г. Москва |
|
02 марта 2016 г. |
Дело N А41-71969/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - от публичного акционерного общества "Экопром" - Дьяченкова Д.С. (представителя по доверенности от 24.04.2015)
от комитета по ценам и тарифам Московской области - Ромашина М.М. (представителя по доверенности от 30.12.2015), Ханмурзина Э.Б. (представителя по доверенности от 30.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета по ценам и тарифам Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2015 по делу N А41-71969/15, принятое судьей Голубковым П.А.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Экопром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - комитет) от 02.09.2015 N 322/27-08-2015 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 100 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.12.2015 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе комитет просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представители комитета в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является организацией коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию объекта по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов - полигон твердых бытовых отходов "Царево".
В ходе проверки деятельности общества 24.08.2015 установлено, что оно в нарушение в нарушение требований статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон о регулировании тарифов) и пунктов 6 и 8 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования) осуществляет расчеты с потребителями за услуги по утилизации (захоронению) строительных отходов и промышленных отходов по тарифам: 280,50 руб./т и 407 руб./т, соответственно, утвержденным генеральным директором общества и не утвержденным органом тарифного регулирования, о чем составлен акт от 24.08.2015 N 33.
По данному факту комитет 27.08.2015 составил в отношении общества протокол об административном правонарушении и 02.09.2015 вынес постановление N 322/27-08-2015 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде 100 000 рублей штрафа.
Удовлетворяя требование о признании незаконным и отмене постановления комитета, суд первой инстанции указал на отсутствии в действиях общества события вмененного ему административного правонарушения.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статье 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
На основании статьи 1 Закона о регулировании тарифов регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса договор об утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов является публичным, поэтому на основании пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса он должен соответствовать правилам, принимаемым уполномоченными органами.
При этом государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.
В соответствии со статьей 1 Закона о регулировании тарифов и пунктом 6 Основ ценообразования, тарифы организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (тарифы на услуги по утилизации) устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за осуществление утилизации, обезвреживания и захоронения 1 куб. метра или 1 тонны твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 2.4 СанПин 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами.
Согласно пункту 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88 Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Таким образом, утилизация промышленных отходов (кроме приравненных к ТБО промышленных отходов) осуществляется на специальных полигонах, утилизация таких отходов на полигонах ТБО не допускается.
Общество является организацией коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию объектов по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и в соответствии с законодательством Российской Федерации обязано применять тариф на регулируемый вид услуги, утвержденный в установленном порядке.
Распоряжением Министерства экономики Московской области от 16.05.2014 N 50-Р "Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов" тарифы для общества установлены в следующем размере:
- по 30.06.2014 - 104,15 руб./куб.м.;
- с 01.07.2014 по 30.06.2015 - 108,50 руб./куб.м.;
- с 01.07.2015 - 110,17 руб./куб.м. (без учета НДС).
Генеральным директором общества на 2014 и 2015 годы утверждены тарифы на захоронение строительных и промышленных отходов из расчета платы за 1 тонну в размере 280,50 рублей и 407 рублей, соответственно.
В нарушение требований статьи 1 Закона о регулировании тарифов и пунктов 6, 8 Основ ценообразования общество заключило с юридическими лицами договоры о захоронении отходов на полигоне ТВО "Царево" и осуществляло расчет с потребителями за услуги по утилизации (захоронению) строительных отходов и промышленных отходов по данным тарифам, не утвержденным органом регулирования (280,50 рублей и 407 рублей, соответственно).
Данные нарушения законодательства подтверждаются договорами о захоронении отходов на полигоне ТБО "Царево", заключенными обществом с потребителями, счетами - фактурами.
Событие вмененного обществу нарушения подтверждается материалами административного дела.
С выводом суд первой инстанции о том, что в соответствии с указанными договорами обществом утилизировались не твердые бытовые отходы, а отходы, образовавшиеся в ходе производственной деятельности организаций, в связи с чем тарифы организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) отходы, образовавшиеся в ходе производственной деятельности организаций государственному регулированию не подлежат, согласиться нельзя.
В соответствии с примечанием к Федеральному классификационному каталогу отходов Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду. Понятие "твердые бытовые отходы" обозначает агрегатное состояние (твердые) и происхождение отходов (образуются в результате жизнедеятельности людей).
Согласно пункту 3.12 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст "твердые бытовые отходы" - это отходы потребления. "Отходы потребления" - это остатки веществ, материалов, предметов, изделий товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
Отходы 4-5 класса опасности, промышленные отходы (группа 3000000000 Каталога - отходы обрабатывающей промышленности (включая отходы очистки сточных вод на локальных очистных сооружениях, исключая неспецефические отходы производственного потребления), строительные отходы (группа 8000000000 Каталога - отходы строительства и ремонта) также содержат подгруппы отходов образующихся в результате быта (жизнедеятельности) людей:
40512201605 - использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги;
40512202605 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства;
82490001294 - отходы шпатлевки;
82710001514 - отходы линолеума незагрязненные.
Таким образом, это отходы, образующиеся в общественным местах, жилищах, офисах, торговых предприятиях, промышленных объектах, в результате жизнедеятельности людей и относящиеся по своему составу к твердым бытовым отходам.
В соответствии с пунктом 39 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 47, при определении связанных с производством и реализацией товаров (услуг) расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль, (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов используется следующая группировка затрат: расходы на оплату услуг, выполненных сторонними организациями; расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; арендная плата; прочие расходы, связанные с утилизацией (захоронением) отходов.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования организации ведут учет объемов товаров и услуг, доходов и расходов раздельно по осуществляемым видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию.
Следовательно, утилизация отходов на полигоне ТБО осуществляется по единой технологии, с использованием одних и тех же оборотных средств, при этом отсутствует раздельный учет затрат на утилизацию различных видов отходов при установлении тарифов, в качестве финансовой потребности учитывается весь объем расходов на эксплуатируемом полигоне и общий объем утилизированных отходов.
Таким образом, при расчетах с потребителями за услуги по захоронению всех видов отходов, утилизируемых на полигоне ТБО "Царево", необходимо применять только тарифы, установленные органом регулирования.
Указание суда первой инстанции (в обоснование вывода об отсутствии в действиях общества события вмененного ему правонарушения) на то, что в Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, дается понятие твердых и жидких бытовых отходов, под которыми понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие), нельзя признать состоятельным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 данных Правил они разработаны и утверждены в соответствии с Законом Российской Федерации Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, при этом "потребитель" определяется пунктом 2 этих Правил как гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов.
При этом понятие "твердые и жидкие бытовые отходы" (отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.), как следует из пункта 2 названных Правил, определено для целей применения этих Правил, в связи с чем оно не могло применяться в данном случае и служить основанием для сужения понятия ТБО, предусмотренного вышеуказанными нормативными актами.
В данном случае обществу вменено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в заключении с рядом других юридических лиц договоров о захоронении отходов на полигоне ТБО "Царево", предусматривающих оказание соответствующих услуг по тарифам, не утвержденным органом тарифного регулирования.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
При подаче заявления в суд по настоящему делу общество уплатило платежным поручением от 08.09.2015 N 581 3 000 рублей государственной пошлины.
Между тем в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Учитывая изложенное, требование к единообразию в применении судами норм права (судебные акты по делу N А41-71967/15, в том числе постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016, с участием тех же лиц, что и по настоящему делу - общества и комитета) и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2015 по делу N А41-71969/15 отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу "Экопром" из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной в бюджет платежным поручением от 08.09.2015 N 581.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-71969/2015
Истец: ПАО "ЭКОПРОМ"
Ответчик: Комитет по ценам и тарифам Московской области
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Московской области