г. Томск |
|
4 марта 2016 г. |
Дело N А27-18370/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2016 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Коваленко И.С. по доверенности от 11.02.2016 г. (до 31.12.2016 г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 28 декабря 2015 года по делу N А27-18370/2015 (судья Конкина И.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935), г. Кемерово,
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа
о признании незаконным уведомления от 11.08.2015, об обязании рассмотреть вопрос о заключении соглашения о предоставлении субсидий из бюджета
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "КРУ", заявитель) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления от 11.08.2015, об обязании УЖКХ КГО рассмотреть вопрос о заключении соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Киселевского городского округа за период с 01.01.2014 по 30.11.2014.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.12.205 заявленное требование удовлетворено, признано незаконным уведомление Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа от 11.08.2015 г. в части отказа в принятии к рассмотрению расчет-заявок заявителя за 2014 год (с 01.01.2014 г. по 30.11.2014 г.), представленных в целях заключения Соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Киселевского городского округа за указанный период, с возложением на Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа обязанности рассмотреть вопрос о заключении с Заявителем Соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Киселевского городского округа за период с 01 января 2014 г. по 30 ноября 2014 г.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, провести заседание в отсутствие представителя ОАО "УК "КРУ".
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Управления, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене.
При рассмотрении спора арбитражным судом установлено, в июле 2015 г. ОАО "УК "КРУ" обратилось к УЖКХ Киселевского городского округа с заявлением о заключении договоров (соглашений) на предоставление субсидий из бюджета Киселевского городского округа в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению услуг по поставке горячей воды, услуг отопления за 2014-2015 годы.
В ответ, уведомлением от 11.08. 2015 г. Управление для получения субсидий в 2015 году предоставило для подписания проект Соглашения, а в принятии расчет-заявок за 2014 год, иных необходимых документов для заключения Соглашения за период с 01.01.2014 г. по 30.11.2014 г. отказало по основанию несоблюдения заявителем требований указанных в пункте 4.11. Положения "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета" (утверждено Постановлением администрации Киселевского городского округа от 23.12.2014 N 225-н, далее - Положение N225-н).
Полагая, уведомление об отказе в предоставлении субсидий незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ), не устанавливающей запрета на предоставление субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения неполученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат как до их возникновения, так и по факту возникновения; также указав, что бюджетное законодательство не предусматривает случаи прекращения прав на получение субсидий при нарушении сроков обращения за их получением.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 4.11 Положения, на нарушение которого Обществом указано в оспариваемом уведомлении, установлен срок подачи заявки на субсидию: в январе текущего года принимаются заявки только за декабрь предшествующего года, в котором предоставлялись субсидии; срок предоставления документов - не позднее 15 января.
В статье 78 БК РФ указано, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям работ, товаров, услуг предоставляются из бюджета в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2.3. Положения N 225-н, субсидии предоставляются юридическим лицам - производителям товаров, услуг для муниципальных нужд и нужд населения в случаях связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, оказывающим населению услуги тепло-, водоснабжения, водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
В таком случае, критерием отбора получателей субсидий является наличие разницы между тарифами, установленными регулирующими органами, и платой за коммунальные услуги, утвержденной для населения на территории муниципального образования органом местного самоуправления (пункт 3.1. Положения).
Постановлением РЭК Кемеровской области N 126 от 12.03.2014 г. установлен тариф на горячую воду на потребительском рынке по узлу теплоснабжения г.Киселевск, тариф для населения составляет 94,90 руб./куб.м. (Приложение N1), при этом размер платы гражданам, утвержденный СНД КГО (Советом народных депутатов Киселевского городского округа), составляет 40,95 руб.
Постановлением РЭК Кемеровской области N 124 от 12.03.2014 г. установлен тариф на тепловую энергию для населения - 1372,07 руб. (Приложение N1), размер платы граждан, утвержденный СНД КГО - 910,26 руб.
Соответственно, правомерен вывод суда первой инстанции, о том, что заявитель полностью соответствует критериям получателя субсидии, установленным вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Исходя из Положения N 225-н, главным распорядителем субсидий является Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа (пункт 4.1.); основанием для предоставления субсидии является соглашение, заключаемое на один год между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа и получателем субсидий (заявитель) (пункт 4.3.); получатель субсидий для заключения Соглашения предоставляет заинтересованному лицу документы, указанные в пунктах 4.4., 4.6, в том числе, договор на оказание услуг для нужд населения (пункт 4.4.).
В пункте 4.10. названного Положения указано, что получатели бюджетной субсидии обязаны обратиться за ее получением в течение текущего финансового года.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, установив, что договор на 2014 ресурсоснабжающей организацией (ОАО "УК КРУ") с управляющей компанией (ООО "Жилищная компания -1"), ввиду многочисленных разногласий между его сторонами был заключен только в апреле 2015 г., в связи с чем, предоставить его в 2014 заявителю не представилось возможным; разногласия сторон касались относительно предмета договора, обязанностей сторон, расчетов, порядка оплаты и поставки ресурсов, то есть, не согласованными оставались существенные условия договора услуг, и в силу статьи 432 ГК РФ договор считался не заключенным; после заключения договора, последний с иными необходимыми документами был представлен в Управление для подписания Соглашения о субсидии, расчет-заявки за 2014 фактически не рассматривались Управлением (применительно к объемам потребления, расчетом размера субсидий), проанализировав Положение N 225-н, нормы статьи 78 БК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Управления оснований для принятия оспариваемого уведомления.
Доводы Управления о том, что субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных решением о бюджете Киселевского городского округа на соответствующий финансовый год и плановый период, что не позволяет заключать Соглашение на срок, превышающий период, в отношении которого получателем субсидии представлены документы, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку сроков для компенсации выпадающих доходов бюджетным законодательством не предусмотрено, договор заключен в апреле 2015 г., то есть, в соответствующем финансовом году; кроме того, исходя из статьи 78 БК РФ, разъяснений о порядке применения статьи 78 БК РФ, данных Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития РФ от 29.08.2008 г. N N02-01-01/2523, 12064-АП/Д05, предоставление субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения данных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.
Ссылки Управления на наличие у истца возможности обратиться в суд с требованием о понуждении ООО "Жилищная компания -1" к заключению договора, Постановление N 225-н размещено на сайте Администрации Киселевского городского округа и доступно для ознакомления, на не представление заявителем в полном объеме актов выполненных работ, подтверждающих исполнение обязательств, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции о наличии у Общества права на получение субсидии; кроме того, оспариваемым уведомлением отказано в принятии расчет-заявок за 2014 по иным основаниям (срок подачи заявки пункт 4.11 Положения, а не в отсутствии актов выполненных работ).
Избранный судом способ защиты нарушенного права соответствует заявленным требованиям и служит достижению цели восстановления нарушенного права заявителя, не противоречит части 4 статьи 201 АПК РФ, в связи с чем, ссылка Управления на рассмотрение вопроса о заключении соглашения на получение субсидии из бюджета в порядке, установленном Постановлением администрации Киселевского городского округа, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Управление указывает на взыскание с него государственной пошлины в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая вопрос о взыскании с Управления в пользу Общества расходов по уплате государственной пошлины, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению в составе судебных расходов и законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов, что соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Иное толкование Управлением жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа положений закона не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 декабря 2015 года по делу N А27-18370/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18370/2015
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Киселевского городского