г. Пермь |
|
03 марта 2016 г. |
Дело N А50-20679/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.03.2016.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии
от заявителя: не явились,
от заинтересованного лица: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "УРАЛЕВРОПАРК",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 декабря 2015 года, принятое судьей Вихниной М.А.,
по делу N А50-20679/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УРАЛЕВРОПАРК" (ОГРН 1095904000697, ИНН 5904201743)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании решения незаконным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УРАЛЕВРОПАРК" (далее - ООО "УРАЛЕВРОПАРК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент, ДЗО, заинтересованное лицо) от 17.07.2015 N И-21-01-09-12663 об отказе в предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410013:156 площадью 300 кв.м. по адресу: г. Пермь, юго-западнее здания по ул. Окулова, 83 в аренду на 4 года и 11 месяцев для размещения некапитальной бани; о возложении на Департамент обязанности восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя путем издания распоряжения о предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410013:156 площадью 300 кв.м. по адресу: г. Пермь, юго-западнее здания по ул. Окулова, 83 в аренду на 4 года и 11 месяцев для размещения некапитальной бани и заключить соответствующий договор аренды с ООО "УРАЛЕВРОПАРК" (с учетом уточнения, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УРАЛЕВРОПАРК" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить. По мнению заявителя, не имеет значение что из себя представляет баня некапитального типа, важно что это нестационарное строение и спорный земельный участок испрашивался для целей, не связанных со строительством. Заявитель полагает, что в действиях ООО "УРАЛЕВРОПАРК" по обращению в Департамент о предоставлении земельных участков в аренду, нет злоупотребления правом. Отмечает, что обращаясь с несколькими заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду, заявитель не имел какого-либо приоритета или льгот в их приобретении, как не имел гарантий того, что процедура их передачи в аренду не будет проведена посредством торгов. Указывает, что обращаясь с соответствующими заявлениями в Департамент заявитель не мог заранее предполагать исход рассмотрения его заявлений, не мог прогнозировать по каким заявлениям будет принято положительное решение, а по каким - отрицательное. Также апеллянт считает, что обращение за утверждением схемы спустя более полугода после публикации не превращает его действия в злоупотребление правом. Апеллянт указывает, что выводы суда о злоупотреблении заявителем правом необоснованны и немотивированны.
Департамент в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 02.08.2013 Департаментом было принято решение N И-21-01-09-14464 о возможности предоставления в аренду обществу земельного участка площадью 300 кв.м. по адресу: г. Пермь, юго-западнее здания по ул. Окулова, 83 для размещения некапитальной бани сроком на 4 года и 11 месяцев.
Соответствующее сообщение было опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Перми N 65 от 06.09.2013 (стр. 422).
С целью постановки указанного земельного участка на кадастровый учет ООО "Геосфера-Пермь" была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данная схема была сдана в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - ДГА) для согласования.
21.07.2014 ДГА выдано заключение по схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 6836, в соответствии с которым было отказано в согласовании схемы, мотивировав свой отказ тем, что схема не соответствует градостроительным требованиям.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2014 по делу N А50-21354/2014, указанный отказ ДГА признан незаконным, на указанный орган возложена обязанность согласовать данную схему.
03.02.2015 во исполнение указанного решения суда Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми согласовал схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
27.02.2015 Департамент земельных отношений администрации города Перми утвердил указанную схему. Данные обстоятельства подтверждаются отметками и печатями, имеющимися на данной схеме.
В результате проведения кадастровых работ, земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер 59:01:4410013:156.
18.06.2015 общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410013:156 в аренду сроком на 4 года и 11 месяцев под некапитальную баню.
Департамент письмом от 17.07.2015 N И-21-01-09-12663 отказал заявителю в предоставлении земельного участка, мотивировав свой отказ тем, что статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено предоставление земельных участков для размещения некапитальной бани. Кроме этого, Департамент указал на то, что срок действия решения о предоставлении земельного участка истек, и, как следствие, заявитель не является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством имеет право на приобретение земельного участка без торгов.
Посчитав, что указанный отказ является незаконным, нарушает права заявителя, ООО "УРАЛЕВРОПАРК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Заявитель обратился к Департаменту с заявлением о выборе земельного участка для целей, не связанных со строительством в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации до 01.03.2015.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в период существования спорных правоотношений регламентировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Схема земельного участка утверждена 27.02.2015, то есть до указанной даты.
С учетом изложенного правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению порядок предоставления земельных участков, действующий до 01.03.2015.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Цели использования испрашиваемого земельного участка не были связаны со строительством.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен следующий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 1 названной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, лица подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 указанной статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ).
Условия предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории г. Перми регламентированы Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержден решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок N 260).
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации и порядок, определенный решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260.
На момент принятия решения о возможности предоставления земельного участка в аренду действовал пункт 1.8.2 в редакции решения Пермской городской Думы от 29.06.2010 N 91, согласно которому земельные участки для целей, не связанных со строительством, для размещения временных объектов могут предоставляться, в том числе для размещения металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами. То есть норма предполагала открытый перечень временных объектов.
Однако впоследствии, указанная норма была изменена и на момент обращения заявителя за утверждением схемы и принятием решения о предоставлении земельного участка пункт 1.8.2 Порядка N 260 действовал в редакции решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10, нормы которого предусматривали, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться исключительно для размещения временных объектов - металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами. При этом размер указанного земельного участка не должен превышать 35 кв.м.
То есть был ограничен круг оснований для предоставления земельных участков. Указанная редакция действовала вплоть до 01.03.2015.
Заявленная цель, для которой испрашивается земельный участок - для размещения некапитальной бани, не согласуется с действующими положениями пункта 1.8.2 Порядка N 260 в редакции решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10, связанными с намерением муниципального образования ограничить размещение временных (нестационарных объектов) на территории города.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к верному выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка является законным.
С учетом изложенного, поскольку совокупность условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, заявителем не доказана, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследованы и отклоняются судом апелляционной инстанции в силу их несостоятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанций установлены, исследованы, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 декабря 2015 года по делу N А50-20679/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20679/2015
Истец: ООО "УРАЛЕВРОПАРК"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ