г. Самара |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А72-15630/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалёвой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 декабря 2015 года по делу N А72-15630/2015 (судья Чудинова В.А.),
по заявлению Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ОГРН 1077325000257, ИНН 7325067064), город Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновская птицефабрика" (ОГРН 1077310002263, ИНН 7310103552), поселок Мирный Чердаклинского района Ульяновской области,
о взыскании 1 128 800 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновская птицефабрика" (далее - общество, ответчик) о взыскании субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 1 128 800 рублей, в том числе из федерального бюджета 785 000 рублей, и из областного бюджета Ульяновской области 343 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований Министерству отказано.
Министерство, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.03.2014 г. между Министерством и обществом было заключено соглашение N 182 о предоставлении субсидии, сроком действия до 31.12.2014 г., в результате чего на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 г. N 83-П "О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", в редакции Постановлений Правительства Ульяновской области от 20.06.2014 г. N 250-П и от 20.11.2014 г. N 527-П (далее - Порядок в редакции постановлений N 250-П и N 527-П) общество получило субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 1 128 000 руб., в том числе из федерального бюджета 785 000 руб., и из областного бюджета Ульяновской области 343 000 руб.
Указанный Порядок в редакции постановлений N 250-П и N 527-П разработан в целях реализации мероприятия "Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям)" государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 г., утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 г. N 37/420-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области на 2014 - 2020 г." (далее - государственная программа), и устанавливает порядок и условия предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства.
Согласно п. 4, 5 Порядка в редакции постановлений N 250-П и N 527-П получателями субсидий являются хозяйствующие субъекты, признаваемые в соответствии с законодательством сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий).
Субсидии предоставляются с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв. В соответствии с п. 6 Порядка в редакции постановлений N 250-П и N 527-П субсидии в текущем финансовом году предоставляются получателям субсидий при условии производства получателями субсидий продукции растениеводства на территории Ульяновской области в предшествующем финансовом году и при постановке получателей субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области по месту нахождения получателей субсидий, либо месту нахождения их обособленных подразделений на территории Ульяновской области, либо месту жительства получателей субсидий - глав крестьянских (фермерских) хозяйств (индивидуальных предпринимателей) на территории Ульяновской области.
Субсидия выплачивается по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым Министерством единовременно из расчета 100 % посевной площади сельскохозяйственных культур предшествующего финансового года, а при наличии сведений о показателях плодородия почв - с применением индивидуального корректирующего коэффициента (п. 7 Порядка в редакции постановлений N 250-П и N 527-П).
Министерство осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о выдаче субсидий или об отказе в предоставлении субсидии.
Считая, что обществом нарушен п. 8 Порядка в редакции постановлений N 250-П и N 527-П, в частности, не выполнением гарантийного обязательства получателя субсидии о неснижении посевной площади в текущем финансовом году по сравнению с посевной площадью предшествующего финансового года (при наличии посевной площади в предшествующем году), Министерство обратилось в суд с заявленными требованиями.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные Министерством требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система РФ основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно ч. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Как указано выше, в соответствии с Порядком субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Пункт 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Таким образом, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой, деятельность.
По настоящему делу истцом было принято решение о выдаче субсидий в размере 1 128 800 руб. и указанные денежные средства перечислены ответчику согласно платежным поручениям от 19 и 28.03.2014 г.
Как указано выше, условия предоставления субсидии содержатся в п. 6 Порядка в редакции постановлений N 250-П и N 527-П, согласно которому не соблюдение заявителем указанных условий является основанием для отказа в предоставлении субсидий, а не возврата субсидий.
Вместе с тем, в соответствии с п. 16 Порядка в редакции постановлений N 250-П и N 527-П основаниями для возврата субсидии являются: нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, представление недостоверных сведений, образование остатков субсидий, при этом Министерство и (или) органы государственного финансового контроля обеспечивают возврат субсидии в областной бюджет Ульяновской области путем направления получателю субсидии в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента установления одного из вышеперечисленных оснований, требования о необходимости возврата субсидии в течение 30 календарных дней с момента получения указанного требования.
Судом правильно указано, что истец имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при ее предоставлении, были нарушены ответчиком, а не органом, предоставившим субсидию, либо получателем субсидии представлены недостоверные сведения.
Как следует из материалов дела, общество является сельскохозяйственным товаропроизводителем, для получения субсидии ответчиком были представлены заявление, форма статистической отчетности за 2013 г. (форма N 2-фермер).
Условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры (далее - посевная площадь) в предшествующем финансовом году.
Как установлено судом, ответчик не представлял истцу ложных или искаженных сведений при предоставлении субсидии; нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, со стороны ответчика не имелось, поскольку субсидии предоставлены в 2014 г. - их цель возмещение затрат, а не будущее финансирование. Наличие посевной площади в предшествующем году - 2013 г. подтверждается формой 2-фермер и все эти документы должны быть проверены министерством в момент выдачи субсидии.
Как указано выше, в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой деятельность (это и есть условия предоставления субсидии, а не деятельность по представлению документов).
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что цели субсидии обществом соблюдены, а доказательств того, что ответчиком субсидии были использованы на иные цели, а не на затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, Министерством суду не представлено, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делам от 24.12.2015 г. N А72-10360/2015 г., от 17.11.2015 г. N А72-10362/2015 и от 21.10.2015 г. N А72-8750/2015.
Довод Министерства о нарушении обществом условий получения субсидии, а именно уменьшение посевной площади 2014 г. в сравнении с 2013 г., отклоняется апелляционным судом с учетом следующих обстоятельств.
Как следует из отзыва общества и подтверждается материалами дела (т. 1 л.д. 200, диск), при составлении статистической отчётности за 2014 г. по форме N 29-СХ по Старомайнскому району ответственным исполнителем общества с ограниченной ответственностью "Ульяновская птицефабрика" была допущена опечатка по строке 1110, как следствие счётная (арифметическая) ошибка по строкам 1110 и 1440. О допущенной опечатке сообщено в Ульяновскстат (исх. N 54 от 23.01.2015 г.), а также об обязательности внесения исправлений в соответствии с п. 1 и 8 Инструкции "О порядке исправления отчётных данных в случаях выявления приписок и других искажений в государственной отчётности", утверждённой Постановлением Государственного комитета СССР по статистике от 22.06.1988 г. N 69.
Согласно исправленной статистической отчётности за 2014 г. по форме N 29-СХ по Старомайнскому району, общая посевная площадь составляет 2 514 га., а суммарная общая посевная площадь предприятия за 2014 г. составляет 5 326 га., а суммарная общая посевная площадь предприятия за 2013 г. - 5 324 га., а поэтому суд апелляционной инстанции считает, что сокращения общей посевной площади в 2014 г. не произошло.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 декабря 2015 года по делу N А72-15630/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.М. Рогалёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15630/2015
Истец: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
Ответчик: ООО "Ульяновская птицефабрика"