г. Пермь |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А71-9119/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
при участии:
от заявителей 1) Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (ОГРН 1021801156420, ИНН 1831062093): Егоров А.Ю., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 21.10.2014; 2) Администрации города Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): Седлова М.О., предъявлен паспорт, доверенность от 23.12.2015;
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): представители не явились;
от третьих лиц: 1) общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСтрой-С"; 2) Муниципального казенного учреждения г. Ижевска "Служба городского строительства"; 3) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад для детей раннего возраста N 82: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики
и Администрации города Ижевска Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 15 декабря 2015 года по делу N А71-9119/2015,
принятое Мосиной Л.Ф.,
по заявлениям Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Администрации города Ижевска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа,
установил:
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - УФАС по Удмуртской Республике, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене пунктов 2, 7 и 9 решения (принято 19.06.2015, изготовлено 26.06.2015) по делу N ТГ 08-02/2014-150/03, а также предписания (принято 19.06.2015, изготовлено 26.06.2015 по делу N ТГ 08-02/2014-150/03 (дело N А71-9119/2015).
Администрации города Ижевска также обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к УФАС по Удмуртской Республике о признании незаконными и отмене пунктов 2, 6 и 9 решения (принято 19.06.2015, изготовлено 26.06.2015) по делу N ТГ 08-02/2014-150/03, и предписания (принято 19.06.2015, изготовлено 26.06.2015) по делу N ТГ 08-02/2014-150/03 (дело N А71-9620/2015).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.11.2015 дела N А71-9119/2015 и N А71-9620/2015 объединены в одно производство с присвоением делу N А71-9119/2015.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявители обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики в апелляционной жалобе ссылается на то, что осуществляет функции главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств Удмуртской Республики, бюджетными средствами муниципального образования не распоряжается; как главный распорядитель бюджетных средств должно осуществлять финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами; в рассматриваемый период не было правомочно наделять функцией заказчика и определять исполнителя работ по выполнению работ для муниципальных нужд и распределять финансирование указанным лицам; не участвовало в выборе подрядной организации по выполнению строительных работ по объекту "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в городке Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска", то есть действий к недопущению, ограничению, устранению конкуренции не предпринимало.
Администрация города Ижевска в апелляционной жалобе ссылается на то, что в рамках адресной инвестиционной программы Удмуртской Республики за счет средств бюджета Удмуртской Республики выделены бюджетные инвестиции на строительство объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в городке Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска". Постановлением Администрации города Ижевска от 18.10.2012 N 1104 "О наделении полномочиями застройщика и технического заказчика при строительстве детских садов" Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста N 82 определено застройщиком, данное постановление Администрации города Ижевска никем не оспорено в установленном законом порядке. Поскольку специальный порядок, предусматривающий проведение торгов при заключении договоров, на основании которых расходуются бюджетные инвестиции, в 2012 году отсутствовал, автономное учреждение самостоятельно заключило гражданско-правовой договор на строительство объекта. Таким образом, действий к недопущению, ограничению, устранению конкуренции Администрацией города Ижевска не предпринималось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителей поддержали доводы, приведенные в апелляционных жалобах.
УФАС по Удмуртской Республике с доводами, изложенными в апелляционных жалобах, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционные жалобы, дополнениях к отзыву; просит оставить апелляционные жалобы заявителей - без удовлетворения.
Третье лицо Муниципальное казенное учреждение города Ижевска "Служба городского строительства" направило в суд апелляционной инстанции пояснения, в которых позицию относительно выводов, содержащихся в решении суда первой инстанции, и доводов, изложенных в апелляционных жалобах, не приводит; указывает, что Муниципальное казенное учреждение города Ижевска "Служба городского строительства" осуществляло исключительно функции технического заказчика в рамках полномочий, которыми было наделено постановлением Администрации города Ижевска от 18.10.2012 N 1104 "О наделении полномочиями застройщика и технического заказчика при строительстве детских садов". Письменные пояснения Муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба городского строительства" на основании ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела.
Заинтересованное лицо и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 24.06.2014 в УФАС по Удмуртской Республике поступило заявление гр.Суслова A.M. с жалобой на действия ООО "Еврострой-С", должностных лиц Администрации МО "Город Ижевск", выразившихся в заключении контракта на строительство детского сада в поселке Машиностроителей без проведения конкурентных процедур. В связи с чем приказом УФАС по Удмуртской Республике от 15.09.2014 N 543 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган пришел к выводам о том, что с учетом источника финансирования, положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выполнение работ по строительству объекта "Дополнительное задание МАДОУ N 82 в городке Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска" является муниципальной нуждой. Администрация города Ижевска наделила МАДОУ N 82 функцией муниципального заказчика на выполнение работ по строительству объекта социального назначения в целях удовлетворения муниципальной нужды. Кроме того, антимонопольный орган указал, что Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Администрацией города Ижевска, МАДОУ N 82, ООО "ЕвроСтрой-С" путем достижения договоренности в устной форме заключено и реализовано соглашение, повлекшее устранение конкуренции на рынке по выполнению строительных работ при определений подрядчика для выполнения работ по строительству объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в городке Машиностроитель, 22 Ленинского района г.Ижевска".
УФАС по Удмуртской Республике вынесено решение (принято 19.06.2015, изготовлено 26.06.2015) по делу N ТГ 08-02/2014-150/03 следующего содержания:
1. Признать Администрацию города Ижевска нарушившей ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", что выразилось в наделении хозяйствующего субъекта - МАДОУ детский сад для детей раннего возраста N 82, функциями и правами органа местного самоуправления в части передачи функции застройщика на выполнение работ по строительству объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска".
2. Признать Администрацию города Ижевска, МАДОУ детский сад для детей раннего возраста N 82, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, ООО "ЕвроСтрой-С" нарушившими ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции", что выразилось в заключении соглашения, повлекшего устранение конкуренции на рынке выполнения строительных работ при определении подрядчика для выполнения работ по строительству объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска".
3. Дело в отношении Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска, возбужденного по признакам нарушения ч. 1, ч. 3 ст. 15, ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции", прекратить.
4. Дело в отношении Администрации г. Ижевска, возбужденное по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", прекратить.
5. Дело в отношении МАДОУ детский сад для детей раннего возраста N 82, возбужденного по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", прекратить.
6. Выдать Администрации г. Ижевска, МАДОУ детский сад для детей раннего возраста N 82 предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
7. Выдать Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики предписание прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
8. Выдать ООО "ЕвроСтрой-С" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения строительных работ и нарушению антимонопольного законодательства.
9. Материалы дела в отношении должностных лиц Администрации города Ижевска, МАДОУ детский сад для детей раннего возраста N 82, Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, ООО "ЕвроСтрой-С" и должностных лиц указанных участников настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу УФАС по Удмуртской Республике для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении виновного должностного лица Администрации города Ижевска для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, УФАС по Удмуртской Республике вынесены предписание (принято 19.06.2015, изготовлено 26.06.2015) N ТГ08-02/2014-150/01, которым Администрации МО "Город Ижевск" предписано осуществлять действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно проводить торги или использовать иные способы осуществления закупок, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для удовлетворения муниципальных нужд МО "Город Ижевск"; и предписание (принято 19.06.2015, изготовлено 26.06.2015) N ТГ08-02/2014-150/03, которым Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно, при выполнении функций главного распорядителя бюджетных средств, не участвовать и не содействовать в выборе подрядчиков способами, не соответствующими требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с данными ненормативными актами антимонопольного органа, Администрация города Ижевска и Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики обратились в арбитражный суд с заявлениями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения в оспариваемой части и предписания антимонопольного органа недействительными.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено законодательством.
В ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции" указано, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государств той власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7); под соглашением понимается, договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18).
На основании п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения муниципального района.
В п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что в целях решения вопросов местной значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в части создания муниципальных предприятий и учреждений осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального заданию бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в спорный период регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Данный Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений,
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
(ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения (ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (ст. 5 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
В ст. 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" было предусмотрено, что размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
Согласно протоколу поездки Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова по г. Ижевску 16.05.2012 Главе Администрации, Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики поручено включить в план капитальных вложений на 2012 год проектирование и строительство детского сада на 140 мест в пос.Машиностроитель с учетом ввода в эксплуатацию в 2013 году.
Между Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики и Администрацией города Ижевска заключено Соглашение от 28.05.2012 о предоставлении и расходовании субсидий на софинансирование объектов, предусмотренных в перечнях объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики. В соответствии с данным соглашением Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики передало в порядке межбюджетных отношений в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" средства бюджета Удмуртской Республики по основному перечню объектов в объеме - 417 452,4 тыс. рублей, по дополнительному перечню объектов в объеме - 291 941,6 тыс. рублей, согласно прилагаемой к указанному соглашению выписке из Перечня объектов, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики в 2012 году.
Согласно письму Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от 11.10.2012 N 07-01/4836, направленном в Администрацию города Ижевска в Перечень внесены изменения, в том числе, дополнен строкой следующего содержания: "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска (в т.ч. ПИР), 2012-2014... Администрация МО "Город Ижевск, МАДОУ N 82, ООО "ЕвроСтрой-С" (в графе "Наименование получателя, заказчика, подрядчика")".
В соответствии с пунктами 2.4.3, 2.4.4 указанного Соглашения Администрация города Ижевска обязана обеспечить в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; заключать муниципальные контракты по итогам размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Также между Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики и Администрацией города Ижевска заключено Соглашение от 12.04.2013 о порядке предоставления и использования (расходования) субсидий. В соответствии с данным Соглашением Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики передает в порядке межбюджетных отношений в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" средства бюджета Удмуртской Республики по Перечням объектов в объеме 283 900,2 тыс. рублей (в том числе, в Перечне предусмотрен объект "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в городке Машиностроитель, 22 Ленинского района г.Ижевска".
В соответствии с соглашениями, заключенными между Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики и Администрацией города Ижевска, на предоставление бюджетных инвестиций N 1206 от 14.11.2012 на сумму 1 800,00 тыс. руб., N1329 от 06.12.2012 на сумму 2 553,90 тыс. руб., N1437 от 21.12.2012 на сумму 2 286,30 тыс. руб., N1442 от 29.12.2012 на сумму 10 000,00 тыс. руб., N2 ц-л от 15.02.2013 на сумму 3 110,00 тыс. руб., N1 ц-л от 04.02.2013 на сумму 15 000,00 тыс. руб., N3 ц-л от 25.03.2013 на сумму 7 500,00 тыс. руб., N4 ц-л от 17.04.2013 на сумму 2 000,00 тыс. руб., N2 ин-л от 01.10.2013 на сумму 1,00 тыс. руб., N5 ц-л от 22.04.2013 на сумму 2 359,80 тыс. руб., N6 ц-л от 16.08.2013 на сумму 68 015,00 тыс. руб. МАДОУ на строительство объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска" было предоставлено бюджетных средств в общей сумме 114 626,00 тыс. руб.
Согласно постановлению Главы Администрации города Ижевска от 07.09.2012 N 974 "О создании муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений" созданы муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения путем изменения типа существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в том числе, МАДОУ N 82.
Также Главой Администрации города Ижевска издано постановление от 18.10.2012 N 1104 "О наделении полномочиями застройщика и технического заказчика при строительстве детских садов", согласно данному постановлению МАДОУ N 82 определено застройщиком по строительству объекта дополнительного здания детского сада в Ленинском районе города Ижевска.
Кроме того, Главой Администрации города Ижевска издано постановление от 30.10.2012 N 331 "О предоставлении бюджетных инвестиций муниципальным автономным учреждениям, подведомственным Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска". В соответствии с данным постановлением во исполнение Соглашения бюджетные инвестиции на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации и строительство дополнительных зданий предоставлены муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждениям согласно приложению (в том числе, МАДОУ N 82 для строительства объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в городке Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска"). Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска указано на необходимость заключения соглашений с указанными автономными учреждениями на предоставление бюджетных инвестиций, направления в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики заявки на финансирование, одобрения заключения подведомственными автономными учреждениями сделок на выполнение соответствующих работ.
23.10.2012 в соответствии с протоколом наблюдательного совета МАДОУ N 82 членами наблюдательного совета принято решение о согласовании крупной сделки по строительству "Дополнительного здания МАДОУ N 82 на 150 мест в городке Машиностроителей, 22 Ленинского района г. Ижевска", в том числе, на заседании наблюдательного совета доведена информация о подрядчике по строительству указанного объекта - ООО "ЕвроСтрой-С".
25.10.2012 между МАДОУ и ООО "ЕвроСтрой-С" заключен договор N 68/82 на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска", срок выполнения работ - 01.09.2013, сумма договора - 110 000,00 тыс. руб.
При этом торги с целью выбора подрядчика на выполнение работ по строительству объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в городке Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска" не проводились. Информация о строительстве указанного объекта отсутствовала в открытом доступе, документов, подтверждающих обратное, лицами, участвующими в деле не представлено.
Доводы Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики и Администрации города Ижевска о том, что действий к недопущению, ограничению, устранению конкуренции ими не предпринималось, обоснованно отклонены антимонопольным органом и судом первой инстанции.
Указанные выше действия Администрации города Ижевска по принятию постановления от 18.10.2012 N 1104 "О наделении полномочиями застройщика и технического заказчика при строительстве детских садов", постановления от 30.10.2012 N 331 "О предоставлении бюджетных инвестиций муниципальным автономным учреждениям, подведомственным Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска" свидетельствуют о наделении МАДОУ N 82 функцией муниципального заказчика на выполнение работ по строительству объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в городке Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска", и соответственно, являются передачей функции по удовлетворению соответствующей муниципальной нужды органа местного самоуправления, выраженной в необходимости организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, что не соответствует ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Также действия Администрации г. Ижевска свидетельствуют о том, что на момент заключения договора подряда по строительству объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска" Администрацией г. Ижевска созданы условия для избежания публичной процедуры проведения торгов в целях определения подрядчика для строительства указанного объекта, при этом, денежные средства во исполнение постановления Администрации от 30.10.2012 N 331 "О предоставлении бюджетных инвестиций муниципальным автономным учреждениям, подведомственным Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска" переданы автономному учреждению, что привело к заключению договора на строительство объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска" без проведения конкурентных процедур по выбору подрядчика.
Ссылки Администрации города Ижевска на то, что специальный порядок (предусматривающий проведение торгов) заключения договоров, на основании которых расходуются бюджетные инвестиции, в 2012 году отсутствовал, в связи с чем автономное учреждение самостоятельно заключило договор на строительство объекта в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно отклонены судом по следующим основаниям.
В силу ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Следовательно, предоставление субсидий автономным учреждениям производится в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам. Между тем из материалов дела следует, что строительство объекта: "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска" является реализацией и удовлетворением муниципальных нужд.
Относительно действий Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики суд отмечает следующее.
В соответствии с Положением о порядке осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств бюджета Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2009 N 70 (действовавшего в спорный период), было установлено, что формирование перечня объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики (далее - Перечень), производится Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, являющимся государственным заказчиком по государственным капитальным вложениям, финансируемым за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Основаниями для включения объекта капитального строительства в Перечень являются: 1) долгосрочные целевые программы (федеральные и республиканские), в которых предусмотрен объект; 2) постановления Правительства Удмуртской Республики; 3) обращения исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, администраций муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики. К обращению, предусмотренному в подп. 3 п. 2 настоящего Положения, исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, администрацией муниципального образования прилагается: 1) при включении в Перечень выполнения проектно-изыскательских работ - обоснование необходимости строительства объекта, составленное с учетом утвержденной градостроительной документации и (или) ведомственных целевых программ; 2) при включении в Перечень строительства нового объекта - разработанная проектно-сметная документация; 3) при включении в Перечень работ по переходящим объектам - ожидаемый остаток сметной стоимости на начало очередного финансового года.
На основании поступивших обращений исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, администраций муниципальных образований, а также с учетом правовых актов, предусмотренных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящего Положения, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики формирует предварительный Перечень, исходя из необходимости первоочередного строительства объектов.
Как указано выше, согласно письму Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от 11.10.2012 N 07-01/4836, направленном в Администрацию города Ижевска, в Перечень объектов, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики в 2012 году, внесены изменения, в том числе, дополнен строкой следующего содержания: "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска (в т.ч. ПИР), 2012-2014... Администрация МО "Город Ижевск, МАДОУ N 82, ООО "ЕвроСтрой-С" (в графе "Наименование получателя, заказчика, подрядчика")", при том, что по большему количеству иных объектов строительства вместо указания на подрядчика содержится формулировка: "по результатам торгов".
На заседаниях Комиссии УФАС по Удмуртской Республике представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики не смог пояснить в связи с чем, в данном письме от 11.10.2012 N 07-01/4836, направленном в адрес Администрации, указано наименование подрядчика и откуда в Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики появилась информация о подрядчике до заключения договора, вместе с тем, пояснил, что без соответствующей заявки включение объекта капитального строительства в Перечень не осуществляется. На заседаниях Комиссии УФАС по Удмуртской Республике представители указанных лиц не пояснили, каким образом ООО "ЕвроСтрой-С" стало известно о необходимости строительства спорного объекта.
Несмотря на необходимость соблюдения порядка, установленного Положением о порядке осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств бюджета Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2009 N 70, Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики не представлены в материалы дела документы, подтверждающие тот факт, что инициатива выбора в качестве подрядчика - ООО "ЕвроСтрой-С" исходила от Администрации города Ижевска.
В соответствии с пунктами 2.4.3, 2.4.4, 2.4.8 Соглашения от 28.05.2012 о предоставлении и расходовании субсидий на софинансирование объектов, предусмотренных в перечнях объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики, Администрация города Ижевска обязана обеспечить в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; заключать муниципальные контракты по итогам размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Также Администрация города Ижевска обязана предоставлять Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики сведения об объемах выполненных работ по установленным Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики формам, в том числе, приложение 8 - Отчет о проведенных торгах по объектам, финансируемым за счет субсидий, направленных из бюджета Удмуртской Республики на софинансирование объектов.
В разделе 3 указанного Соглашения предусмотрены действия Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики в случае не предоставления или несвоевременного предоставления Администрацией города Ижевска отчетов об объеме выполненных работ по формам, установленным Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, в том числе, приостановление либо прекращение финансирования (п. 3.2 Соглашения).
Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики не представлены соответствующие отчеты Администрации города Ижевска (согласно приложению 8 Отчет о проведенных торгах по объектам, финансируемым за счет субсидий, направленных из бюджета Удмуртской Республики на софинансирование объектов), при этом, Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики не использованы инструменты воздействия в отношении Администрации города Ижевска, предусмотренные Соглашением. Более того, согласно документам, представленным в материалы дела, при включении объекта "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска" в Перечень Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики располагало информацией о подрядчике, которому надлежало выполнить строительные работы в отсутствие проведения конкурентной процедуры отбора.
Указанные обстоятельства, подтверждающие наличие обмена информацией с Администрацией города Ижевска, содержащей указание на подрядчика ООО "ЕвроСтрой-С", выбранного без проведения торгов, свидетельствуют об участии Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики в ограничивающем конкуренцию соглашении с Администрацией города Ижевска, МАДОУ N 82 и ООО "ЕвроСтрой-С", направленном на уход от проведения процедуры торгов при строительстве объекта: "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г.Ижевска".
Между тем, рынок по выполнению строительных работ на территории Удмуртской Республики, в том числе, г. Ижевска, является конкурентным рынком. Анализ, размещенной в открытом доступе в сети "Интернет" на официальных сайтах саморегулируемых организаций, позволяет сделать вывод о наличии на территории Удмуртской Республики иных хозяйствующих субъектов кроме ООО "ЕвроСтрой-С", обладающих возможностью осуществления строительных работ на объекте "Дополнительное здание МАДОУ N 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска".
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию антимонопольного органа о том, что Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Администрацией города Ижевска, МАДОУ, ООО "ЕвроСтрой-С" путем достижения договоренности в устной форме, подтвержденной, содержащимися в материалах дела документами, заключено и реализовано соглашение, повлекшее устранение конкуренции на рынке по выполнению строительных работ при определений подрядчика для выполнения работ по строительству объекта для муниципальных нужд, что свидетельствует о нарушении требований ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции". Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными решения антимонопольного органа в оспариваемой заявителями части и предписания антимонопольного органа, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права или о несоответствии выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 декабря 2015 года по делу N А71-9119/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Ижевска Удмуртской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9119/2015
Истец: Администрация города Ижевска, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики
Ответчик: Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Муниципальное казенное учреждение города Ижевска "Служба городского строительства", ООО "ЕвроСтрой-С", Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: Администрация города Ижевска, МАДОУ детский сад для детей раннего возраста N82, МКУ г. Ижевска "Служба городского строительства", ООО "ЕвроСтрой-С"