г. Пермь |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А60-37334/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Жуковой Т.М., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходыревой Н.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, товарищества собственников недвижимости садовое общество "Березки",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 декабря 2015 года,
принятое судьей Смагиным К.Н.
по делу N А60-37334/2015
по заявлению товарищества собственников недвижимости садовое общество "Березки" (ОГРН 1156658014721, ИНН 6686064045)
к Администрации городского округа Верхняя Пышма,
третьи лица: Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
о признании незаконными действий органа местного самоуправления,
установил:
Товарищество собственников недвижимости садовое общество "Березки" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации городского округа Верхняя Пышма о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 66:36:3001001:186 для ведения садоводства и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженного в письме от 30.07.2015 N 5780-02; просит обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 70 000 кв. м с кадастровым номером 66:36:3001001:186 и предварительного согласования предоставления земельного участка для ведения садоводства на праве безвозмездного пользования сроком на 5 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Департамент лесного хозяйства Свердловской области, ТУ Росимущества по Свердловской области (ст. 51 АПК РФ).
В судебном заседании 07.12.2015 товарищество заявило ходатайство об отказе от требований в части возложения обязанностей устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 70 000 кв. м с кадастровым номером 66:36:3001001:186 и предварительного согласования предоставления земельного участка для ведения садоводства на праве безвозмездного пользования сроком на 5 лет. Ходатайство принято судом в порядке ч. 2 ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 декабря 2015 года в удовлетворении требований отказано.
Товарищество собственников недвижимости садовое общество "Березки" обжалует решение в апелляционном порядке, не соглашаясь с выводами суда, просит судебный акт изменить, исключив из мотивировочной части решения следующие выводы, касающиеся ссылок суда на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда РФ от 16.04.2015 N 309-ЭС14-6056, положения статей 13 и 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", создание и регистрацию ТСН СО "Березки" в нарушение последовательности и порядка, установленного указанным законом, отсутствие обращений граждан по месту своего жительства в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, отсутствие списков граждан, нуждающихся в получении земельных участков, а также о недостаточности факта регистрации товарищества в качестве юридического лица для установления обязанности Администрации предоставить земельный участок для размещения садоводческого товарищества на льготных условиях в порядке, предусмотренном Законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Заявитель ссылается на изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в результате которых изменен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Указывает, что с учетом изменений, внесенных в Земельный кодекс Российской Федерации и вышеуказанный закон, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения садоводства и огородничества только в безвозмездное пользование на срок не более чем 5 лет (пп. 11 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса).
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация выразила несогласие с изложенными в ней доводами. Администрация полагает, что заявитель имеет право на приобретение земельного участка только на общих основаниях - на торгах, в соответствии с главой 6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам, предусмотренным ст.71 АПК РФ, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Заявитель ссылается на то, что ТСН СО "Березки", созданное на основе добровольного объединения граждан, 18.05.2015 обратилось в Администрацию городского округа Верхняя Пышма с заявлением о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 66:36:3001001:186, общей площадью 70 000 кв. м для ведения садоводства и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом N 5780-02 от 30.07.2015 Администрация отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сославшись на несоответствия подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.4 ст.200 АПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая решение, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 16.04.2015 N 309-ЭС14-6056, предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства (садоводства) должно осуществляться в порядке земельного законодательства с учетом положений Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Закон N 66-ФЗ предполагает проведение ряда процедур, предшествующих непосредственному рассмотрению и принятию решения по вопросу о предоставлении земельного участка.
В силу п. 2 ст. 13 Закона N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Непосредственный порядок предоставления земельных участков установлен ст. 14 Закона N 66-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 3 ст. 14 Закона N 66-ФЗ).
Как следует из п. 4 ст. 14 Закона N 66-ФЗ, после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, обязанностью органов местного самоуправления является не только удовлетворение потребностей граждан в получении земельных участков, но и обеспечение интересов граждан в части соблюдения очередности предоставления участков.
В рассматриваемом случае создание и государственная регистрация ТСН СО "Березки" произведены не в той последовательности и порядке, которые определены нормами Закона N 66-ФЗ.
Граждане по месту своего жительства не обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.
Списки граждан, нуждающихся в получении земельных участков, и необходимых для определения потребности в земельных участках для указанных целей, органом местного самоуправления не составлялись, расчет потребности не производился.
При этом сам по себе факт регистрации товарищества в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности Администрации предоставить ему земельный участок для размещения садоводческого товарищества на льготных условиях в порядке, предусмотренном Законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Кроме того, из представленных в дело Департаментом лесного хозяйства Свердловской области доказательств, следует, что земельный участок с кадастровым номером 66:36:3001001:186 фактически расположен в выделах 15, 16, 17, 24 квартала 35 Балтымского участка Балтымского участкового лесничества ГКУ СО "Березовское лесничество", который отнесен к категории земель лесного фонда. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Согласно статье 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ, Положением о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области (утверждено постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП) полномочиями по предоставлению лесных участков в составе земель лесного фонда на территории Свердловской области обладает исключительно Департамент лесного хозяйства Свердловской области путем проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды.
Предоставление спорного участка в аренду лицу, не обладающему исключительным правом на данный земельный участок, органом местного самоуправления, который не уполномочен распоряжаться лесными участками, повлечет также нарушение порядка его предоставления.
По смыслу п. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ обращение лица в суд должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов способом, указанным в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
При указанных обстоятельствах, отказ Администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 66:36:3001001:186 для ведения садоводства и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме от 30.07.2015 N 5780-02, суд признал правомерным, оснований для вывода о том, что оспариваемое решение нарушает права заявителя на осуществление предпринимательской или иной экономической деятельности, по мнению суда, не имеется.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, вышеприведенные выводы суда являются обоснованными, оснований для исключения их из мотивировочной части решения не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст.270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены либо изменения решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 декабря 2015 года по делу N А60-37334/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.В.Макаров |
Судьи |
Т.М.Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37334/2015
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ САДОВОЕ ОБЩЕСТВО "БЕРЕЗКИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЕРХНЯЯ ПЫШМА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Коптеева Анастасия Сергеевна (адвокат), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области