Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 июля 2016 г. N Ф06-10167/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А55-16310/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалёвой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Сорогина И.И., доверенность от 01 сентября 2015 года N 86,
от ответчика - Нескоромнова О.Н., доверенность от 28 августа 2015 года N 12-6118,
от третьего лица - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2015 года по делу N А55-16310/2015 (судья Лихачев А.А.),
по заявлению Акционерного общества "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод", (ОГРН 1026300894179), город Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара,
с участием третьего лица: Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, город Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, управление), с привлечением третьего лица Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, оформленного сообщением от 14 апреля 2015 года исх. N 63/001/820/2015-2047 и обязании управлениея в установленный законом срок осуществить государственную регистрацию права собственности общества на здание: трансформаторная подстанция ТП-85, площадью 273,6 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, 25.
Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель управления.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей общества и управления, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество в соответствии с разрешением на строительство осуществило реконструкцию объекта капитального строительства - "Модернизация газо-факельного хозяйства", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25, а 15.08.2012 г. Администрацией г.о. Самара выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 63301000-139 объекта капительного строительства - "Модернизация газо-факельного хозяйства", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д.25.
18.12.2015 г. общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества - трансформаторная подстанция ТП-85, площадью 273,6 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25, однако сообщением от 14.04.2015 г. N 63/001/820/2015-2047 в совершении вышеназванных регистрационных действий обществу было отказано на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации, Федеральный закон N 122-ФЗ) в связи с непредставлением документов, необходимых для проведения государственной регистрации, при этом управление указало, что заявителем на государственную регистрацию не представлено разрешение на ввод в эксплуатацию спорного объекта недвижимого имущества, а представленное разрешение на ввод в эксплуатацию от 15.08.2012 г. N RU 63301000-030э не содержит сведений о вводе в эксплуатацию трансформаторной подстанции ТП-85.
Считая отказ незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу п. 1 ст. 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, а согласно ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 вышеуказанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Как следует из ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно п. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Согласно п. 1 ст. 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством РФ требуется получение такого разрешения.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством РФ (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации).
Как указано в п. 1 ст. 20 данного Закона, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 10).
Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АЕ N 148881.
Судом установлено, что заявителем на государственную регистрацию представлены, в том числе, следующие документы: разрешение на строительство от 03.12.2010 г. N RU 63301000-139, разрешение от 15.08.2012 г. N RU 63301000-030э на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - "Модернизация газо-факельного хозяйства", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25, с указанием общих показателей вводимого в эксплуатацию объекта, кадастровый паспорт здания - Трансформаторной подстанции ТП-85, расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25.
Судом правильно учтено, что согласно письму Департамента строительства и архитектура г.о. Самара от 16.03.2015 г. N 38-Д05-09/1826 Администрацией г.о. Самара выдано разрешение на ввод в эксплуатацию от 15.08.2012 г. N RU 301000-030э объекта капитального строительства "Модернизация газо-факельного хозяйства", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25, в состав которого входит трансформаторная подстанция ТП-85, при этом в указанном письме Департамент сообщает, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 15.08.2012 г. N RU 633010000-030э является подтверждением того, что реконструированный объект капитального строительства "Модернизация газо-факельного хозяйства", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25, соответствует ранее выданному разрешению на строительство 03.12.2010 г. N RU 63301000-139.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что из анализа письма Департамента не следует, что на государственную регистрацию права собственности АО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" заявлена иная трансформаторная подстанция, отличная от той, которая введена в эксплуатацию названным разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Доводы управления о том, что спорный объект не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, а является составной частью сложной вещи, в связи с чем, не подлежит государственной регистрации в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а только в составе сложной вещи, правомерно отклонены судом с учетом следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в отношении спорной трансформаторной подстанции, о государственной регистрации права на которую обратился заявитель, осуществлена техническая инвентаризация уполномоченным органом, по результатам которой заявителю выдан кадастровый паспорт на этот объект.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные названным Законом сведения об объекте недвижимости (ч. 4 ст. 14 Закона N 221-ФЗ).
Органы технической инвентаризации вправе составлять единый технический и кадастровый паспорт только в отношении тех объектов, которые связаны единой правовой судьбой.
Судом правильно учтено, что в отношении спорной трансформаторной подстанции, о государственной регистрации права на которую обратился заявитель, осуществлена техническая инвентаризация уполномоченным органом, по результатам которой заявителю выдан кадастровый паспорт на этот объект, а поэтому спорная трансформаторная подстанция является самостоятельным объектом недвижимости, обладающим уникальными характеристиками, при этом то обстоятельство, что трансформаторная подстанция создана для обслуживания объекта капитального строительства (модернизация газо-факельного хозяйства) не свидетельствует о невозможности осуществления государственной регистрации на нее как на самостоятельный объект недвижимого имущества.
В данном случае вышеуказанный объект недвижимого имущества может быть использован заявителем как для эксплуатации установки, так и для эксплуатации иных объектов и поэтому не могут рассматриваться как сложная вещь.
Трансформаторная подстанция ТП-85 является самостоятельным объектом технического учета, представляет собой отдельно стоящее здание и подключение электрических сетей (кабельных линий) осуществляется не непосредственно к зданию трансформаторной подстанций ТП -85, а к расположенным в здании трансформаторам и электрооборудованию.
Компановка трансформаторной подстанция ТП-85 выполнена таким образом, что при необходимости позволяет обеспечивать электроснабжение многих действующих и строящихся инвестиционных объектов общества (РУ-6 кВ с ячейками для питания электродвигателей и трансформаторных подстанций, РУ-0,4кВ с возможностью подключения большого количества потребителей).
Кроме того, трансформаторная подстанция ТП-85 является источником электроснабжения установки компримирования сероводородсодержащего нефтяного газа, предназначенной для защиты аппаратов установок общества от превышения давления газа в аварийных ситуациях за счёт сброса из аппаратов избыточного давления в факельные системы, здания прачечной спецодежды общества, здания насосной N 1 при нефтеловушке 3,4 и других объектов.
Согласно проектов ПАО "Самаранефтехимпроект" с ячеек N 15, 16 РУ-6 кВ ТП-85 будут запитаны трансформаторы Т-1, Т-2 ТП-119 и к автоматическим выключателям QF4 (панель N 3 1 секции щита ЗЩ) и QF1 (панель N 2 2 секции щита 4Щ) ТП будет подключен РП-0,4кВ для объекта "Комплекс установки каталитического крекинга FCC. Общая факельная система".
Следовательно, трансформаторная подстанция ТП-85 предназначена в качестве источника электроснабжения электропотребителей как установки "GARO", так и других объектов общества. Мощность трансформаторов выбрана с учетом переключения на трансформаторную подстанцию ТП-85 электропотребителей устаревших подстанций ТП-28 и ТП-29.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что трансформаторная подстанция ТП-85 является общезаводской подстанцией, имеющая мощность более мощности, необходимой только для электроснабжения объекта капитального строительства "Модернизация газо-факельного хозяйства на АО "КНПЗ", предназначена для обслуживания также и многих других объектов общества, создана как многофункциональный источник электроснабжения многих объектов общества, а поэтому подлежит государственной регистрации в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 г. по делу N А55-776/2015.
Также материалами дела подтверждается, что здания и сооружения факельной установки принадлежат заявителю на праве собственности и зарегистрированы как самостоятельные объекты недвижимого имущества, что подтверждается свидетельствами о регистрации права, представленными в материалы дела.
Факельная система общества предназначена для сжигания горючих газов и паров в случае: аварийных сбросов от предохранительных клапанов объектов установок общества, предотвращения: сбросов в атмосферу углеводородных газов, сбросов газов и паров в период пуска, наладки и остановки технологических объектов общества.
Согласно позиции общества, в результате проведенной модернизации ни один из существующих объектов недвижимого имущества не был реконструирован, была установлена блочная установка компримирования факельного газа импортной поставки фирмы "GARO" и эта установка была привязана к существующим сетям общества, которая позволила сократить выбросы газа и обеспечила возврат "выметающего" газа в топливную сеть общества.
В соответствии с проектной документацией "Модернизация газо-факельного хозяйства" запроектирована и построена трансформаторная подстанция ТП-85, которая является отдельностоящей, общезаводской подстанцией, к которой в перспективе планируется переключение энергопотребителей существующих, морально и физически устаревших подстанции ТП-28 и ТП-29, а также новых и реконструируемых объектов общества.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы ответчика и третьего лица о том, что спорное здание трансформаторной подстанции является конструктивным элементом линейного объекта капитального строительства "модернизация газо-факельного хозяйства".
При указанных обстоятельствах, суд правомерно посчитал, что заявителем был представлен полный пакет документов на регистрацию права собственности на здание трансформаторной подстанции ТП-85, площадью 273,6 кв.м., расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25, соответствующий положениям Закона о регистрации, а заинтересованное лицо обладало всей необходимой информацией для регистрации права собственности заявителя на указанный объект недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что обществом согласно ст. ст. 17, 25 Закона о государственной регистрации были представлены все необходимые документы для государственной регистрации права собственности на здание трансформаторной подстанции ТП-85, площадью 273,6 кв.м., расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25, в связи с чем отказ управления от 14.04.2015 г. исх. N 63/001/820/2015-2047 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества на регистрацию права собственности и возможность последующего распоряжения объектом, а поэтому правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал его незаконным, и обоснованно посчитал, что восстановление нарушенного права заявителя возможно путем обязания регистрирующего органа осуществить регистрацию права собственности общества на данное здание.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2015 года по делу N А55-16310/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.М. Рогалёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16310/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 июля 2016 г. N Ф06-10167/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "КНПЗ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара