г. Челябинск |
|
04 марта 2016 г. |
Дело N А76-25539/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Караван" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2015 по делу N А76-25539/2015 (судья Белякович Е.В.).
Администрация города Челябинска (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об обязании общества с ограниченной ответственностью "Караван" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Караван") прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по перевозке пассажиров по внутримуниципальному маршруту N 85 по маршрутной сети города Челябинска без договора с уполномоченным органом - Управлением транспорта администрации города Челябинска.
Определением суда от 30.11.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Урал-Дом" (далее - ООО "Урал-Дом"), Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы в сфере транспорта (далее - УГАДН по Челябинской области).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2015 (резолютивная часть решения объявлена 21.12.2015) требования, заявленные администрацией города Челябинска, удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Караван" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными. В частности, по мнению общества, федеральным законодательством Российской Федерации на лицо, которому выдана лицензия на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, не возложено обязанности получать дополнительные разрешения и (или) заключать договор с уполномоченным органом власти для того, чтобы беспрепятственно осуществлять указанную деятельность на всей территории Российской Федерации. ООО "Караван" 01.06.2015 получило лицензию N АСС-74-150062 на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Поэтому ссылка заявителя на нарушение ООО "Караван", не имеющего договора с уполномоченным органом на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту N 85 маршрутной сети города Челябинска, но оказывающего услуги по перевозке пассажиров по указанному маршруту, положений Решения Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N22/10 "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории города Челябинска" как на основание для вывода о незаконности деятельности данного общества необоснованна и противоречит нормам Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Заявителем не представлено доказательств, а судом первой инстанции не установлено наличие оснований для применения в отношении ООО "Караван" статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации - существования условий и факторов, свидетельствующих о наличии в деятельности общества, осуществляющего перевозку по маршруту N 85 в отсутствие договора с уполномоченным органом, реальной угрозы причинении вреда жизни, здоровью, имуществу граждан. Отсутствие договора с уполномоченным органом не может являться единственным и достаточным доказательством факта создания деятельностью общества опасности причинения вреда. Для признания деятельности ООО "Караван" потенциально опасной суду первой инстанции необходимо было установить, а заявителю представить соответствующие доказательства того, что в результате деятельности общества создана (реально существует) угроза причинения вреда объектам безопасности, которая складывается из совокупности условий и факторов, создающих опасность, сущность и содержание которых раскрывается в применимых к рассматриваемой деятельности нормативных правовых актах.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проверочных мероприятий (мониторинга), Управлением транспорта администрации г. Челябинска совместно с сотрудниками ГИБДД ГУМВД установлено, что на внутримуниципальном маршруте N 85 осуществляет пассажирские перевозки ООО "Караван", используя транспортное средство марки ПАЗ с государственным регистрационным знаком: А586ЕХ174 (л.д. 52).
Управлением транспорта установлено, что ООО "Караван" в нарушение положений решения Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10 "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории города Челябинска" не участвовало в торгах на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту N 85 по маршрутной сети города Челябинска.
Полагая, что ООО "Караван", оказывая услуги по перевозке пассажиров по внутримуниципальному маршруту N 85 по маршрутной сети г. Челябинска с нарушением закона, создает потенциальную опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из норм статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом, в пределах своей компетенции, решать вопросы безопасности дорожного движения.
Решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10 утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории города Челябинска (далее - Правила, утвержденные решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10) и Порядок проведения торгов на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту (далее - Порядок, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10).
В силу условий пункта 2 Правил, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10, настоящие Правила разработаны с целью создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Челябинска.
Пунктом 6 Правил, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10 установлено, что для формирования и планомерного развития маршрутной сети регулярных перевозок, а также оценки уровня обеспеченности населения транспортными услугами администрацией города Челябинска устанавливается величина минимально необходимого объема транспортных услуг по основным социально-демографическим группам населения. Уполномоченный орган формирует заказ на выполнение перевозок пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок.
Основой для формирования заказа являются данные, получаемые уполномоченным органом при обследовании и изучении пассажирских потоков на маршрутной сети регулярных перевозок.
Полученный в результате обследований пассажиропотоков материал служит основанием для корректировки как общей маршрутной сети регулярных перевозок, так и отдельных маршрутов регулярных перевозок, составления расписаний движения пассажирского автотранспорта, выбора типа автотранспортных средств, распределения их по маршрутам, определения остановочных пунктов (площадок) и используется для разработки мероприятий по улучшению транспортного обслуживания населения.
При формировании заказа уполномоченный орган обязан: определить объем транспортной работы, общее количество маршрутов регулярных перевозок, их наименование и протяженность; установить необходимое количество и тип автотранспортных средств для каждого маршрута регулярных перевозок; определить транспортную инфраструктуру, необходимую для обслуживания пассажиров и подвижного состава на муниципальных маршрутах регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 7 Правил, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10, организация регулярных перевозок как комплекс мероприятий, реализуемых в целях удовлетворения потребностей населения, включает в себя, в том числе: разработку и утверждение рациональной маршрутной сети городского пассажирского транспорта, выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах с учетом пассажиропотока и пропускной способности объектов транспортной инфраструктуры (автомобильных дорог, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса); контроль нахождения транспортных средств на линии, количества и качества транспортной работы, регулярности движения транспортных средств по маршрутам и качества предоставляемых перевозчиками транспортных услуг населению; подготовку и проведение торгов на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска.
Администрация города Челябинска в лице отраслевого (функционального) органа администрации города Челябинска, уполномоченного решением Челябинской городской Думы в сфере организации регулярных перевозок, осуществляет, в том числе следующие полномочия: создает условия для предоставления транспортных услуг и организует транспортное обслуживание населения по муниципальным маршрутам в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Челябинской области, органов местного самоуправления города Челябинска; организует торги на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска; заключает с перевозчиками договоры на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска и выдает карты маршрута; разрабатывает форму специального разрешения, выдает специальное разрешение перевозчикам на срок действия договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска (пункт 14 Правил, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10).
Пунктом 3 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10 предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает порядок заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска в городе Челябинске.
Уполномоченный орган заключает договоры на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска с перевозчиком, определенным по результатам торгов, а в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, - с единственным перевозчиком или на условиях заключения временного договора (пункт 4 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10).
Участником торгов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (абзац 2 пункта 17 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10).
Для участия в торгах участник торгов подает заявку на участие в торгах в пределах указанного в извещении о проведении торгов срока по форме, установленной документацией на проведение торгов (пункт 19 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10).
Функции по проведению торгов осуществляет Комиссия по организации транспортного обслуживания населения и проведению торгов на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска (пункт 25 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10).
Решения Комиссии при проведении торгов оформляются протоколом и подписывается всеми членами комиссии (пункт 29 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10).
Договор на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации с учетом настоящего Порядка (пункт 42 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10).
Таким образом, осуществление перевозок пассажиров межмуниципального маршрута пассажирским автотранспортом осуществляется лишь на основании заключенного договора по результатам проведенного конкурсного отбора перевозчиков в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, который является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений для участия в нем.
Из материалов дела следует и обществом не оспаривается факт осуществления ООО "Караван" деятельности по регулярным перевозкам пассажиров по внутримуниципальному маршруту N 85 в отсутствие заключенного в установленном законодательством порядке с уполномоченным органом договора.
Осуществление обществом деятельности по пассажирским перевозкам в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора является нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.
Ссылка общества на наличие у него лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, что, по мнению общества, дает ему право осуществлять перевозки пассажиров по внутримуниципальному маршруту N 85 без участия в конкурсе, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку наличие у общества лицензии не означает само по себе право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок без учета требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации дорожного движения.
Таким образом, доводы ООО "Караван" о том, что для осуществления соответствующей деятельности, ему достаточно получить лицензию, и по данному факту, по своему усмотрению осуществлять перевозку пассажиров на внутримуниципальных маршрутах города Челябинска, - являются ошибочными.
Легитимной будет являться соответствующая деятельность, лишь при соблюдении всех без исключения процедур, предусмотренных решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/10, - чего, в рассматриваемой ситуации, не имеет места быть.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что данное обстоятельство создает опасность причинения вреда в будущем, которая в силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2015 по делу N А76-25539/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Караван" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25539/2015
Истец: Администрация г. Челябинска
Ответчик: ООО "Караван"
Третье лицо: ООО "Караван" представитель Космынина(Красногорова) А. С., ООО "Урал-Дом", УГАДН по Челябинской области, Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области