г. Саратов |
|
03 марта 2016 г. |
Дело N А06-9271/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 октября 2015 года по делу N А06-9271/2014 (судья Шарипов Ю.Р.)
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Марышева Александра Дмитриевича (Астраханская область, Енотаевский район, с. Енотаевка)
к администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области (416200, Астраханская область, с. Енотаевка, ул. Кирова/ ул. Чернышевского/ ул. Коминтерна, д. 60/21"А"/57"А", ОГРН 1023001740068, ИНН 3003000540),
третьи лица: прокуратура Енотаевского района Астраханской области (416200, Астраханская область, с. Енотаевка, ул. Хемницера, д. 28), глава крестьянского фермерского хозяйства Кадылханов Шарип Ахметович (Астраханская область, г. Харабали)
о признании незаконным постановления от 03.09.2014 N 817,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратился глава крестьянского фермерского хозяйства Марышев Александр Дмитриевич (далее - глава КФХ Марышев А.Д., заявитель) с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области (далее - администрация, орган местного самоуправления) от 03.09.2014 N 817 "О признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования "Енотаевский район" от 18.08.2014 N 780 "О проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения".
Решением суда первой инстанции от 28 октября 201 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал постановление администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области от 03.09.2014 N 817 незаконным.
Кроме того, с органа местного самоуправления в пользу заявителя взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 200 руб.
Администрация не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 18.08.2014 администрацией принято постановление N 780 "О проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому назначено проведение торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка площадью 6 860 000 кв.м с кадастровым номером 30:03:120704:153, земельного участка площадью 970 000 кв.м с кадастровым номером 30:03:070801:75, земельного участка площадью 13 000 кв.м с кадастровым номером 30:03:130302:10, земельного участка площадью 1 912 000 руб. с кадастровым номером 30:03:030201:76, земельного участка площадью 40 000 кв.м с кадастровым номером 30:03:110101:30 из земель сельскохозяйственного назначения на срок 15 лет.
Сообщение о проведении торгов опубликовано в печатном издании "Енотаевский вестник" от 22.08.2014 N 29.
26.08.2014 прокуратурой Енотаевского района Астраханской области принято представление N 7-32-2014 об устранении нарушений земельного законодательства, которым администрации указано на необходимость представления земельного участка площадью 97 000 кв.м с кадастровым номером 30:03:070801:75, расположенного по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, 8,6 км северо-восточнее с. Ивановка, в аренду главе крестьянского фермерского хозяйства Кадылханову Ш.А. без проведения торгов, поскольку указанное лицо в 2013 году уже обращалось с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду в соответствии с положениями Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
03.09.2014 глава КФХ Марышев А.Д., оплатив задаток в сумме 67 760 руб., подал в администрацию заявку на участие в открытом аукционе по продаже права аренды земельного участка площадью 97 000 кв.м с кадастровым номером 30:03:070801:75.
03.09.2014 администрацией на основании представления прокуратуры Енотаевского района от 26.08.2014 N 7-32-2014 принято постановление N 817 "О признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования "Енотаевский район" от 18.08.2014 N 780 "О проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения", которым торги по продаже права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 30:03:120704:153, 30:03:070801:75, 30:03:130302:10, 30:03:030201:76, 30:03:110101:30 отменены.
Уведомлением от 04.09.2014 N 1299 управление земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области сообщило главе КФХ Марышеву А.Д. о принятии постановления от 03.09.2014 N 817 и отмене ранее назначенных торгов.
Глава КФХ Марышев А.Д., полагая, что постановление администрации от 03.09.2014 N 817 является незаконным, нарушает его права на приобретение в аренду земельного участка площадью 97 000 кв.м с кадастровым номером 30:03:070801:75, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что представление прокуратуры от 26.08.2014 N 7-32-2014 в части обязания принять меры по устранению препятствий в виде организации торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 30:03:070801:75 при предоставлении главе КФХ Кадылханову Ш.А. земельного участка с кадастровым номером 30:03:070801:75, признано недействительным решением Арбитражного суда Астраханской области от 06 августа 2015 года по делу N А06-11914/2014, право главы КФХ Марышева А.Д. на проведение торгов по продаже права аренды на указанный земельный участок нарушено, удовлетворил заявленные требования и признал оспариваемое постановление недействительным полностью.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов и осуществляться произвольно. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного, указанными процедурами, срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Кроме того, указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из изложенного следует, что в случае поступления единственной заявки на предоставление в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения торги не проводятся, участок предоставляется заинтересованному лицу на основании принятого уполномоченным органом решения.
В ходе рассмотрения дела N А06-11914/2014 о признании недействительным предписания прокуратуры Енотаевского района от 26.08.2014 N 7-32-2014 Арбитражный суд Астраханской области установил, что в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 97 000 кв.м с кадастровым номером 30:03:070801:75 обратились глава КФХ Кадылханов Ш.А., Марышев А.Д. и Бицуев Л.В.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание поступление в орган местного самоуправления более одного заявления о предоставлении земельного участка в аренду, предоставление земельного участка площадью 97 000 кв.м с кадастровым номером 30:03:070801:75 возможно только на торгах.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные главой КФХ Марышевым А.Д. требования в соответствующей части.
Апелляционная жалоба администрации доводов о несогласии с решением суда первой инстанции в данной части не содержит.
Выводы суда первой инстанции о незаконности постановления администрации от 03.09.2014 N 817 в части отмены торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 30:03:120704:153, 30:03:130302:10, 30:03:030201:76, 30:03:110101:30 суд апелляционной инстанции признает ошибочными.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть без проведения конкурсных процедур на основании решения уполномоченного органа.
В материалах дела не имеется доказательств наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ оснований для предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 30:03:120704:153, 30:03:130302:10, 30:03:030201:76, 30:03:110101:30 на торгах, а именно доказательств поступления в уполномоченный орган более одного заявления о предоставлении данных участков в аренду.
Кроме того, как указывает в апелляционной жалобе администрация, данные земельные участки в настоящее время уже предоставлены в аренду.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в соответствующей части не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя в данной части.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 октября 2015 года по делу N А06-9271/2014 отменить в части признания незаконным постановления администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области от 03.09.2014 N 817 "О признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования "Енотаевский район" от 18.08.2014 N 780 "О проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения" в части отмены торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 30:03:120704:153, 30:03:130302:10, 30:03:030201:76, 30:03:110101:30.
Принять по делу в данной части новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления главы крестьянского фермерского хозяйства Марышева Александра Дмитриевича о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области от 03.09.2014 N 817 "О признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования "Енотаевский район" от 18.08.2014 N 780 "О проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения" в части отмены торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 30:03:120704:153, 30:03:130302:10, 30:03:030201:76, 30:03:110101:30 отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 октября 2015 года по делу N А06-9271/2014 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9271/2014
Истец: Глава крестьянского фермерского хозяйства Марышев Александр Дмитриевич, Глава КФХ Марышев А. Д., Представитель истца Брюшков Сергей Александрович
Ответчик: Администрация МО "Енотаевский район" Астраханской области, Муниципальное образование "Енотаевский район" Астраханской области
Третье лицо: АО Прокурор Енотаевского р-на, Глава КФХ Кадылханов Ш. А., Глава КФХ Кадылханов Шарип Ахметович, Прокуратура Енотаевского района Астраханской области