г. Красноярск |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А33-24097/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" марта 2016 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Бабенко А.Н.,
при секретаре судебного заседания Каверзиной Т.П.
при участии:
от истца - публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт": Балабан А.В., представителя по доверенности от 08.10.2015 N 41,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Жилищный сектор":
Ду-Бао-Сян, представителя по доверенности от 01.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Красноярскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" декабря 2015 года по делу N А33-24097/2015, принятое судьёй Медведевой О.И. в порядке упрощенного производства
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее - истец, ОАО "Красноярскэнергосбыт") (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищный сектор" (далее - ООО "Жилищный сектор" ответчик) (ИНН 2450029927, ОГРН 1132450001034) о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за сентябрь 2015 года в размере 127 693 рублей 71 копейки.
Определением от 29.10.2015 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Решением от 11.12.2015 требования удовлетворены частично, в сумме 88 433 рублей 54 копеек. В удовлетворении остальной части отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что заключив договор управления от 31.10.2014 N 2, ответчик принял на себя обязанность, как по содержанию домов, так и по оплате оказываемых коммунальных услуг.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение на 09.03.2016.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
От истца в материалы дела поступили возражения на отзыв ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражения не поступили, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в спорный период между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (в настоящее время - ПАО "Красноярскэнергосбыт"; гарантирующий поставщик) и ООО "Жилсектор" (абонент) заключен договор энергоснабжения от 31.12.2014 N 5519 (с учетом соглашения от 24.04.2015), согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а абонент обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Из материалов дела следует, что в сентябре 2015 года истцом поставлена электрическая энергия в общем объеме 81 591 кВт/ч на объекты (жилые дома), указанные в Приложении N 3 к договору энергоснабжения N 5519 от 31.12.2014, а также в жилые дома по адресам: г. Канск, мкр. Солнечный, дома 55/1-1, 55/1-2, не включенные в договор.
Согласно расчету истца задолженность за потребленную ответчиком в сентябре 2015 года электрическую энергию составляет 127 693 рубля 71 копейка.
На оплату поставленной электроэнергии истцом выставлена счет-фактура на сумму 127 693 рубля 71 копейка.
Неоплата задолженности в указанной сумме послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 2.1 договора от 31.12.2014 N 5519 гарантирующий поставщик подает электрическую энергию (мощность) в точки поставки абонента, указанные в Приложении N 3, в количестве определённом на основании показаний приборов учета и (или) расчетными методами и категорией надежности электроснабжения, соответствующей выполненному технологическому присоединению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В Приложении N 3 к договору (с учетом соглашения от 24.04.2015) стороны согласовали схему расчета за потребленную электроэнергию (мощность), перечень объектов и перечень приборов учета.
Следовательно, отношения сторон регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что в сентябре 2015 года истцом поставлена электрическая энергия в общем объеме 81 591 кВт/ч на объекты (жилые дома), указанные в Приложении N 3 к договору энергоснабжения N 5519 от 31.12.2014, а также в жилые дома по адресам: г. Канск, мкр. Солнечный, дома 55/1-1, 55/1-2, не включенные в договор.
Данное обстоятельство не оспаривается истцом.
Пунктом 7.1 договора энергоснабжения N 5519 от 31.12.2014 предусмотрено, что расчетным периодом по договору является месяц.
Первый платеж - до 10 числа текущего месяца; второй платеж - до 25 числа текущего месяца; окончательный расчет до 15 числа месяца, следующего за расчетным, - за фактическое потребление предыдущего (расчетного) месяца, определенное на основании показаний приборов учета, снятых сетевой организацией и (или) гарантирующим поставщиком или согласованным в данном договоре расчетным способом (п.п.7.3-7.9), производится абонентом в акцептном порядке на основании платежного требования, выставляемого гарантирующим поставщиком в банк, или самостоятельно платежным поручением на расчетный счет гарантирующего поставщика, или наличными средствами в кассу.
Факт поставки электрической энергии по договору энергоснабжения N 5519 от 31.12.2014 подтверждается представленными в материалы дела документами (ведомости энергопотребления, показания приборов учета) и не оспорен ответчиком.
Согласно расчету истца задолженность за потребленную ответчиком в сентябре 2015 года электрическую энергию составляет 127 693 рубля 71 копейка.
Расчет стоимости электрической энергии произведен истцом исходя из нерегулируемого тарифа в соответствии с правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1179 от 29.12.2011.
На оплату поставленной электроэнергии истцом выставлена счет-фактура на сумму 127 693 рубля 71 копейка.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что истец доказал обоснованность исковых требований в части требования о взыскании с ответчика задолженности в сумме 88 433 рублей 54 копеек; основания для удовлетворения иска в остальной сумме (39 260 рублей 17 копеек) отсутствуют, поскольку жилые дома по адресам: г. Канск, мкр. Солнечный, 55/1-1, 55/1-2 не включены в договор энергоснабжения N 5519 от 31.12.2014, заключенный сторонами; в отношении указанных домов избран способ управления - ТСЖ "Солнечный", которое остается исполнителем коммунальных услуг в отношении данных домов, несмотря на заключение договора управления с ООО "Жилсектор".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, в части отказа в удовлетворении заявленных требований истец указал, что заключив договор управления от 31.10.2014 N 2, ответчик принял на себя обязанность как по содержанию домов, так и по оплате оказываемых коммунальных услуг.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка управления многоквартирным жилым домом находится в сфере ведения собственников жилых помещений. Заключение договора с управляющей организацией или ТСЖ также относится к компетенции собственника жилых помещений.
Согласно пунктам 1 - 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В подпункте 2.2 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией, в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме.
В силу пункта 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
В пункте 9 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю, которым может быть собственник или лицо, использующее помещение на ином законном основании (пункт 2 Правил), осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Условия предоставления коммунальных услуг собственнику помещения в зависимости от выбранного способа управления определяются на основании договора, заключаемого с управляющей организацией, а также товариществом или кооперативом (пункт 9 Правил). Условия предоставления коммунальных услуг нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются в соответствующих договорах - договоре найма, договоре безвозмездного пользования, а также в договоре аренды жилого помещения или ином договоре о предоставлении помещения во владение и (или) пользование, заключаемом собственником жилого помещения.
Исходя из изложенных норм, действующим законодательством предусмотрена возможность товарищества собственников жилья заключить договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией. При этом контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, лежит на таком товариществе. Заключение же договора управления с управляющей организацией не снимает с товарищества такую ответственность.
Согласно пункту 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю, которым может быть собственник или лицо, использующее помещение на ином законном основании (пункт 2 Правил), осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Условия предоставления коммунальных услуг собственнику помещения в зависимости от выбранного способа управления определяются на основании договора, заключаемого с управляющей организацией, а также товариществом или кооперативом (пункт 9 Правил). Условия предоставления коммунальных услуг нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются в соответствующих договорах - договоре найма, договоре безвозмездного пользования, а также в договоре аренды жилого помещения или ином договоре о предоставлении помещения во владение и (или) пользование, заключаемом собственником жилого помещения.
Исходя из изложенных норм, действующим законодательством предусмотрена возможность товарищества собственников жилья заключить договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией. При этом контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, лежит на таком товариществе. Заключение же договора управления с управляющей организацией не снимает с товарищества такую ответственность.
Из материалов дела (договор управления многоквартирным домом N 1 от 30.09.2014, заключенный между ООО "Жилсектор" и ТСЖ "Северный", договор управления многоквартирным домом N 2 от 31.10.2014, заключенный между ООО "Жилсектор" и ТСЖ "Солнечный", акты приема-передачи от 30.09.2014, от 31.10.2014) следует, что выбранные собственниками помещений в качестве управляющих компаний ТСЖ передали ООО "Жилсектор" полномочия по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таких домах и лицам, пользующимся на законном основании помещениями в этом доме, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (пункт 2.1 договоров).
В пункте 2.2 договоров сторонами согласован перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая компания ООО "Жилсектор" (Приложение N 2 к договору).
По актам приема-передачи от 30.09.2014, от 31.10.2014 спорные дома, включенные истцом в расчет задолженности, переданы ТСЖ "Северный", ТСЖ "Солнечный" ответчику (ООО "Жилсектор").
При этом из материалов дела N А33-15194/2014 (вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.09.2015 (между теми же сторонами), протоколы от 18.04.2008 N 1, от 31.03.2010 N/N 1, 2) следует, что в отношении спорных многоквартирных домов, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Канск, Солнечный микрорайон, д.55/1-1, 55/1-2 выбран способ управления многоквартирными домами - ТСЖ "Солнечный".
Следовательно, собственники помещений в спорных многоквартирных домах выбрали в установленном законодательством порядке способ управления данными домами, т.е. передали весь комплекс полномочий по их управлению, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, - ТСЖ "Солнечный" и ТСЖ "Северный", которые являются исполнителями коммунальных услуг в отношении данных домов.
С учетом изложенного, а также норм жилищного законодательства, предусматривающих возможность управления многоквартирным домом одной управляющей организацией (ТСЖ), передача ТСЖ "Солнечный" и ТСЖ "Северный" части функций по управлению спорными домами ООО "Жилсектор" по договорам управления от 30.09.2014, от 31.10.2014, не меняет способ управления данными домами, реализованный его собственниками.
При таких обстоятельствах, требование в части взыскания 39 260 рублей 17 копеек, отражающей объем электропотребления, в том числе по спорным домам, правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, истец указал, что заключив договор управления от 31.10.2014 N 2, ответчик принял на себя обязанность, как по содержанию домов, так и по оплате оказываемых коммунальных услуг.
Указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для собственников помещения в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (п. 2 ст. 453 Гражданского кодекса).
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для собственников помещения в многоквартирном доме.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
Как уже было отмечено судом апелляционной инстанции в настоящем постановлении, собственники помещений в спорных многоквартирных домах выбрали в установленном законодательством порядке способ управления спорными домами, то есть передали весь комплекс полномочий по их управлению, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, - ТСЖ "Солнечный" и ТСЖ "Северный", которые являются исполнителями коммунальных услуг в отношении данных домов.
Материалы дела не содержат сведений об изменении способа управления спорными многоквартирными домами, о заключении собственниками помещений нового договора управления многоквартирным домом. Договор управления многоквартирными домами от от 31.10.2014 N 2, на который ссылается заявитель апелляционной жалобы не меняет способ управления данными домами, реализованный его собственниками,
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с момента выбора способа управления - товариществом собственников жилья, последнее является исполнителем коммунальных услуг и, соответственно, лицом, обязанным по оплате поставленной энергии в спорном периоде.
Более того, во исполнение договоров управления ООО "Жилсектор" заключен с истцом договор энергоснабжения N 5519 от 31.12.2014, в который не включены спорные дома, расположенные по адресу: г. Канск, Солнечный микрорайон, д.55/1-1, 55/1-2.
Таким образом, задолженность по указанным домам необоснованно включена истцом в расчет.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" декабря 2015 года по делу N А33-24097/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-24097/2015
Истец: ПАО "КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "ЖИЛИЩНЫЙ СЕКТОР"