г. Москва |
|
09 марта 2016 г. |
Дело N А41-55847/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 12 по г. Москве и Московской области - извещено, представитель не явился,
от индивидуального предпринимателя Стефанович Л.В. - извещена, не явилась, явку представителя не обеспечила,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 12 по г.Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2015 по делу N А41-55847/15, принятое судьей Валюшкиной В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 12 по г.Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Стефанович Л.В. (далее - предприниматель) 234 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.12.2015 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматель зарегистрирован пенсионным фондом в качестве страхователя с 21.04.2006.
Исходя из несвоевременности представления предпринимателем сведений АДВ-6-2 за 2 квартал 2011 год (25.11.2014) пенсионный фонд 25.11.2014 составил акт N 312-213Ш об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, 24.12.2014 вынес решение N 312-0219Ш о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования виде 234 рублей штрафа и 26.01.2015 выставил требование N 312-0219Ш об уплате данной финансовой санкции, содержащее предложение перечислить ее добровольно в срок до 13.02.2015.
Поскольку требование предпринимателем не исполнено было, пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Московской области с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон об учете) целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверных сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении, развитии, заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 5 Закона об учете органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу абзаца 1 статьи 16 Закона об учете органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных Законом об учете.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона об учете страхователи обязаны представить в территориальный орган ПФР сведения о каждом работающем у них застрахованном лице "включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные Законом об учете:
- за период 2002 - 2009 года - один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;
- за первый отчетный период 2010 года (полугодие) - до 01.08.2010;
- за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 15.02.2011;
- с 2011 года - ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В нарушение данных требований предприниматель несвоевременно представил в пенсионный фонд индивидуальные сведения за 2012 год (25.11.2014).
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 Закона о страховых взносах, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о страховых взносах акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
В силу статьи 39 Закона о страховых взносах акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 Закона о страховых взносах. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 Закона о страховых взносах, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно частям 2 и 3 статьи 22 Закона о страховых взносах требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 статьи 22 Закона о страховых взносах. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона о страховых взносах взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона о страховых взносах, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о страховых взносах в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Судом первой инстанции правильно установлено, что пенсионным фондом не представлены доказательства, свидетельствующие о направлении предпринимателю акта от 25.11.2014 N 312-213ш по адресу, указанному в выписке из ЕГРИП (Московская область, Сергиево-Посадский р-н., г. Хотьково_).
Из почтового реестра от 27.11.2014 следует, что акт был направлен заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: 236022, г. Калининград, ул. Карла Макса, д. 74, кв. 3.
В материалы дела не представлены доказательства обоснованности направления документа по адресу: 236022, г. Калининград, ул. Карла Макса, д. 74, кв. 3.
С заявлением о необходимости направления документов по данному адресу предприниматель в адрес пенсионного фонда не обращался.
Согласно ответу на запрос от 20.11.2015 за исх. N 39.1.15.2.1/2545 начальника Пушкинского почтамта почтовое отправление N 14130080115417 поступило 05.12.2015 г. в ОПС Калининград 236022, вручено адресату 06.12.2014.
Вместе с тем из этого ответа не представляется возможным установить, кому конкретно вручено почтовое отправление в г. Калининграде.
Выводы суда первой инстанции о том, что акт не направлен по адресу, указанному в ЕГРИП, а документально подтвержденных доказательств получения предпринимателем корреспонденции по адресу: 236022, г. Калининград, ул. Карла Макса, д.74, кв.3, пенсионным фондом не представлено, являются верными. Документов, подтверждающих получение указанной корреспонденции лично предпринимателем или его представителем к упомянутому ответу на запрос, не приложено.
Из доводов пенсионного фонда, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2015 по делу N А41-55847/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-55847/2015
Истец: ГУ - УПФ N 12 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ИП Стефанович Лариса Витальевна