до получения дежурным врачом-неврологом Отделения заключения КТ-исследования или МРТ-исследования головного мозга и исследования крови составляет не более 40 минут (пункт 23 Порядка).
В силу пункта 25 порядка больным, у которых по заключению КТ-исследования или МРТ-исследования установлены признаки геморрагического инсульта, проводится консультация нейрохирурга в срок не позднее 60 минут с момента получения результатов КТ-исследования, по итогам которой консилиумом врачей принимается решение о тактике лечения.
С целью улучшения качества медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения в Приморском крае, во исполнение Приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.11.2012 N 928н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при остром нарушении мозгового кровообращения", от 13.04.2011 N 316н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы по профилю "Неврология" Приказом Департамента здравоохранения Приморского края от 31.05.2013 N 537-о утверждена маршрутизация больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения в Приморском крае (Приложение 1).
Согласно приложению N 1 к указанному Приказу Департамента здравоохранения Приморского края больные с признаками ОНМК из Первомайского и Ленинского районов Владивостокского городского округа доставляются в КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4", в неврологическое отделение для больных с ОНМК.
Учитывая положения вышеуказанного Приказа Департамента здравоохранения Приморского края от 31.05.2013 N 537-о, положения статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), коллегия приходит к выводу о том, что КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" обязано было с 31.05.2013 оказывать помощь пациентам с ОНМК.
Таким образом, исполнение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.11.2012 N 928н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при остром нарушении мозгового кровообращения" в силу пункта 1 данного Порядка, статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ для КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" было и является обязательным.
Таким образом, в КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" должен был быть организован порядок оказания медицинской помощи больным с ОНМК в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.11.2012 N 928н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при остром нарушении мозгового кровообращения".
При этом, как следует из Приложения N 1 к Приказу Департамента здравоохранения Приморского края от 31.05.2013 N 537-о "Маршрутизация больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения в Приморском крае", пациентам с ОНМК из Первомайского и Ленинского районов Владивостокского городского округа необходимая медицинская помощь оказывается только КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4". КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 2" оказывает помощь пациентам Советского, Первореченского и Фрунзенского районов Владивостокского городского округа, а ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" и КГАУЗ "Владивостокская клиническая больница N 2" оказывают только нейрохирургическую помощь больным с ОНМК.
Таким образом, в случае неоказания необходимой медицинской помощи КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" пациентам с ОНМК из Первомайского и Ленинского районов Владивостокского городского округа, такая помощь им в остальных вышеперечисленных больницах оказана не будет, поскольку, как следует из пункта 3.1 Приказа Департамента здравоохранения Приморского края от 31.05.2013 N 537-о "Маршрутизация больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения в Приморском крае" о данной маршрутизации информированы сотрудники бригад скорой медицинской помощи, которые, руководствуясь данным Приказом, пациентов с ОНМК из Первомайского и Ленинского районов Владивостокского городского округа доставляют в КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4".
Как следует из материалов дела, предписанием от 08.07.2015 учреждению предлагалось в срок до 08.08.2015 выполнить следующие мероприятия: издать приказ по медицинской организации о назначении лиц, ответственных за устранение нарушений, выявленных при проверке, обеспечить соблюдение требований Приказа Минздрава России от 15.11.2012 N 928-н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения", провести организационно-методические мероприятия с целью устранения выявленных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, коллегия приходит к выводу о том, что предписание Территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю 08.07.2015 является законным, и должно было быть исполнено учреждением.
Как было установлено административным органом в ходе проведения проверки учреждения 19.08.2015, указанное предписание от 08.07.2015 заявителем исполнено не было. Данное обстоятельство КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" не оспаривается.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, административного органа о наличии в действиях (бездействии) КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" события административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
Довод учреждения со ссылкой на пункты 6, 17, 18 Приказа Минздрава N 928н, о том, что специализированная медицинская помощь больным с признаками ОНМК в соответствии с данным Приказом оказывается только теми медицинскими организациями, в которых создано неврологическое отделение для больных с ОНМК, коллегия отклоняет в силу изложенного выше. При этом, коллегия считает необходимым отметить, что для выполнения пунктов 18, 20-21 указанного Приказа, больнице необходимо круглосуточно принимать больных с признаками ОНМК в неврологическое отделение, минуя приемное, производить забор крови и делать ее анализ в установленное время, передавать результат дежурному врачу-неврологу, а также обеспечить проведение КТ-исследования или МРТ-исследования головного мозга с целью уточнения диагноза. Для проведения указанных мероприятий создания специализированного неврологического отделения для больных с ОНМК не требуется. Доказательства обратного, как и доказательства того, что возможность проведения указанных мероприятий в том неврологическом отделении, которое существовало в КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" на момент выдачи административным органом предписания от 08.07.2015 больница в материалы дела не представила. В материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Доводы учреждения о том, что Приказ о создании в КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" неврологического отделения для больных с ОНМК в первичном сосудистом отделении подписан Департаментом здравоохранения Приморского края 23.09.2015, и что именно с этой даты в больнице должен быть организован порядок оказания медицинской помощи больным с ОНМК, коллегия отклоняет, как несостоятельный и рассматривает данный довод, как попытку больницы ввести суд в заблуждение.
Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 928-н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения" не предусмотрено вообще, что для оказания помощи больным с ОНМК должно быть создано сосудистое отделение, или что помощь таким больным может быть оказана только в сосудистом отделении.
При этом тот факт, что Приказ о создании в КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" неврологического отделения для больных с ОНМК издан Департаментом здравоохранения Приморского края только 23.09.2015, не дает учреждению право не исполнять Приказ Минздрава N 928н, имеющий большую юридическую силу, чем Приказ Департамента здравоохранения Приморского края.
Довод о том, что в силу пункта 16 Приказа Минздрава N 928н оказание специализированной медицинской помощи медицинской организацией, в которой создано Отделение, осуществляется по медицинским показаниям, то есть, основания для лечения пациента, у которого отсутствуют признаки ОНМК, при его поступлении в учреждения здравоохранения, отсутствуют, коллегия отклоняет в силу следующего.
Согласно пункту 16 Приказа Минздрава N 928н оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинской организации, в которой создано Отделение, осуществляется по медицинским показаниям:
- при самостоятельном обращении больного с признаками ОНМК в медицинскую организацию, в которой создано Отделение;
- при доставлении больного с признаками ОНМК бригадой скорой медицинской помощи.
Как следует из материалов дела (карты вызова скорой медицинской помощи N 209 от 15.06.2015) бригадой скорой медицинской помощи в КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" была доставлена пациентка Ф. При этом врачом скорой медицинской помощи был поставлен диагноз ОНМК, гипертоническая болезнь-3, риск-4, криз осложенный, дизартрия.
Таким образом, у учреждения в данном случае имелись все основания и обязанность по оказанию этой пациентке специализированной медицинской помощи в соответствии с Приказом Минздрава N 928н, в частности, обязанность для приема ее в неврологическое отделение, минуя приемное, для проведения анализа крови и проведения КТ-исследования или МРТ-исследования головного мозга.
Довод заявителя с подробным описанием симптомов инсульта, а также симптомов иных состояний организма, которые инсультом в действительности не являются, о том, что на момент осмотра пациентки Ф. дипломированным и сертифицированным врачом неврологом признаков ОНМК выявлено не было, в связи с чем основания для забора у нее крови, проведения компьютерной томографии головного мозга и госпитализации не имелось, коллегия отклоняет, как несостоятельный.
Поскольку пациентка в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения Приморского края от 31.05.2013 N 537-о "Маршрутизация больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения в Приморском крае" поступила в КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" с признаками ОНМК, установленными врачом скорой медицинской помощи, больница должна была в любом случае (в том числе и в случае наличия сомнений в правильности поставленного диагноза) применить порядок действий, установленных Приказа Минздрава N 928н, в том числе, провести анализ крови (в течение 20 минут) и провести КТ-исследование или МРТ-исследование головного мозга (в течение 40 минут).
При этом, как следует из имеющегося в материалах дела результата магнитно-резонансной томографии, проведенной пациентке Ф. на следующий день, после того, как дежурный невролог КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" "отправила" ее на амбулаторное лечение у терапевта, у указанной пациентки была установлена МР картина ишемического нарушения мозгового кровообращения (острый период).
Таким образом, диагноз, поставленный "узкопрофильным, дипломированным и сертифицированным" врачом-неврологом больницы (на что указывает заявитель в своей апелляционной жалобе) на основании осмотра и ЭКГ, был ошибочным, в то время как, диагноз, поставленный "широкопрофильным" (на что также указал заявитель) врачом станции скорой помощи, являлся правильным.
Вместе с тем, применение больницей порядка, установленного Приказом Минздрава N 928н, позволило бы сразу (в течение 40 минут) поставить указанной пациентке правильный диагноз.
Довод больницы о том, что, согласно исследованиям, у значительной части больных, поступающих в больницу с направленным диагнозом ОНМК, этот диагноз не подтверждается, коллегия также отклоняет. Данное обстоятельство, во-первых, не свидетельствует о праве больницы не применять обязательный для нее Приказ Минздрава N 928н, во-вторых, в настоящем случае диагноз подтвердился, а в-третьих, исполнение данного Приказа направлено на минимизацию рисков возникновения осложнений и летального исхода, учитывая тяжесть такого заболевания, как ОНМК.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению учреждением требований Приказа Минздрава РФ N 928н, Приказа Департамента здравоохранения Приморского края от 31.05.2013 N 537-о "Маршрутизация больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения в Приморском крае", Федерального закона N 323-ФЗ, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности.
Доказательства невозможности исполнения учреждением требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания учреждения виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Руководствуясь вышеизложенным, суд апелляционный инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции о том, в действиях КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N 4" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, коллегия установила, что производство по делу об административном правонарушении в отношении учреждения соответствует требованиям КоАП РФ, процессуальные права лица, привлеченного к административной ответственности, не были нарушены. При назначении наказания административным органом выяснены и учтены все обстоятельства дела. Размер наказания применен в минимальных размерах санкции части 21 статьи 19.5 КоАП РФ и соответствует тяжести допущенного учреждением нарушения.
Обстоятельств, позволяющих расценить совершенное учреждением правонарушение как малозначительное, коллегией не установлено. Учитывая характер совершенного заявителем правонарушения, его пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей, принимая во внимание то обстоятельство, что в рассматриваемом случае затронуты общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан, коллегия приходит к выводу о том, что совершенное заявителем правонарушение не может быть признано малозначительным.
Срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюден.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия приходит к выводу о том, что постановление Территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю от 09.09.2015 по делу об административном правонарушении N 41/15, которым учреждение было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным, а требования учреждения о признании его незаконным и отмене не подлежат удовлетворению.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.01.2016 по делу N А51-20203/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20203/2015
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ВЛАДИВОСТОКСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 4 ", Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Владивостокская клиническая больница N4"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Приморскому краю
Третье лицо: Департамент здравоохранения Приморского края