Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2016 г. N Ф08-3555/16 настоящее постановление изменено
Требование: о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Ессентуки |
|
9 марта 2016 г. |
Дело N А15-1610/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 14 по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.11.2015 по делу N А15-1610/2014 (судья Магомедов Р.М.)
по заявлению ООО "Каспийгазстрой" (ОГРН 1050522005291) о признании недействительным решения от 20.12.2013 N 29 о привлечении к налоговой ответственности,
при участии в судебном заседании:
от МРИ ФНС России N 14 по Республике Дагестан - представители: Сулейманов А.М. по доверенности от 29.01.2016 N 02/2438, Тавлуев Н.Г. по доверенности от 19.01.2016;
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан - представитель Самедов А.М. по доверенности от 06.03.2015 N 05-220;
от общества с ограниченной ответственностью "Каспийгазстрой" - представители: Комиссарова Н.Д. по доверенности от 01.12.2015 N 41, Абдуллаев А.Л. по доверенности от 25.12.2015 N 02, Мирзоев Ю.С. по доверенности от 15.02.2016 N 05,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каспийгазстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан к МРИ ФНС России N 14 по Республике Дагестан (далее - Инспекция) с заявлением о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.12.2013 N 29 (в редакции решения Управления ФНС России по Республике Дагестан от 24.03.2014 N 16-08/022).
Определением суда от 28.05.2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление ФНС России по Республике Дагестан (далее - Управление).
Решением суда от 06.11.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение от 20.12.2013 N 29 (в редакции решения УФНС России по РД от 24.03.2014 N 16-08/022) в части начисления 102777667р НДС, 4158470р налога на прибыль организаций, начисления 41334797,65р пени по НДС, назначения штрафа в размере 9787967р за неполную уплату НДС, а также привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст. 123 НК РФ с назначением штрафа в размере 3115281р за неполное перечисление НДФЛ.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе и дополнении к ней просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Общества.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных письменных пояснениях, Общество возражает по существу доводов, изложенных Инспекцией, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Протокольным определением суд отклонил ходатайство Инспекции о допросе свидетеля и удовлетворил ходатайство Общества о приобщении к материалам дела дополнительных документов к материалам дела.
В связи с возникшими у апелляционного суда вопросами в судебном заседании совместно с представителями Общества и Инспекции проводилась проверка правильности арифметического расчета оспариваемых сумм налогов, указанных судом первой инстанции в резолютивной части решения и указанных Инспекцией в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Апелляционным судом проверены доводы пояснений Инспекции относительно возникших при рассмотрении дела в первой инстанции неточностей, доводы приняты.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания, перечисления) налогов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
Результаты проверки отражены в акте от 18.09.2013 N 37.
20.12.2013 принято решение N 29 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 107171879,27р, пени - 42041428р и начислены штрафы в сумме 24756389,76р.
Управление решением от 24.03.2014 N 16-08/022 изменила решение Инспекции от 20.12.2013 N 29 путем частичной отмены доначисления налога на добавленную стоимость и соответствующих сумм пеней и штрафа, частичной отмены штрафа по НДФЛ и полной отмены доначислений по транспортному налогу (в том числе пени и штрафа). В остальной части решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования Общества, в части взаимоотношений Общества с ООО Строй-Центр исходил из следующего.
В проверяемый период (2009 - 2011 г.г.) Общество осуществляло капремонт изоляционного покрытия магистрального газопровода "Моздок-Казимагомед" и производство общестроительных работ. Основным контрагентом Общества в указанный период являлось ООО "Строй-Центр", которое выступало в качестве подрядчика, субподрядчика и субсубподрядчика при производстве ремонтных работ.
В проверяемом периоде Обществом с данной организацией заключены следующие договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг: от 20.05.2010 N 20/05/10/С, от 02.11.2009 N 03/03/10/С, от 05.05.2009 N 25/КР/09, от 01.09.2011 N 13/11/11/СТ, от 01.09.2011 N 13/11/11/СТ, от 01.09.2011 N 13/11/11/СТ, от 07.05.2009 N 8, от 03.04.2009 N 5.
Суд первой инстанции признал незаконными и противоречащими налоговому законодательству РФ выводы Инспекции об отказе в подтверждении Обществу налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 2009-2011 годы в размере 95675878,97р по счетам-фактурам, выставленным ООО "Строй-Центр", а также о доначислении налога на прибыль организаций за 2009 год в размере 4158470,46р, произведенному Инспекцией в связи с неподтверждением расходов, понесенных Обществом по взаимоотношениям с ООО "Строй-Центр".
В части взаимоотношений Общества с ООО "ИнвестТурСтройЛюкс" суд первой инстанции исходил из следующего.
В проверяемом периоде Обществом с данной организацией заключены договоры на поставку товаров и оказание услуг N 01 от 10.01.2008, N 1/9/08 от 01.09.08, N 02 от 13.01.2009. Основанием для отказа в подтверждении вычетов по НДС в размере 7101756,66р послужило то, что ООО "ИнвестТурСтройЛюкс" не представило по требованию Инспекции необходимые документы, а также ввиду подписания счетов-фактур неустановленными лицами. Кроме того, Инспекция ссылается на отсутствие у данной организации ресурсов (техники, персонала), необходимых для выполнения договорных обязательств перед Обществом.
Суд первой инстанции пришел к выводу, о том что в материалы дела Обществом представлены все надлежаще оформленные договоры и первичные документы, оформленные по взаимоотношениям с ООО "ИнвестТурСтройЛюкс". Выводы Инспекции об отказе в подтверждении Обществу налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 2009-2011 годы в размере 7101756,66р по счетам-фактурам, выставленным ООО "ИнвестТурСтройЛюкс" признаны судом первой инстанции незаконными и противоречащими налоговому законодательству РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-0 обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщикам. При этом необходимо, чтобы перечисленные документы в совокупности с достоверностью подтверждали реальность хозяйственных операций и иные обстоятельства, с которыми законодатель связывает право налогоплательщика на получение права на налоговый вычет, то есть сведения в представленных документах должны быть достоверными.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В ходе проведенной выездной налоговой проверки Общества, Инспекцией выявлены многочисленные факты недостоверности сведений, содержащихся в представленных Обществом на проверку документах бухгалтерского и налогового учета, их противоречивости друг другу, а также сведениям и документам, добытым налоговым органом в ходе проведения проверочных мероприятий. В частности, данные факты выявлены по взаимоотношениям Общества с таким контрагентом как ООО "Строй-Центр".
В ходе анализа Инспекцией книг покупок Общества установлено, что нумерация счетов-фактур идет не в соответствии с их последовательностью. Счет-фактура N 147 выписана от 02.04.2011, тогда как счет-фактура N81 датирована 30.04.2011, а счет-фактура N104 выписана от 31.05.2011.
Инспекцией установлено несоответствие реквизитов в счетах - фактурах, представленных на проверку Обществом и полученных от ООО "Строй-Центр" по поручению об истребовании документов. Несоответствия выражаются в порядковых номерах, датах составления, описаниях выполненных работ, оказанных услуг. В счете-фактуре N 45 от 31.12.2009 на сумму 80975840,92р фамилия руководителя записана в ручную, в в книге покупок Общества в графе "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) имущественного права" написано "Выполненные работы но объекту: Газопровод-отвод к с. Хунзах Хунзахского района РД, Земляные работы на участке(20-25 км); (10-15 км) и подъездные дороги к ГРС согласно договора N 03/03/10/С от 02Л1.2009 г". В счете-фактуреN00000051 от 30.06.2010 на сумму 80975840,92р фамилия руководителя записана печатными буквами, а в зарегистрированном в книге продаж ООО "Строй-Центр" написано "Выполненные земляные работы по стройке газопровод-Отвод к с.Хунзах Хунзахского района РД по договору N03/03/10/Сот 03.03.10".
В соответствии со статьей 168 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав обязаны составить счет-фактуру в двух экземплярах и выставить покупателю не позднее пяти дней с даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Один экземпляр счета-фактуры передается покупателю, а второй - регистрируется продавцом в книге продаж в сроки, установленные пунктом 8 статьи 167 Кодекса. При таких условиях, разночтения и несоответствия реквизитов в разных экземплярах одних и тех же счетов-фактур исключены.
Суд первой инстанции, оценивая данные выводы Инспекции, принимал во внимание письма ООО "Строй-Центр" от 14.10.2013 N 145 и от 13.12.2013 N 152, в которых ООО "Строй-Центр" подтвердило факт выставления в адрес Общества всех счетов-фактур, отраженных в книгах покупок заявителя, а также свою ошибку в периодах отражения некоторых счетов-фактур. Также принято во внимание сопроводительное письмо ООО "Строй-Центр" от 24.06.2014 N 71/14, согласно которому представлены книги продаж ООО "Строй-Центр" за 2009-2011 годы (по контрагенту ООО "Каспийгазстрой"), где отражены все счета-фактуры, на основании которых Обществом применен вычет по НДС. На этом основании судом сделан вывод о том, что Общество, отразив своевременно и в полном объеме в налоговом учете полученные от контрагента счета-фактуры и первичные документы по выполненным работам, оказанным услугам, не может нести ответственность за неправомерные и ошибочные действия третьих лиц, а именно ООО "Строй-Центр". В обоснование указанного вывода суд ссылается на акт выездной налоговой проверки ООО "Строй-Центр" от 05.09.2012 N 50/19 за 2009-2011 годы, решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах от 28.09.2012 N 19-04/15868, из которых следует, что ООО "Строй-Центр" полностью исчислило и уплатило в бюджет суммы НДС с операций по реализации ТМЦ (услуг, работ) в адрес Общества, при этом выездной налоговой проверкой за 2009-2011 годы нарушений у ООО "Строй-Центр" по операциям с Обществом не выявлено.
Однако акт выездной налоговой проверки ООО "Строй-Центр" от 05.09.2012 N 50/19 за 2009-2011 годы не содержит сведений о взаимоотношениях с Обществом. По мнению Инспекции судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что Общество и ООО "Строй-Центр" являются партнерами по бизнесу (о чем неоднократно заявляли их представители), т.е. являются в определенной степени заинтересованными лицами. Указанное позволяет сделать обоснованный вывод о том, что Общество могло повлиять на содержание писем ООО "Строй-Центр" от 14.10.2013 N145, от 13.12.2013 N 152 и от 24.06.2014 N 71/14, в которых, приводятся "выгодные" для Общества доводы.
Инспекцией в ходе проведения проверки установлено, что Общество в 2009 году приняло на учет выполненные ООО "Строй-Центр" работы по договору N 25/КР/09 от 05.05.2009 на сумму 186022643,40р. в т.ч. НДС 28376335,40р, тогда как согласно документам, полученным по результатам встречного контроля, ООО "Строй-Центр" произвело отгрузку работ за этот же период на сумму 73196802,48р, в т.ч. НДС 11165613,9р. Разница составляет 112825840,90р, на основании чего Инспекцией сделан обоснованный вывод о неправомерном принятии Обществом к вычету в 2009 году НДС в сумме 17210721,50р. В декларации по налогу на прибыль и в отчете о прибылях и убытках за 2009 год ООО "Строй-Центр" задекларировало выручку от реализации товаров, работ и услуг в сумме 43635000р, что на 142387643,40р меньше чем сумма указанная у Общества.
Вместе с тем источник возмещения налога на добавленную стоимость для истца в бюджете на конец 2009 года сформирован не был ввиду не исчисления в бюджет его контрагентом - ООО "Строй-Центр" налога на добавленную стоимость из 112825840,90р и налога на прибыль из 142387643,40р.
В ходе проведенной налоговой проверки проведен допрос свидетеля - генерального директора ООО "Строй-Центр" Чухонцева Н.В. Поручение о допросе Чухонцева Н.В. в качестве свидетеля было направлено в ИФНС России N 11 по г. Санкт-Петербургу в день составления справки об окончании выездной налоговой проверки (т.е. 18.07.2013), что подтверждается сопроводительным письмом Межрайонной ИФНС России N 11 по г. Санкт-Петербургу.
Таким образом, протокол допроса генерального директора ООО "Строй-Центр" Чухонцева Н.В. от 01.08.2013 года, проведенный ИФНС России N 11 по г. Санкт-Петербургу, является допустимым доказательством, так как положения ст.ст. 89 и 93.1 НК РФ не содержат запрета на проведение определенных контрольных мероприятий в день окончания проверки.
Согласно решению Инспекции от 28.09.2012 N 12 о проведении выездной налоговой проверки Общества в состав проверяющей группы включен оперуполномоченный УЭБ и ПК МВД по Республике Дагестан майор полиции Корсаков К.Х. На основании данного решения, в рамках проводимой проверки, а также в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законом "О полиции", им получены письменные объяснения от 30.07.2013 у генерального директора ООО "Строй-Центр" Чухонцева Н.В.
Вывод суда первой инстанции о том, что письменные объяснения Чухонцева Н.В. от 30.07.2013, а также протоколы допроса свидетеля от 01.08.2013 и от 25.11.2013 являются недопустимыми доказательствами, является необоснованным и противоречит сложившейся арбитражной практике.
По мнению Инспекции Чухонцев Н.В. не участвовал в практической деятельности ООО "Строй-Центр", что также подтверждается и тем фактом, что акт выездной налоговой проверки, проведенной МРИ ФНС России N 11 по г. Санкт-Петербургу, подписан не Чухонцевым Н.В., а Кабановым В.В. по доверенности.
В ходе проведенной почерковедческой экспертизы (постановление о назначении почерковедческой экспертизы от 13.11.2013 N 02) установлено, что подписи на договорах, счетах-фактурах, товарных накладных, актах форм N КС-2, справках форм N КС-3 000"Строй-Центр" выполнены, вероятно, не самим Чухонцевым Николаем Викторовичем, а другими лицами с подражанием подлинным его подписям.
Инспекцией установлено, что доверенность N 3 от 12.01.2009, выданная ООО "Строй-Центр" Кабанову В.В., содержит данные паспорта Кабанова В.В., полученного им 03.09.2013.
При этом суд первой инстанции принимает во внимание письменные показания Кабанова В.В. и Чухонцева Н.В., представленные в материалы дела по результатам их допроса в качестве свидетелей по делу в Арбитражном суде г. Санкт-Петербург и Ленинградской области (Определение суда о даче судебного поручения от 28.07.2015 года), согласно которым указанные паспортные данные были вписаны в данную доверенность ошибочно при подготовке ее дубликата.
Вместе с тем, исходя из действующих правил делопроизводства, на дубликате документа ставится отметка о том, что этот документ является дубликатом, и что он имеет силу оригинала, и, кроме того, на нем совершается удостоверительная надпись. Кроме того, из показаний Кабанова В.В., по результатам его допроса в качестве свидетеля по делу в Арбитражном суде г. Санкт-Петербург и Ленинградской области следует, что указанная доверенность была специально изготовлена для предъявления ее в суд при рассмотрении настоящего спора. Однако, фактически указанная доверенность была представлена Обществом налоговому органу вместе со своими письменными возражениями от 24.10.2013 N 155 на акт налоговой проверки от 18.09.2013 N 37.
Из пояснений Чухонцева Н.В., по результатам его допроса в качестве свидетеля по делу в Арбитражном суде г. Санкт-Петербург и Ленинградской области, следует, что его показания в допросах от 30.07.2013, 01.08.2013 и 25.11.2013 даны под давлением с нарушением его прав и свобод человека, в связи с чем просит считать их недействительными. Вместе с тем доказательств указанному не приводит. Заявления в органы полиции, в прокуратуру или иной орган на незаконные по мнению Чухонцева Н.В. действия должностных лиц проводивших допрос не представлены.
Судом первой инстанции приняты результаты судебно-медицинской экспертизы Чухонцева Н.В. (экспертное заключение ГБУ РБСМЭ МЗ РД от 29.08.2014 N 134-ГД), согласно которым, последствия перенесенной Чухонцевым Н.В. черепно-мозговой травмы и травмы правой верхней конечности могли повлиять и изменить его почерк. По мнению Инспекции выводы эксперта носят вероятностный характер (могли повлиять, а могли и не повлиять) и не дают однозначного ответа.
Вместе с тем, выводы почерковедческой экспертизы, проведенной в соответствии с постановлением о назначении почерковедческой экспертизы от 13.11.2013 г N 02 о том, что подписи на договорах, счетах-фактурах, товарных накладных, актах форм NКС-2, справках форм N КС-3 ООО "Строй-Центр" выполнены, вероятно, не самим Чухонцевым Н. В., а другими лицами с подражанием подлинным его подписям, не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку выводы эксперта носят вероятностный характер, утвердительный ответ на поставленный перед экспертом вопрос отсутствует.
Таким образом, суд первой инстанции в части выводов о допустимости заключений экспертиз в качестве доказательств по делу пришел к противоречивым выводам.
Согласно медицинским документам, Чухонцевым Н.В. в 2005 году получены обширные травмы, в том числе головного мозга и конечностей. Однако согласно документам представленным Обществом и его контрагентом, Чухонцев Н.В. был назначен на должность руководителя 03.05.2007 (приказ N 1 от 03.05.2007), т.е., спустя 2 года после полученных травм и соответствующей реабилитации. Почерковедческая же экспертиза подписей Чухонцева Н.В. приходится на еще более поздний период, а именно 2009 - 2011 гг., т.е. по истечении 5- 6 лет после полученных травм.
В части доводов Кабанова В.В., изложенных в ходе его допроса в Арбитражном суде г. Санкт-Петербург и Ленинградской области, установлено следующее.
Суд первой инстанции в решении указывает, что протокол допроса Кабанова В.В. от 27.09.2013 вопросов о найме конкретных работников или техники, а также подрядных организаций, не содержит.
Далее суд в оспариваемом решении указывает, что в протоколе от 27.09.2013 на вопрос о найме рабочей силы или техники Кабанов В.В. ответил, что необходимая документация была направлена в МРИ ФНС РФ N 5 по Республике Дагестан и в МИ ФНС РФ N 11 по Санкт-Петербургу.
В ходе допроса в Арбитражном суде г. Санкт-Петербург и Ленинградской области Кабанов В.В. пояснил, что выполнение ремонтных работ произведено с привлечением субподрядчиков - ООО "Горземстрой" и ООО "Центр-Строй". Неуточнение указанных организаций в ходе допроса 27.09.2013 Кабанов В.В. пояснил тем, что в условиях множественности заключенных договоров он не мог конкретно указать наименования предприятий. Относительно непредставления документов по взаимоотношениям с ними пояснил, что таковых Инспекцией по требованию о представлении документов не запрашивалось.
Таким образом, в протоколе допроса от 27.09.2013 Кабанов В.В. в части вопросов о найме рабочей силы или техники ничего не пояснил, сославшись на направление всей необходимой документации по данному вопросу в МРИ ФНС РФ N 5 по Республике Дагестан и в МИ ФНС РФ N11 по Санкт-Петербургу. Однако среди направленных Кабановым В.В. документах в МРИ ФНС РФ N5 по РД и в МИ ФНС РФ N11 по Санкт-Петербургу информация о ООО "Горземстрой" и ООО "Центр-Строй" отсутствует. Информация об ООО "Горземстрой" и ООО "Центр-Строй" представлена Обществом только в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Инспекцией, поручением N ТН-1114 от 12.11.2013, в числе других документов, были истребованы у ООО "Строй-центр" журнал учета хозяйственных операций за 2009-2011 гг. ООО "Строй-Центр" представило распечатку журнала учета хозяйственных операций, где были отражены операции только с Обществом и, как следствие, проверить взаимоотношения с другими контрагентами, такими как ООО "ГорЗемСтрой", ООО "ЦентрСтрой", ООО "Сириус", информация о которых появилась только в ходе настоящего судебного разбирательства, не представилось возможным.
По мнению Инспекции ООО "ГорЗемСтрой", ООО "ЦентрСтрой" фактически не выполняли ремонтные работы на газопроводе, что подтверждается следующим.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ ООО "ГорЗемСтрой" и ООО "ЦентрСтрой" обязаны в течение одного месяца со дня создания обособленных подразделений письменно сообщить об этом в инспекции по месту своего нахождения. В этот же срок они должны были подать заявления о постановке на учет в инспекции по месту нахождения созданного подразделения, если сам налогоплательщик не состоял на налоговом учете в том же муниципальном образовании (п. 4 ст. 83 НК РФ), так как оказываемые услуги и выполняемые работы велись непосредственно на территории Республики Дагестан.
ООО "ГорЗемСтрой" и ООО "ЦентрСтрой" вступили в договорные отношения по выполнению работ на объектах Общества в начале 2009 года, однако их обособленные подразделения не зарегистрированы в установленном порядке в налоговом органе по месту выполнения работ.
В соответствии со статьями 226 и 383 НК РФ обособленные подразделения ООО "ГорЗемСтрой" и ООО "ЦентрСтрой" обязаны были представлять декларации и уплачивать налоги (НДФЛ, налог на прибыль в бюджет субъекта, налог на имущество) по месту своего нахождения, то есть в Республике Дагестан, однако, согласно данным, имеющимся у Инспекции, обособленные подразделения ООО "ГорЗемСтрой" и ООО "ЦентрСтрой" не представляли никаких деклараций и не уплачивали налоги на территории Республики Дагестан.
ООО "ГорЗемСтрой" (ИНН 7840355516) 26.11.2012 исключен из ЕГРЮЛ на основании ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ как недействующее юридическое лицо. В базе данных ФНС отсутствуют сведения о том, что ООО "ГорЗемСтрой" и ООО "Центр-Строй" представляли отчетность с момента создания обществ. Отсутствуют сведения по форме 2-НДФЛ. В базе данных ФНС отсутствуют сведения об имуществе и об обособленных подразделениях указанных организации. У ООО "Центр-Строй" отсутствует соответствующая лицензия на производство вышеуказанных работ и допуск к СРО. Среднесписочная численность указанных организаций - 1 человек, что свидетельствует о нереальности выполнения ими сложных (технически и технологически) ремонтных работ на газопроводе.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что в реальности указанными предприятиями данные работы не осуществлялись, а представленная Обществом в материалы дела исполнительная документация составлена после указанных в них дат. Документация содержит ряд ошибок в указании года, вместо 2009 указывается 2010. В исполнительно-технической документации по объекту МГ "Моздок-Казимагомед", Избербашское ЛПУМГ Ду =1220 мм,571,4 км-522,1 кмИнв N 00000822 Капремонт изоляционного покрытия (7 км) на странице бланк "РАЗРЕШЕНИЕ" на право производства работ, датируемый 2010 годом, исправлен вручную на 2009 год, однако в нижней части бланка имеется запись 2010 года. Расчеты между ООО "ГорЗемСтрой" и ООО "Строй-Центр" с Обществом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги не производились. Довод Общества о производимых расчетах по векселям на сумму 273995813р не подтвержден документально.
В части поставок Обществу полиуретановой мастики "Skotckote 352kt" Инспекцией в ходе проверки установлено, что полиуретановая мастика приобреталась Обществом через третьих лиц по ценам в 2.7 раз дороже цен, по которым данный товар в свободном доступе реализуется производителем изоляционного покрытия -ЗАО "ЗМ Россия" (г Москва,ул.Крылатская, д. 17, корп.З)
Согласно представленным Обществом документам ООО "Строй-Центр" осуществляло поставки мастики по следующим счетам-фактурам: по счету-фактуре N 10 от 03.06.2009 на 49398094,56р, по счету-фактуре N203 от 01.07.2011 на 25664150,40р, по счету-фактуре N204 от 01.07.2011 на 13198705,92р, по счету-фактуре N307 от 06.10.2011 на 9648057,60р, по счету-фактуре N308 от 06.10.2011 на 185885909,76р, по счету-фактуре N309 от 11.10.2011 на 19315372,80р по ценам от 804,6 до 917,6р за один литр. Полиуретановую мастику подобной марки, производства Великобритании, поставлял Обществу в 2010 голу и другой контрагент ООО "Промдеталь" по цене 566.4 руб. за литр.
Согласно приложению N 1 к генеральному соглашению об общих условиях купли-продажи товаров N CHEM-09\3260 от 24.04.2009 между ЗАО "ЗМ РОССИЯ" и ООО "Юнион" отпускная цепа полиуретановой мастики для ООО "Юнион" составляла 1840 долларов США без НДС за 200 литровую бочку или в переводе на рубли, по среднему курсу доллара (в спорный период) 31р, составляет 336,5р за литр.
В договоре на поставку ТМЦ N 8 от 07.05.2009 заключенном между ООО "Строй-центр" и Обществом отсутствуют существенные условия договора, не определены наименование, объем и цена поставляемых ТМЦ, не предусмотрены требования к качеству поставляемой продукции, соответствующему ГОСТам. Исследованием имеющихся у налогоплательщика счетов-фактур и товарных накладных установлено, что по указанному выше договору контрагентом поставлялись в основном трубы и частично изоляционный материал. По мнению Инспекции указанное свидетельствует о нарушении Обществом пунктов 1-4 статьи 40 НК РФ.
Инспекцией также установлено, что счета-фактуры, представленные ООО "Строй-Центр" Инспекции в ходе встречной проверки и счета-фактуры, зарегистрированные в книгах покупок истца, различаются не только наличием или отсутствием ряда реквизитов, но и шрифтом, примененным при их составлении. По мнению Инспекции оба экземпляра счетов-фактур не составлены единовременно, а составлены в разное время и при разных обстоятельствах, в нарушение статьи 167 и 168 НК РФ. Номера отдельных таможенных деклараций, указанных в счетах-фактурах, на общую сумму 48240288р по информационному ресурсу Таможня-Ф не подтверждаются.
Инспекцией заявлен довод со ссылкой на счета-фактуры на получение ООО "Строй-Центр" полиуретановой мастики от ООО "Стройгазконсалтинг", даты выписки которых и сумма товара совпадают с теми счетами-фактурами, которые получены Обществом от ООО "Строй-Центр". По мнению Инспекции товар реализован контрагентом Обществу в день приобретения без наценки, что не соответствует обычаям делового оборота и противоречит цели создания общества по извлечению прибыли. На товарных накладных, выписанных ООО "Стройгазконсалтинг" для ООО "Строй-Центр", не указаны номера и даты транспортных накладных. В отдельных товарных накладных, полученных ООО "Строй-Центр" от ООО "Стройгазконсалтинг" на оприходование полиуретановой мастики "Skotckote 352kt", по строке "груз принял" от ООО "Строй-Центр" подписывает заместитель генерального директора Бег С.Г., который в проверяемом периоде заместителем генерального директора ООО "Строй-Центр" не являлся.
Согласно федеральным информационным ресурсам, в 2011 году сведения 2-НДФЛ в отношении Бег С.Г. представили ОАО "ТГК-1" ИНН 7841312071, ЗАО инвестиционная компания "ЭЛТРА" ИНН 7812018149,ОАО БАНК ВТБ ИНН 7702070139 и ООО "Инвестиционная компания" ИНН 7839368077. От ООО "Строй-Центр" сведения по форме 2 НДФЛ по Бег С.Г. за 2011 год не представлены.
Однако, в материалах дела имеется копия доверенности, в соответствии с которой Бег С.Г. в январе-апреле 2011 года сам себе выдал указанную доверенность от имени ООО "Строй-Центр" на получение полиуретановой мастики "Skotckote 352kt" от ООО "Стройгазконсалтинг". Оценка указанного обстоятельства судом первой инстанции не дана.
В товарных накладных, выписанных ООО "Строй-центр", на отпуск полиуретановой мастики для Общества, отсутствуют сведения о ТТН, в приемке груза подписываются лица, не имеющие на то полномочия, в товарно-транспортных накладных нет подписей водителей в приемке груза. Таким образом, по мнению Инспекции, требования Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Обществом в полном объеме не соблюдаются.
В ходе выездной налоговой проверки Обществом представлены заверенные копии ТТН на доставку полиуретановой мастики "Skotckote 352kt", где грузоотправителем значится ООО "Строй-центр", а грузополучателем - Общество. Пунктом погрузки в ТТН указан Юровский складской комплекс "Агропрок" в Раменском районе Московской области. В ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, Инспекцией с выездом на место установлено, что с Юровского складского комплекса "Агропрок" в Раменском районе Московской области отгрузка полиуретановой мастики ООО "Строй-Центр" в адрес Общества не производилась. Предъявленные на обозрение ТТН, где грузоотправителем указан ООО "Строй-Центр", работники комплекса не подтвердили. Допрошенный в качестве свидетеля генеральный директор ООО "АБТ ИНТЕЛГРУПП" (данное юридическое лицо является единственной на территории Юровского складского комплекса "Агропрок" в Раменском районе Московской области, организацией, которая осуществляет отгрузку полиуретановой мастики от ЗАО "ЗМ Россия") Яснопольский Андрей Михайлович сообщил, что его компания арендует складские помещения в пос. Юрово, собственником которых является компания "АГРОПРОК". В данных складских помещениях они хранят грузы, принадлежащие компании ЗАО "ЗМ РОССИЯ", и отгружают их только по ордерам, выданным самим ЗАО "ЗМ РОССИЯ". В ходе допроса Яснопольский A.M. однозначно подтвердил, что в 2011 году отгрузка в Дагестан произведена только компании ООО "Юнион". Показания генерального директора ООО "АБТ ИНТЕЛГРУПП" Яснопольского А. М. подтверждаются также и тем, что к представленным Обществом в ходе проверки товарным накладным на оприходование полиуретановой мастики от ООО "Строй-Центр" были приложены сертификаты качества, выданные ЗАО "ЗМ РОССИЯ" для ООО "Юнион".
Довод Общества об использовании при капитальном ремонте газопровода полиуретановой мастики не оспаривается. Инспекцией ставится под сомнение факт приобретения мастики у указанного поставщика и по указанной цене. По мнению Инспекции Общество путем создания фиктивного документооборота получило необоснованную налоговую выгоду путем увеличения своих затрат и принятия к вычету завышенного НДС.
В части непредставления Обществом форм КС-6 и КС-6 "а" установлено следующее.
Контрагент Общества - ООО "Строй-Центр" в ответ на истребование форм КС-6 и КС-6"а" сообщил, что формы КС-6 и КС-6 "а" находятся в Махачкалинском филиале Общества. Однако Общество отрицает факт ведения данных журналов, поскольку строительно-монтажные работы им не велись.
Вместе с тем, журнал учета выполненных работ (форма N КС-6а) является накопительным документом, на основании которого составляются Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и Справка о стоимости выполненных работ (форма N КС-3). Наличие формы NКС-2 и КС-3 без формы NКС-6"а" не может обеспечить документальное подтверждение произведенной операции. Отсутствие форм КС-6 и NКС-6"а" ставит под сомнение реальность выполнения ООО "Строй-Центр" работ для Общества.
В части затрат Общества по автотранспортным услугам установлено следующее.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что по информации, содержащейся в общедоступном информационном ресурсе СПАРК и информационном ресурсе налоговых органов ВАИ (визуальный анализ информации), у ООО "Строй-центр" автомобильная и строительная техника не имеется. Отсутствие техники подтверждается и бухгалтерской отчетностью (бухгалтерским балансом) ООО "Строй-центр" за 2009 год полученной по встречной проверке. Кроме того, сведения о наличии арендованной техники не отражены и на забалансовых счетах ООО "Строй-центр".
В договоре N 5 на оказание транспортных услуг от 03.04.2009, заключенном между ООО "Строй-центр" и Обществом, отсутствуют существенные условия договора, то есть не определены наименования и объем оказываемых услуг, не приложены к договору и тарифы по оплате оказываемых по договору транспортных услуг. Из содержания договора N 5 от 03.04.2009 усматривается, что речь идет об оказании автотранспортных услуг. Акт выполненных работ (услуг) и счет-фактура на сумму 24534976,86р составлены за оказанные автотранспортных услуг.
Согласно договору субаренды транспортных средств N 01/09 от 19.01.2009, ООО "Сириус" - арендодатель в лице директора Чуфаровой-Апанович Е.В. и ООО "Строй-Центр" - субарендатор в лице директора Чухонцева.Н.В. договариваются о том, что арендодатель предоставляет субарендатору во временное пользование до 31.12.2009 за 24534976,86р транспортные средства согласно приложения N 1 (приложение N 1 среди представленных документов отсутствует).
Акт приема-передачи в аренду транспортных средств Обществом не представлен. Имеется счет-фактура за N 00000121 от 29.06.2009 на 24534976,86р за автотранспортные услуги, выписанная ООО "Сириус" и подписанная Чуфаровой-Апанович Е.В., к которой приложены три акта на приемку выполненных работ за апрель 2009 год на 9332333,66р, за май 2009 на 6877511,5р и июнь 2009 на 8325131,70р, всего на 24534976,86р, которые подписаны от подрядчика ООО "Сириус" Чуфарова-Апанович Е.В. и от заказчика ООО "Строй-Центр" Чухонцев Н.В. К счету-фактуре за N 00000121 от 29.06.2009 приложен также акт N 00000121 от 29.06.2009 на 24534976,86р, где исполнитель - ООО "Сириус", заказчик - ООО "Строй-Центр".
По мнению Инспекции к моменту выставления ООО "Сириус" счета-фактуры N 00000121 от 29.06.2009 на 24534976,86р прошло более пяти месяцев со дня заключения договора N 01/09 от 19.01.2009, по которому арендная плата в сумме 24534976,86р рассчитана на год, т.е. до 31.12.2009. Таким образом, ООО "Строй-Центр" переплатило по этому договору ООО "Сириус" значительную сумму.
Той же датой от 29.06.2009 на 24534976,86р ООО "Строй-Центр" выставило счет-фактуру Обществу за автотранспортные услуги согласно договору N 5 от 03.04.2009 на оказание транспортных услуг и акта оказания услуг от 29.06.2009 на 24534976,86р, где исполнитель ООО "Строй-Центр", а заказчик Общество. К счету-фактуре также приложены три акта на приемку выполненных работ за апрель 2009 на 9332333,66р, за май 2009 на 6877511,50р и июнь 2009 на 8325131,70р - всего на 24534976,86р идентичные тем, что были приложены к счету-фактуре ООО "Сириус", выставленному ООО "Строй-Центр".
Инспекцией установлено, что договор N 5 от 03.04.2009 на оказание транспортных услуг между ООО "Строй-центр" и Обществом заключен 03.04.2009, тогда как путевые листы и товарно-транспортные накладные со штампом ООО "Строй-центр", представленные Обществом в подтверждение услуг выписывались с 01.04.2009 т.е. на 2 дня раньше даты заключения договора.
Кроме того, согласно справкам о доходах физического лица формы N 2- НДФЛ, представленным Обществом в МРИ ФНС России по РД N 5 за 2009 год, работники, указанные в товарно-транспортных накладных и путевых листах: Алиев Н.А, Алиев А.Д, Алескеров Р.Р, Арсланханов М.К, Ахмедов А.И. и другие состояли в штате Общества, и за апрель-июнь 2009 года им начислена заработная плата на сумму 5951551,17р, которая неправомерно отнесена на расходы Общества, так как указанным выше договором N 5 от 03.04.2009 оплата труда работников эксплуатирующих технику не предусмотрена.
На расходы Общества отнесены и израсходованные в ходе эксплуатации техники в период апрель-июнь 2009 года горюче-смазочные материалы на сумму 6493099р. Истребованные Инспекцией, в числе других документов, материальные отчеты за апрель-июнь 2009 Обществом не представлены.
Все вышеуказанные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного и объективного рассмотрения дела, не были учтены судом первой инстанции при принятии решения.
Инспекцией выявлены многочисленные факты несоответствий и противоречий в документах Общества, отсутствия необходимых реквизитов в них, в связи с чем указанные документы не могут считаться надлежаще оформленными.
В части выводов суда относительно взаимоотношений Общества с контрагентом ООО "ИнвестТурСтройЛюкс" установлено следующее.
При первом допросе руководителя ООО "ИнвестТурСтройЛюкс" Абдуллабекова Ильяса Магомедовича, являющегося также руководителем и ООО "Черметоптторг", на вопросы о наличии у предприятия соответствующей техники и рабочей силы сообщил, что для осуществления деятельности (работ) нанимались работники соответствующей квалификации, доставка ТМЦ осуществлялась самовывозом, т.е. транспортом Общества, так как собственных транспортных средств у предприятия нет. Тем не менее, контрагентом выставлена Обществу счет-фактура N 62 от 05.04.2010 за автоуслуги на сумму 1150000р, в том числе НДС 175423,7р. Таким образом, имеются противоречия между показаниями директора ООО "ИнвестТурСтройЛюкс" и имеющимися документами бухгалтерского учета предприятия.
При повторном допросе от 05.12.2013 руководитель ООО "ИнвестТурСтройЛюкс" Абдуллабеков И.М на вопрос о наличии товарно-транспортных накладных на отгружаемую продукцию ответил, что путевые листы и ТТН на предприятии не ведутся.
Из вышеизложенного усматриваются прямые признаки необоснованной налоговой выгоды: отсутствие технических, либо кадровых условий для осуществления операций, показанных в учете, т.е. у ООО "ИнвестТурСтройЛюкс" нет соответствующего персонала, оборудования, складов, транспорта, прочих основных средств. Доказательства привлечения других лиц и аренды необходимой техники отсутствуют.
Кроме того, согласно выпискам банка, полученным Инспекцией по встречной проверке, сумма около 41000000р поступивших за 2010-2011 гг., снята контрагентом с расчетного счета по чекам (обналичена), что по мнению Инспекции является подтверждением того, что ООО "ИнвестТурСтройЛюкс" проводит имитацию реальной финансово-хозяйственной деятельности для осуществления операций по незаконному обналичиванию денежных средств.
Проведенная Инспекцией в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля почерковедческая экспертиза подписи Абдуллабекова И.М. не подтвердила и не опровергла доводы Инспекции о недостоверности подписи данного лица. Специалистом Республиканского центра судебной экспертизы Минюста РД N 2345-13 от 27.11.2013 сделан вывод о том, что ответить на вопрос "кем, самим Абдуллабековым И.М. или другим лицом, выполнены подписи от его имени в договоре N 02 от 13.01.2009 г., в счетах-фактурах и накладных к нему за N 08 от 25.02.2011 на сумму 7989424,61р; за N 96 от 28.09.2010 на сумму 6018830,72р" не представилось возможным".
В суде апелляционной инстанции Обществом заявлено ходатайство о снижении штрафа за совершение налогового правонарушения в случае удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции, в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
Ходатайство мотивировано тем, что Общество находится в тяжелом финансовом положении, является добросовестным налогоплательщиком, осуществляет социально-значимую деятельность, является крупным работодателем в Республике Дагестан.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оно не подлежит удовлетворению, исходя из нижеследующего.
Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность снижения правоприменителем санкций за совершение правонарушения. В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, принимая во внимание снижение штрафных санкций Управлением, с учетом положений содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество как лицо недобросовестно выполняющее свои налоговые обязательства, не может пользоваться теми же правами, что и законопослушные налогоплательщики.
Размер налоговых санкций соответствует принципу соразмерности тяжести содеянного, размеру и характеру причиненного вреда.
Суд апелляционной инстанции с учетом изложенного пришел к выводу, что оспариваемые решения Инспекции от 20.12.2013 N 29 (в редакции решения Управления от 24.03.2014 N 16-08/022) приняты в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Инспекцией была обеспечена возможность Общества участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. Нарушений на стадии составления, вручения акта, рассмотрения материалов акта судом апелляционной инстанции не установлено. Процедура рассмотрения материалов проверки Инспекцией и вынесения решения соответствует статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции принимаются доводы Инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, как подтверждающие обстоятельства доначисления оспариваемых сумм налогов.
Доводы Общества, имеющиеся в материалах дела, не нашли своего подтверждения.
У суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований Общества.
Поскольку основания для удовлетворения заявленных требований Общества отсутствовали, взыскание судом судебных расходов с Инспекции в пользу Общества, также признается неправомерным.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению, решение суда в части признания недействительным решения МРИ ФНС России N 5 по Республике Дагестан от 20.12.2013 N 29 и в части взыскания с МРИ ФНС России N 14 по Республике Дагестан судебных расходов подлежит отмене, в удовлетворении требований Общества надлежит отказать.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы, не был предметом рассмотрения, поскольку Инспекция в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.11.2015 по делу N А15-1610/2014 в части признания недействительным решения МРИ ФНС России N 5 по Республике Дагестан от 20.12.2013 N 29 и в части взыскания с МРИ ФНС России N 14 по Республике Дагестан судебных расходов отменить, отказать в удовлетворении требований в этой части.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1610/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2016 г. N Ф08-3555/16 настоящее постановление изменено
Истец: ООО "Каспийгазстрой"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N14 по Республике Дагестан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N5 по РД, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N5 по Республике Дагестан, Межрайонная инспекция ФНС России N14 по РД, Межрегиональная инспекция федеральной налоговой службы России N14 по Республике Дагестан, МРИ ФНС России N14 по РД
Третье лицо: Управление федеральной налоговой службы РФ по Республике Дагестан, УФНС РФ по РД
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2016 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1610/14
27.06.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3555/16
09.03.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5212/15
03.12.2015 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1610/14
06.11.2015 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1610/14