Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июля 2016 г. N Ф06-9783/16 настоящее постановление отменено
г. Саратов |
|
03 марта 2016 г. |
Дело N А57-8606/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
при участии в судебном заседании представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области Молодцовой Е.С., действующей на основании доверенности от 11.01.2016 N 05-од, представителя закрытого акционерного общества "Административный центр "Рабочая, 27" Харзовой О.А., действующей на основании доверенности от 15.05.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 ноября 2015 года по делу N А57-8606/2015 (судья Конева Н.В.)
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Административный центр "Рабочая, 27" (410056, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 27, ОГРН 1026403339588, ИНН 6454059895)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (410000, г. Саратов, ул. Советская, д. 60, ОГРН 1106454003028, ИНН 6454101145), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, д.10, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),
третье лицо: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112, ОГРН 1026402664903, ИНН 6452006471)
об обязании образовать земельный участок, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество "Административный центр "Рабочая, 27" (далее - ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27", общество, заявитель) с заявлением об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - ТУ Росимущества в Саратовской области, Управление) образовать земельный участок с кадастровым номером 64:48:050363:642 площадью 666+/-9 кв.м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, д. 27, о признании незаконным отказа в предоставлении ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" в собственность земельного участка площадью 666+/-9 кв.м с кадастровым номером 64:48:050363:642, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, д. 27, об обязании ТУ Росимущества в Саратовской области заключить с ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" договор купли-продажи земельного участка площадью 666+/- 9 кв.м с кадастровым номером 64:48:050363:642.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 ноября 2015 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ ТУ Росимущества в Саратовской области в предоставлении ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" в собственность земельного участка площадью 666+/-9 кв.м с кадастровым номером 64:48:050363:642, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, д. 27, обязал Управление в месячный срок после вступления решения суда в законную силу заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка площадью 666+/-9 кв.м с кадастровым номером 64:48:050363:642, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, д. 27, на приведенных в резолютивной части решения условиях.
В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Кроме того, с ТУ Росимущества в Саратовской области в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 000 руб.
ТУ Росимущества в Саратовской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Бахметьевская, д. 4: сооружение - забор протяженностью 74,1 пог.м, площадью 245 кв.м, сооружение - бордюр протяженностью 72,6 пог.м, сооружение - асфальтовое покрытие площадью 640 кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.12.2009 серия 64-АВ N 529904, от 17.12.2009 серия 64-АВ N 529901, от 17.12.2009 серия 64-АВ N 529902 (т. 1, л.д. 43-45).
20.01.2015 ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" обратилось в ТУ Росимущества в Саратовской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 666+/-9 кв.м с кадастровым номером 64:48:050363:642, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Бахметьевская, д. 4, на котором имеются объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, и заключении соответствующего договора купли-продажи.
Письмом от 11.02.2015 N 02-705 ТУ Росимущества в Саратовской области отказало обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что отказ в образовании испрашиваемого земельного участка и его предоставлении в собственность, изложенный в письме от 11.02.2015 N 02-705, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Управления оснований для отказа в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с чем удовлетворил требования о признании отказа, изложенного в письме от 11.02.2015 N 02-705, незаконным.
Отказывая в удовлетворении требования общества об обязании ТУ Росимущества в Саратовской области образовать земельный участок площадью 666+/-9 кв.м с кадастровым номером 64:48:050363:642 путем выделения из земельного участка с кадастровым номером 64:48:0503:63:37, суд первой инстанции основывался на том, что применению в рассматриваемом случае подлежат нормы Земельного кодекса Российской Федерации о разделе земельного участка.
Решая вопрос о восстановлении нарушенных прав заявителя, суд первой инстанции, установив, что обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора путем направления в адрес Управления проекта договора купли-продажи земельного участка, содержащего все существенные условия сделки, пришел к выводу о наличии оснований для обязания ТУ Росимущества в Саратовской области заключить с ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" договор купли-продажи земельного участка на определенных судом условиях.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия обжалуемого акта) юридическое лицо, являющееся собственником зданий, строений, сооружений, имеет исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположены данные объекты недвижимости.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Отказывая ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, ТУ Росимущества в Волгоградской области указало, что испрашиваемый земельный участок является вновь образованным из земельного участка с кадастровым номером 64:48:0503:63:37, который предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского", сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:48:050363:642 носят временный характер, решение вопроса о выкупе данного земельного участка возможно после принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:0503:63:37 и государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности отказа Управления в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка по указанным основаниям.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
В силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
В постановлении от 06.09.2011 N 4275/11 по делу N А48-2067/2010 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой по смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников, каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута, следовательно, есть все основания полагать, что каждый из собственников объектов недвижимости, расположенных на одном делимом земельном участке, мог бы совершить сделку приватизации причитающейся ему части участка после ее выделения в натуре и внесения в кадастр недвижимости в качестве самостоятельного объекта.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия обжалуемого акта) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, необходимы кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Из материалов дела следует, что для целей приобретения земельного участка под объектами недвижимости заявителем сформирован и поставлен на временный кадастровый учет земельный участок площадью 666+/-9 кв.м с кадастровым номером 64:48:050363:642.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что возможность образования земельного участка площадью 666+/-9 кв.м с кадастровым номером 64:48:050363:642, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, д. 27, путем раздела собственником земельного участка с кадастровым номером 64:48:0503:63:37 реализуется при исполнении ТУ Росимущества в Саратовской области соответствующих полномочий по решению данного вопроса в досудебном порядке, что также подтверждается Положением о ТУ Росимущества в Саратовской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 N 622.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, Управление не представило в материалы дела доказательств, исключающих возможность раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:0503:63:37.
Суд первой инстанции также верно указал, что выдел земельного участка площадью 666+/-9 кв.м с кадастровым номером 64:48:050363:642, о котором заявляет общество, согласно статье 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации может быть осуществлен только в случае выдела доли или долей из исходного земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требования заявителя о выделении земельного участка площадью 666+/-9 кв.м с кадастровым номером 64:48:050363:642, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, д. 27, из земельного участка с кадастровым номером 64:48:0503:63:37, ввиду необходимости применения в данном случае следует применить норм о разделе земельного участка 64:48:0503:63:37.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что общество не обращалось в ТУ Росимущества в Саратовской области с заявлением об образовании испрашиваемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при наличии заявления о предоставлении земельного участка в собственность и кадастрового паспорта земельного участка ТУ Росимущества в Саратовской области обязано провести процедуру раздела земельного участка и принять соответствующее решение в порядке пунктов 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод Управления о том, что испрашиваемый обществом земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет опровергается материалами дела, поскольку согласно кадастровому паспорту от 03.02.2014 N 64/201/2014-44722 (т. 1, л.д. 59-60) данный земельный участок сформирован, поставлен на временный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 64:48:050363:642.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ ТУ Росимущества в Саратовской области в предоставлении земельного участка в собственность.
В то же время выводы суда первой инстанции о возможности восстановления нарушенных прав заявителя путем обязания ТУ Росимущества в Саратовской области заключить с ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" договор купли-продажи земельного участка на определенных судом условиях апелляционная коллегия признает ошибочным.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что спор, связанный с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка в порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможен лишь в отношении земельного участка, образованного в порядке административной процедуры статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае испрашиваемый обществом земельный участок не образован, в связи с чем предметом спора являются исключительно административные процедуры его образования и последующего предоставления в собственность.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" будет обязание ТУ Росимущества в Саратовской области в месячный срок утвердить схему расположения земельного участка площадью 666+/-9 кв.м с кадастровым номером 64:48:050363:642, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, д. 27, подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" для подписания.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции в части способа устранения нарушенного права подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 ноября 2015 года по делу N А57-8606/2015 изменить в части способа устранения нарушенного права, изложить его в следующей редакции: "Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в месячный срок утвердить схему расположения земельного участка площадью 666+/-9 кв.м с кадастровым номером 64:48:050363:642, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, д. 27, подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его закрытому акционерному обществу "Административный центр "Рабочая, 27" для подписания.".
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 ноября 2015 года по делу N А57-8606/2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8606/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июля 2016 г. N Ф06-9783/16 настоящее постановление отменено
Истец: ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27", ЗАО "Административный центр "Рабочая,27"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регисрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии"
Третье лицо: ГБОУ ВПО "СГМУ им. В. И. Разумовского", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Саратовского филиала, Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22984/17
10.04.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3105/17
01.02.2017 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-8606/15
27.07.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9783/16
03.03.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13487/15
11.11.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-8606/15