г. Владимир |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А43-24159/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.03.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2015
по делу N А43-24159/2015,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рынок "Московский" (ОГРН 1035205006693, ИНН 5257062713, г. Нижний Новгород, Московское шоссе, д. 352А)
о признании недействительным распоряжения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 18.08.2015 N 311-05-09-1259/15, незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, изложенного в письме от 21.08.2015 N 311-05-17-20123/15,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рынок "Московский" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (реорганизовано в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, далее - Министерство) от 18.08.2015 N 311-05-09-1259/15 "Об отмене распоряжения Министерства от 26.03.2013 N 311-05-09-473/13 "О предоставлении в собственность Обществу земельного участка по адресу: г. Нижний Новгород, Московское шоссе, дом 352 "В", незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030267:11, изложенного в письме от 21.08.2015 N 311-05-17-20123/15, а также об обязании Министерства в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 352 "В", площадью 20 000 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 52:18:0030267:11, по цене 2 654 550 руб. и направить договор в адрес заявителя.
Решением от 11.12.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.
Министерство не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество является собственником объектов недвижимости - здания павильона охраны бесплатной парковки, ограждения территории бесплатной парковки автотранспорта, сооружения - парковка автотранспорта, расположенных по адресу: г. Нижний Новгород, Московское шоссе, д. 352 "В" (свидетельства о государственной регистрации права от 27.04.2011 серии 52 АГ N 650488, серии 52 АГ N 650487, серии 52 АГ N 650486).
Данные объекты расположены на земельном участке площадью 20 000 + 49 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030267:11, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Московское шоссе, д. 352 "В", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под бесплатную парковку автотранспорта для существующего автомобильного рынка "Московский" и картодром.
13.12.2012 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Распоряжением от 26.03.2013 N 311-05-09-473/13 Министерство предоставило Обществу в собственность спорный земельный участок по цене 129 817 000 руб.
Письмом от 30.08.2013 N 51 Общество обратилось в Министерство с просьбой применить при расчете выкупа оценку рыночной стоимости земельного участка в размере 32 370 000 руб.
Письмом от 09.09.2013 N 311-05-17-19556/13 Министерство отказало Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, предложив обратиться в суд для определения цены выкупа земельного участка.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2013 по делу N А43-21613/2013 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 32 850 000 руб.
В соответствии с данным решением Министерством подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка, о чем 10.12.2014 в письме N 311-05-17-25127/14 оно сообщило Обществу.
Поскольку постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 N 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов" установлена новая более низкая кадастровая стоимость, Общество, посчитав нецелесообразным приобретение земельного участка по завышенной цене, просило отменить распорядительный акт о предоставлении земельного участка по цене, рассчитанной исходя из оценки земельного участка в размере 32 850 000 руб.
Письмом от 19.02.2015 N 311-05-17-3519/15 Министерство отказало Обществу в отмене распоряжения от 26.03.2013 N 311-05-09-473/13 и повторно попросило подписать проект договора купли-продажи земельного участка.
В письме от 25.03.2015 N 36 Общество повторно просило Министерство пересмотреть выкупную стоимость земельного участка, ссылаясь на независимую оценку определения рыночной стоимости земельного участка в размере 10 410 000 руб.
28.07.2015 Общество в очередной раз обратилось к Министерству с просьбой внести изменения в распорядительный акт о предоставлении земельного участка в части цены выкупа, предоставив решение Нижегородского областного суда от 16.06.2015, согласно которому рыночная стоимость земельного участка установлена в размере 10 410 000 руб.
17.08.2015 указанная стоимость земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем 18.08.2015 Министерством издано распоряжение N 311-05-09-1259/15 "Об отмене распоряжения Министерства от 26.03.2013 N 311-05-09-473/13 "О предоставлении в собственность Обществу земельного участка по адресу: г. Нижний Новгород, Московское шоссе, дом 352 В".
В этой связи Министерство письмом от 21.08.2015 N 311-05-17-20123/15 отказало Обществу в предоставлении земельного участка со ссылкой на пункт 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по причине неподписания договора купли-продажи земельного участка.
Посчитав оспариваемые распоряжение и решение Министерства не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2003 N 192-З и пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство.
В силу статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 39.17 ЗК РФ).
На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объектов недвижимости, находящихся на земельном участке площадью 20 000 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030267:11, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, д.352 "В", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под бесплатную парковку автотранспорта для существующего автомобильного рынка "Московский" и картодром, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Доказательств невозможности предоставления заявителю спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, Министерством не представлено.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Министерство возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Как установил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае факт неподписания договора купли-продажи спорного земельного участка на основании распоряжения от 26.03.2013 N 311-05-09-473/13 обосновывается несогласием Общества с выкупной ценой земельного участка и обращением его в суды с соответствующими заявлениями, что свидетельствует об отсутствии уклонения Общества от его подписания и его намерении приобрести земельный участок по законно установленной цене.
Учитывая наличие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих Обществу, вступившее в законную силу решение Нижегородского областного суда от 16.06.2015, согласно которому рыночная стоимость земельного участка установлена в размере 10 410 000 руб., внесение указанной стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, а также отсутствие доказательств умышленного уклонения Общества от подписания договора купли-продажи спорного земельного участка, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у Министерства отсутствовали правовые основания для вынесения распоряжения от 18.08.2015 N 311-05-09-1259/15 со ссылкой на пункт 7 статьи 39.17 ЗК РФ.
Следовательно, и основания для предоставления испрашиваемого земельного участка, указанные в решении Министерства от 21.08.2015 N 311-05-17-20123/15, также не нашли своего подтверждения.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Министерства не имелось оснований для ненаправления Обществу проекта договора купли-продажи спорного земельного участка с учетом установленной решением Нижегородского областного суда от 16.06.2015 стоимости.
Суд апелляционной инстанции считает, что со стороны Министерства имело место фактическое уклонение от совершения действий, предусмотренных ЗК РФ, выраженное в отказе Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, неподготовке и ненаправлении проекта договора купли-продажи земельного участка с учетом его стоимости, установленной решением Нижегородского областного суда от 16.06.2015.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые распоряжение и решение Министерства противоречат действующему земельному законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Министерством не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества и с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность предпринять все необходимые действия, направленные на заключение с Обществом договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по цене 2 654 550 руб.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Министерства по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2015 по делу N А43-24159/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24159/2015
Истец: ООО "Рынок "Московский""
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области
Третье лицо: ООО рынок "Московский"