г. Киров |
|
04 марта 2016 г. |
Дело N А29-8576/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: Приходько А.Н., действующего на основании доверенности от 26.10.2015, Медведевой С.В., действующей на основании доверенности от 09.10.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.11.2015 по делу
N А29-8576/2015, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению Акционерного общества "Транснефть-Север"
(ИНН: 1102016594, ОГРН: 1021100730353)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми
(ИНН: 1102015752, ОГРН: 1021100735468)
о признании частично недействительным решения от 06.05.2015 N 23,
установил:
Акционерное общество "Транснефть-Север" (далее - АО "Транснефть-Север", Общество, страхователь) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (далее - Учреждение, Фонд) о признании частично недействительным решения от 06.05.2015 N 23.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.11.2015 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что Обществу следовало включить в объект обложения страховыми взносами по дополнительному тарифу суммы заработной платы работников, занятых на работах, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) за 2013 в сумме 34 623 015,97 руб. Невключение данных выплат привело к занижению базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам (нарушена часть 1 статьи 58.3 Федерального закона N212-ФЗ) и к неуплате страховых взносов по дополнительному тарифу за 2013 в сумме 692 460,32 руб.
В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда. Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам не ставится в зависимость от порядка включения того или иного периода в стаж работы с вредными или тяжелыми условиями труда.
Таким образом, Учреждение считает, что решение от 20.11.2015 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
АО "Транснефть-Север" в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Фонда.
В судебном заседании апелляционного суда 03.03.2016 представители Общества поддержали свою позицию по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 20.11.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Учреждением в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт N 8 от 20.02.2015.
06.05.2015 Фондом вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому:
- Общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов в виде штрафа в размере 138 931,81 руб.,
- страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 694 659,1 руб., а также пени в размере 109 141,32 руб.
Общество с решением Фонда не согласилось и обратилось с жалобой в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми.
Решением вышестоящего налогового органа от 02.07.2015 N 8 решение Фонда оставлено без изменения.
Общество с решением Фонда частично не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями Закона N 212-ФЗ, Закона N 173-ФЗ, Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), Письмом Минтруда России N17-3/В-151 от 11.04.2014, Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, требования страхователя признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей АО "Транснефть-Север", исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
В силу требований пункта 1 статьи 18, подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Пунктом 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ определено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Согласно части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются с 1 января 2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: 2013 год в размере 2,0%.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом к работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, относятся электрогазосварщики (позиция 23200000-19756), а также машинист тепловоза, профессия которого предусмотрена подпунктом 7 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ (Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте от 24.04.1992).
Таким образом, исходя из положений статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно учел, что отсылка к положениям подпунктов 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ сделана в Законе N 212-ФЗ лишь в части видов работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, а не условий их выплаты.
В целях реализации статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ Минтруд России в письме от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105 разъяснил порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются. В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды и др.). В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.
В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (включая выплаты за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости), пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
В случае же, если работник в какой-либо день (дни) месяца был занят на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, только часть своего рабочего времени (определенное количество часов рабочего дня), исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется пропорционально количеству фактически отработанных часов на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда (письмо Минтруда России от 16.05.2014 N 17-3/В-210).
Исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не поставлены частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ в зависимость от факта наличия или отсутствия у занятых на работах с особыми условиями труда работников права на досрочную пенсию.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем жалобы, Общество при частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, производило исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу такого работника выплат и вознаграждений, независимо от того, за какие периоды произведены данные выплаты, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Выполнение указанными работниками как работ, сопряженных с вредными, тяжелыми либо опасными производственными факторами, так и работ, при которых указанные негативные факторы отсутствуют, зафиксировано в табелях учета рабочего времени и в раздельном учете Общества, который ведется в форме справок о продолжительности работы во вредных условиях. Обязанность по ведению данных справок предусмотрена приложением N 6 "Положение об учете времени работы и доплатах за работу по вредных условиях труда работников" к Коллективному договору Общества.
На основании указанных справок Общество составляет Сведения о занятости работников, работающих во вредных условиях труда. Эти Сведения ежеквартально представляются в Фонд в составе отчетности за 2013.
Кроме того, в качестве дополнений к справкам, подтверждающим продолжительность работы во вредных условиях труда, Общество составляет отчеты по загрузке электросварщиков, которые также позволяют определить периоды работы во вредных условиях труда.
В данном случае, при работе по профессии "электрогазосварщик" и "машинист тепловоза" в каждом месяце проверяемого периода у работников имелись и периоды занятости на работах с вредными факторами, и периоды занятости на работах с нормальными условиями труда. Периоды работ, которые по условиям организации труда работников не могут выполняться постоянно, определялись Обществом по фактически отработанному времени.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Общество пояснило, что для целей исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам учитывает, что работник в течение месяца занят на работах с особыми условиями труда частично, если он часть времени работает на вредных и опасных работах, а часть месяца - на работах с нормальными условиями труда, период занятости на которых не включается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. В таком случае начисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на вредных и опасных работах, либо, если имеется раздельный учет выплат - только в отношении выплат за работу во вредных, тяжелых и опасных условиях труда. Если работник не занят на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ Общество правомерно в 2013 исчислило и уплатило страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам - электрогазосварщикам и машинистам тепловоза, пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных ими на данном виде работ.
Кроме того, по результатам проведенной проверки Фонд доначислил Обществу страховые взносы по дополнительному тарифу 2% в отношении работника, занимающего должность - машинист тепловоза, который уже выработал льготный стаж и получает трудовую пенсию.
Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ.
При этом названные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в порядке части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
При этом выплаты в пользу лиц, уже являющихся получателями пенсии, в статье 9 Закона N 212-ФЗ не поименованы.
Соответственно, учитывая, что на основании частей 1, 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но которые продолжают работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.
Доказательств иного статуса произведенных Обществом спорных выплат заявитель жалобы в материалы дела не представил.
Доводов, опровергающих обстоятельства, установленные судом первой инстанции, Фонд в жалобе не привел.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.11.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.11.2015 по делу N А29-8576/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (ИНН: 1102015752, ОГРН: 1021100735468) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8576/2015
Истец: АО "Транснефть - Север", АО Транснефть - Север
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда России в г. Ухте Республики Коми
Третье лицо: Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми