Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 9 марта 2016 г. N 21АП-97/16
09 марта 2016 г. |
Дело N А84-1501/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 марта 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Илюхиной А.П., судей Гоголь Ю.М., Калашниковой К.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии:
от истца - Правительства Севастополя, Карпухин Алексей Леонтьевич, доверенность N 6733/31/2-15 от 29.12.2015,
от ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "Ажур": директор, Бебнев Вячеслав Борисович, выписка из ЕГРЮЛ,
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца:
- Управления земельного контроля города Севастополя, не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил;
- Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом, поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с участием 29 февраля 2016 года в проведении рейдового мероприятия в области природопользования и охраны окружающей среды,
рассмотрев повторно в открытом судебном заседании в порядке статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Правительства Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 декабря 2015 года по делу N А84-1501/2015 (судья Васильченко О.С.)
по иску Правительства Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011; ОГРН 1149204002166, ИНН/КПП 9204001231/920401001)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Ажур" (ОГРН 1149204028050, ИНН/КПП 9201009507/920101001; ул. Молодых Строителей, дом 12, кв. 11, г. Севастополь, 299006),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца:
Управление земельного контроля города Севастополя (ул. Ленина, дом 2, г. Севастополь, 299011; ул. Николая Музыки, дом 98, г. Севастополь, 299029;ОГРН 1149204004730, ИНН/КПП 9204002490/920401001
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (площадь Ластовая, дом 3, г. Севастополь, 299001;ОГРН 1149204003740, ИНН/КПП 9203000669/920301001)
об освобождении самовольно занятого земельного участка,
установил:
06.08.2015 Правительство Севастополя обратилось в Арбитражный суд города Севастополя к Обществу с ограниченной ответственностью "Ажур" со следующими исковыми требованиями (с учетом заявления об исправлении ошибки в исковом заявлении от 28.11.2015):
- принять обеспечительные меры путем запрета ответчику использовать, сдавать в аренду земельный участок общей площадью 36700 кв.м., расположенный по адресу: Балаклавский район город Севастополь, 1,0 км на юго-запад от железнодорожной станции "Инкерман - 1", а именно: комплексы горных выработок N N 1, 2 расположенных в Первомайской балке, используемых ответчиком на основании Специального разрешения на пользование недрами от 28.10.2002 N 2809 (бланк серии А N 003066), выданного начальником Управления по предоставлению недр в пользование Государственной службы геологии и недр Украины на основании приказа от 27.11.2013 N595, используемые для разведения домашней птицы (Фото N 15), предоставление в пользование (аренду) для проведения киносъемок с установленными декорациями для проведения съемок кинофильмов (Фото NN 9-14; 16-18), размещения сельскохозяйственной техники и иного имущества (Фото NN 1-7);
- восстановить нарушенное право Правительства города Севастополя путем обязательства общества с ограниченной ответственностью "Ажур" за счет собственных средств освободить самовольно занятый земельный участок общей площадью 36700 кв.м., расположенного по адресу: Балаклавский район город Севастополь, 1,0 км на юго-запад от железнодорожной станции "Инкерман - 1", а именно:
- комплексы горных выработок N N 1, 2 расположенных в Первомайской балке, используемых ответчиком на основании Специального разрешения на пользование недрами от 28.10.2002 N 2809 (бланк серии А N 003066), выданного начальником Управления по предоставлению недр в пользование Государственной службы геологии и недр Украины на основании приказа от 27.11.2013 N 595, используемые для:
- разведения домашней птицы (Фото N 15);
- предоставления в пользование (аренду) для проведения киносъемок с установленными декорациями для проведения съемок кинофильмов (Фото N N 9-14; 16- 18);
- размещения сельскохозяйственной техники и иного имущества (Фото N N 1-7).
- предоставить свободный доступ для собственника земельного участка - Правительства Севастополя через металлические ворота. (Фото N 2).
- установить ответчику точный предельный срок завершения освобождения самовольно занятого земельного участка общей площадью 36700 кв.м., расположенного по адресу: Балаклавский район город Севастополь, 1,0 км на юго-запад от железнодорожной станции "Инкерман - 1", а именно:
- комплексы горных выработок N N 1, 2 расположенных в Первомайской балке, используемых ответчиком на основании Специального разрешения на пользование недрами от 28.10.2002 N 2809 (бланк серии А N 003066), выданного начальником Управления по предоставлению недр в пользование Государственной службы геологии и недр Украины на основании приказа от 27.11.2013 N 595, используемые для:
- разведения домашней птицы (Фото N 15);
- предоставления в пользование (аренду) для проведения киносъемок с установленными декорациями для проведения съемок кинофильмов (Фото N N 9-14; 16- 18);
- размещения сельскохозяйственной техники и иного имущества (Фото N N 1-7).
- предоставить Правительству Севастополя право осуществления действий по освобождению самовольно занятого земельного участка общей площадью 36700 кв.м., расположенного по адресу: Балаклавский район город Севастополь, 1,0 км на юго-запад от железнодорожной станции "Инкерман - 1", а именно:
- комплексы горных выработок N N 1, 2 расположенных в Первомайской балке, на основании Специального разрешения на пользование недрами от 28.10.2002 N 2809 (бланк серии А N 003066), выданного начальником Управления по предоставлению недр в пользование Государственной службы геологии и недр Украины на основании приказа от 27.11.2013 N 595, используемые для:
- разведения домашней птицы (Фото N 15);
- предоставления в пользование (аренду) для проведения киносъемок с установленными декорациями для проведения съемок кинофильмов (Фото N N 9-14; 16-
- размещения сельскохозяйственной техники и иного имущества (Фото N N 1-7).
- предоставить свободный доступ для собственника земельного участка; со взысканием с ответчика необходимых расходов, в случае, если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока (т.1, л. 7-15).
Исковые требования мотивированы установлением Управлением земельного контроля города Севастополя в ходе проведения обследования земельного участка факта самовольного использования ответчиком земельного участка, общей площадью 36700 кв. м, расположенного по адресу: город Севастополь, Балаклавский район, 1,0 км на юго-запад от железнодорожной станции "Инкерман - 1", а именно: комплексы горных выработок N N 1, 2, расположенных в Первомайской балке в отсутствие соответствующей государственной регистрации органами Украины права пользования или права собственности земельным участком, используемым ООО "Ажур" для эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых для выращивания грибов, невнесения обязательных платежей за пользование земельным участком, а также факта использования ответчиком недр не для целей, указанных в выданном ему специальном разрешении на пользование недрами со ссылками на статьи 25, 26, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20, 22, 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395 "О недрах".
07.08.2015 определением Арбитражного суда города Севастополя в удовлетворении ходатайства Правительства Севастополя об обеспечении иска - отказано, поскольку требование истца о запрете ответчику использовать земельный участок, используемый на основании Специального разрешения на пользование недрами от 28.10.2002 N 2809 (бланк серии А N 003066) является преждевременным, что не лишает истца возможности повторно обратиться в суд с таким заявлением в случае представления доказательств, обосновывающих необходимость применения именно такой обеспечительной меры, обеспечительная мера в виде запрета ответчику использовать, сдавать в аренду земельный участок, надлежащим образом не аргументирована и не подтверждена доказательствами (т.1, л. 46-49).
29.09.2015 в отзыве на исковое заявление ответчик указал, что заинтересованным лицом - в лице должностного лица земконтроля Подсмачного Владимира Николаевича, незаконно была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Ажур", которая нарушает права и законные интересы ООО "Ажур" в сфере предпринимательской и экономической деятельности, а именно: общество не было уведомлено о предстоящей внеплановой выездной проверке; акт проверки обществу не предоставлялся; проверку проводило должностное лицо с превышением своих должностных полномочий, так как не уполномочено проверять пользователей недр; результаты проверки, проведённой органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом от 26 декабря 2008 года за N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (статья 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ); должностное лицо земконтроля Подсмачный Владимир Николаевич, отказался внести сведения в журнал учёта проверок юридического лица, проводимых органами государственного контроля (надзора), чем нарушил требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года за N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; согласно специального разрешения за N 2809 от 28 октября 2002 года ООО "Ажур" использует комплексы горных выработок правомерно (т.1, л. 66-69).
29.09.2015 определением Арбитражного суда города Севастополя удовлетворено ходатайство ответчика о привлечении в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Управления земельного контроля города Севастополя; в связи с тем, что Управление земельного контроля города Севастополя проводило внеплановую выездную проверку по использованию ООО "Ажур" для ведения хозяйственной деятельности комплекса горных выработок за N 1 и 2 в "Инкерманских штольнях", который расположен в Первомайской балке Балаклавского района города Севастополя 1,0 км. на юго-западе от железнодорожной станции "Инкерман - 1" и судебный акт может повлиять на права или обязанности Управления земельного контроля города Севастополя по отношению к одной из сторон по указанному делу в порядке статьи 51 АПК РФ (т.1, л. 64, 94-97).
29.10.2015 определением Арбитражного суда города Севастополя привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя в порядке статьи 51 АПК РФ (т.1, л. 113-116).
24.11.2015 ответчиком подано ходатайство о приобщении к материалам дела копии постановления от 10 ноября 2015 года Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о назначении административного наказания, согласно которому директор ООО "Ажур" Бебнев В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка, расположенного в Балаклавском районе, г. Севастополя, 1,0 км. на юго-запад от железнодорожной станции "Инкерман - 1", Инкерманские штольни, название месторождения: комплекс горных выработок, которые расположены в Первомайской балке не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок площадью 3,67 га, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000,00 руб.; копию налоговой накладной от 01.07.2002(т.1, л. 126-128).
24.11.2015 протокольным определением суд первой инстанции приобщил к материалам дела документы поданные ответчиком (т.1, л. 156-158).
28.11.2015 истец в пояснениях на отзыв на исковое заявление и в дополнительных пояснениях от 03.12.2015 полагает, что согласно пп. 1 п. 1.5.1 Административного регламента исполнения Управлением земельного контроля города Севастополя функции по осуществлению земельного контроля, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 345-ПП, должностные лица Управления, уполномоченные на осуществление земельного контроля, имеют право, в том числе, составлять по результатам обследования акты обследования земельных участков; в отношении ООО "Ажур" проверок соблюдения земельного законодательства, порядок проведения которых регламентирован Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, иных проверок не проводилось; в отношении спорного земельного участка используемого ООО "Ажур" Управлением было проведено обследование земельного участка; во исполнение п.п. 1.5.1, 3.2.3 Регламента должностным лицом Управления - главным специалистом отдела проверок Управления Подсмачным В.Н. на спорном земельном участке проведено именно обследование земельного участка, в результате которого указанным должностным лицом составлен акт обследования земельного участка от 08.05.2015 N ОБ-0102/08-15; ссылка ответчика на статью 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, не состоятельна, так как указанная норма регламентирует организацию и проведение внеплановой проверки, в то время как проверок (плановых/внеплановых) (выездных/документальных) в отношении ответчика по указанным фактам со стороны Управления проведено не было; ООО "Ажур" используются подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых (Инкерманские штольни), что согласно ст. 14 Кодекса Украины "О недрах", недра передаются, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, к которым, в частности, относятся Инкерманские штольни, используемые ООО "Ажур", должна осуществляться при наличии горного отвода, согласно Инструкции по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденная постановлением МПР РФ, Госгортехнадзора РФ от 25.03.1999 N 18/24; у ответчика по данному делу отсутствует соответствующий горный отвод, в связи с чем ответчиком нарушены нормы законодательства Украины, действующие на момент получения специального разрешения на пользование недрами от 28.10.2002 N 2809 (бланк серии А N 003066) и на момент начала эксплуатации соответствующих подземных сооружений, а также нормы действующего законодательства Российской Федерации, а именно Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" ( т.1, л. 108-110, т. 2, л. 1-3).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 08.12.2015 в удовлетворении исковых требований отказано (т.2, л. 20-28).
Не согласившись с решением суда, истец - Правительство Севастополя, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме (т.2, л. 51-61).
Доводы апелляции мотивированы положениями аналогичными тем, которые изложены в исковом заявлении, в пояснениях на отзыв на исковое заявление и дополнительных пояснениях.
20.01.2016 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Правительства Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 декабря 2015 года по делу N А84-1501/2015 принято к производству; назначено судебное заседание на 15.02.2016 (т.2, л. 46-48).
15.02.2016 протокольным определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда рассмотрение апелляционной жалобы Правительства Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 декабря 2015 года по делу N А84-1501/2015 отложено на 29.02.2016, в связи с тем, что обществом с ограниченной ответственностью "Ажур" было получено определение о принятии апелляционной жалобы к производству 10 февраля 2016 года и у него не было возможности подготовить отзыв на апелляционную жалобу (т.2, л. 75-76).
15.02.2016 от ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела письменного доказательства, которое было получено посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Балаклавского районного суда города Севастополя по делу за N 12- 1/2016 (12-96/2015) о рассмотрении жалобы ООО "Ажур" на постановление от 10 ноября 2015 года Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей за совершение обществом, якобы, административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое 22.01. 2016 отменено с прекращением производства по делу (т.2, л. 68-69).
15.02.2016 суд протокольным определением в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 268 АПК РФ приобщил в материалы дела выписку, которая была получена посредством информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Балаклавского районного суда города Севастополя по делу N 12-1/2016 (т.2, л. 72-74).
20.02.2016 ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения, (т.2, л. 81-85).
В судебном заседании 29.02.2016 представитель истца поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании 29.02.2016 представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
В судебное заседание, назначенное на 29.02.2016 третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно (т.2, л. 49,78-81).
29.02.2016 от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с участием 29.02.2016 в проведении рейдового мероприятия в области природопользования и охраны окружающей среды (т.2, л. 90-91).
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Указанные нормы предусматривают право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства с обоснованием причины неявки в судебное заседание и при условии, что эти причины будут признаны судом уважительными.
Невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя не является препятствием к реализации стороной по делу ее процессуальных прав.
Ходатайство рассмотрено судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ и отклонено, поскольку действующее законодательство не ограничивает круг представителей лиц, участвующих в деле, при апелляционном рассмотрении дела.
Рассмотрев заявленное ходатайство, коллегия судей пришла к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.
Ходатайство заявителя об отложении судебного заседания мотивировано участием 29.02.2016 в проведении рейдового мероприятия в области природопользования и охраны окружающей среды, что не может быть признано уважительной причиной для отложения судебного заседания.
Кроме того, апелляционный арбитражный суд учитывает, что материалы дела в достаточной степени характеризуют правоотношения сторон, и считает их достаточными для принятия решения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя не было лишено возможности представлять доказательства, подтверждающие свою позицию, приводить письменные пояснения в обоснование своих доводов.
С учетом изложенного, апелляционный суд признал причины неявки представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя в настоящее судебное заседание не уважительными, а ходатайство об отложении судебного заседания признал не подлежащим удовлетворению.
Дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Часть вторая статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Согласно специального разрешения на пользование недрами от 28.10.2002 N 2809 (бланк серии А N 003066), выданного начальником Управления по предоставлению недр в пользование Государственной службы геологии и недр Украины на основании приказа от 27.11.2013 N 595, Малому частному предприятию "Ажур" представлены в пользование комплекс горных выработок для выращивания грибов, площадью 3,67 га, расположенных в Первомайской балке (за исключением штольни N 3), г. Севастополь, Балаклавский район, 1,0 км на юго-запад от железнодорожной станции "Инкерман", а именно для эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых с целью использования горных выработок для выращивания грибов сроком до 28.10.2032 (т.1, л. 71-74).
Также из указанного специального разрешения на пользование недрами следует выполнение условий:
1. Министерства экологии и природных ресурсов Украины N 9155/06/10-13;
- Государственного управления охраны окружающей природной среды в г. Севастополе (экологическая карточка без номера 2012 года);
- Госгорпромнадзора Украины от 11.10.2012 N 8800/0/3.1-12/6/12.
2. Ведение работ в соответствии с проектом использования объекта, утвержденного в установленном законодательством порядке.
3.Своевременная и в полном объеме оплата обязательных платежей в Государственный бюджет согласно действующему законодательству.
4.Обязательный мониторинг и научное сопровождение выполнения особых условий предусмотренных разрешением и соглашением об условиях пользования недрами в соответствии с абзацем третьим пункта 26 Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 30.05.2011 года N 615.
Предоставление ответчику специального разрешения на пользование недрами согласовано с Министерством экологии и природных ресурсов Украины от 10.06.2013 N 9155/06/10-13 и Госгорпромнадзором Украины от 11.10.2012 N 8800/0/3.1-12/6/12.
Из Акта обследования земельного участка N ОБ-0102/08-15 от 08.05.2015 Управления земельного контроля города Севастополя следует, что 08.05.2015 главным специалистом отдела проверок Управлением земельного контроля города Севастополя Подсмачным В.Н. проведено обследование земельного участка расположенного по адресу: Балаклавский район, город Севастополь, 1,0 км на юго-запад от железнодорожной станции "Инкерман - 1", общей площадью 3670 кв. м, в ходе которого установлено, что земельный участок используется ООО "Ажур" для ведения хозяйственной деятельности путем эксплуатации подземных сооружений в "Инкерманских штольнях", а именно: комплексы горных выработок N N 1, 2 расположенных в Первомайской балке, используемых ответчиком на основании Специального разрешения на пользование недрами от 28.10.2002 N 2809 (бланк серии А N 003066), выданного начальником Управления по предоставлению недр в пользование Государственной службы геологии и недр Украины на основании приказа от 27.11.2013 N595; комплексы горных выработок NN 1, 2 расположенных в Первомайской балке используются для разведения домашней птицы (Фото N 15), также часть штолен передается в пользование (аренду) для проведения киносъемок, установлены декорации для проведения съемок кинофильмов (Фото NN9-14;16-18); размещена сельскохозяйственная техника и иное имущество( Фото NN 1-7); общество с ограниченной ответственностью "Ажур" не имело зарегистрированных, в соответствии с требованиями, действующего на тот момент, законодательства Украины прав пользования собственности, аренды на земельный участок (т.1, л. 13-24).
В связи с отсутствием у ООО "Ажур" предусмотренных действующим законодательством правоустанавливающих документов на земельный участок, ориентировочной площадью 3,67 га, расположенный в Балаклавском районе г. Севастополя, 1,0 км. На юго-запад от железнодорожной станции "Инкерман - 1", "Инкерманские штольни", название месторождения: комплекс горных выработок, которые расположены в Первомайской балке в действиях указанного юридического лица усматриваются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок
Согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 04.08.2015 Общество с ограниченной ответственностью "Ажур" перерегистрировалось в Едином государственном реестре юридических лиц согласно законодательства Российской Федерации 27.10.2014 (т.1, л. 40-44).
21.09.2015 письмом (исх. N 216-28-2015/6092) Следственное управление Следственного комитета по городу Севастополю на заявление ответчика от 16.09.2015 о неправомерных, действиях должностных лиц Управления земельного контроля, связанных с проведением внеплановой выездной проверки ООО "Ажур", в соответствии с п. 3.4 Инструкции "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации", утвержденной приказом Первого заместителя Генерального прокурора - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2017 N 17, сообщило, что обращение направлено по подведомственности для рассмотрения в соответствии с компетенцией в прокуратуру города Севастополя; вопросов, относящихся к компетенции следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю, в обращении не содержится (т.1, л. 65).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правовую оценку обстоятельств по делу и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
11.03.2014 Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Пунктами 2, 3, 5, 6 решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" установлено, что со дня вступления в силу настоящего решения на территории города Севастополя не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года.
Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории города Севастополя до принятия соответствующих нормативных актов города Севастополя (пункт 2).
Деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом (пункт 3).
Все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем (пункт 5).
Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя (пункт 6).
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6).
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
21.03.2014 принят Федеральный Конституционный закон N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Статья 10 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ гласит, что государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статьи 19 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ, местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 24.04.2014 N 3-ЗС (ред. от 24.07.2014) "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17 марта 2014 года являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" установлено, что правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
Согласно пункту 7 статьи 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" правительство в пределах своих полномочий, осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя.
Согласно статьи 1 Закона города Севастополя от 26.02.2015 N 119-ЗС "О земельном контроле города Севастополя" земельный контроль на территории города Севастополя - это осуществляемая на основании статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя (далее - уполномоченный орган) по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований, за нарушение которых федеральным законодательством и законодательством города Севастополя предусмотрена административная и иная ответственность.
Статья 2 Закона города Севастополя от 26.02.2015 N 119-ЗС "О земельном контроле города Севастополя" предусматривает, что земельный контроль осуществляется в форме проверок надлежащего использования земель гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении последними своей деятельности и реализации своих прав на землю, а также в иных предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя формах, в порядке, определенном Правительством Севастополя. Объектами земельного контроля являются все земли, которые находятся в границах города Севастополя, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности. Уполномоченным органом, осуществляющим земельный контроль в городе Севастополе, является Управление земельного контроля. Порядок осуществления земельного контроля, проведения проверок использования земель, сроки и последовательность действий должностных лиц уполномоченного органа при осуществлении земельного контроля определяются соответствующим Административным регламентом исполнения государственной функции, утверждаемым постановлением Правительства Севастополя.
Согласно статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров.
Правоотношения сторон возникли до 18.03.2014 и продолжаются после 18.03.2014, таким образом, при рассмотрении спора суд применяет нормы материального права украинского законодательства, регулирующие спорные правоотношения и действовавшее на момент их возникновения до 18.03.2014 и действующим законодательством Российской Федерации после 18.03.2014.
Правоотношения сторон регулировались, действовавшим в тот период Кодексом Украины "О недрах" 27.07.1994 N 132/94-ВР (в редакции, действовавшей на момент выдачи специального разрешения от 21.12.2001), Горного кодекса Украины от 06.10.1999 N 1127-XIV (далее - ), Налоговым кодексом Украины от 02.12.2010 N 2755-VI, Земельным кодексом Украины от 25.10.2001 N 2768-III, Порядком предоставления специальных разрешений на пользование недрами, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 30.05.2011 N 615 (в редакции от 26.04.2012, действовавшей на момент продления специального разрешения) (далее - Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами N 615) и после 18.03.2014 Федеральным законом от 29.06.2015 N 161-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон от 29.06.2015 N 161-ФЗ).
Объектами земельных отношений согласно пункта 2 части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации являются земельные участки.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (часть 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Кодекса Украины "О недрах", недра - это часть земной коры, расположенной под поверхностью суши и дном водоемов и простирается до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Аналогичное определение недр содержится в Законе Российской Федерации " О недрах".
Согласно статьи 13 Кодекса Украины "О недрах" пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранные юридические лица и граждане.
В соответствии со статьей 14 Кодекса Украины "О недрах", недра предоставляются в пользование для: геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения; добычи полезных ископаемых; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод; создание геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные, оздоровительные учреждения и др.); удовлетворения других потребностей.
Статьей 16 Кодекса Украины "О недрах" предусмотрено, что лицензирование деятельности по пользованию недрами - это единственный порядок предоставления специальных разрешений (лицензий) на пользование участком недр с соответствующей целью. Специальные разрешения (лицензии) на пользование недрами в пределах конкретных участков предоставляются специализированным предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам, имеющим соответствующую квалификацию, материально-технические и экономические возможности для пользования недрами. Предоставление специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами осуществляется после предварительного согласования с соответствующим Советом народных депутатов вопроса о предоставлении земельного участка для указанных нужд, кроме случаев, когда в предоставлении земельного участка нет необходимости.
В случае выполнения отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, лицам, не указанным в специальном разрешении (лицензии), ответственность за выполнение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), несет субъект, получивший специальное разрешение (лицензию). По отдельным видам пользования недрами или отдельных пользователей недр могут устанавливаться определенные ограничения, предусмотренные законодательством Украины. Специальные разрешения (лицензии) на пользование недрами предоставляются Государственным комитетом Украины по геологии и использованию недр по согласованию с Министерством охраны окружающей природной среды Украины, как правило, на конкурсной основе в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Согласно статьи 19 Кодекса Украины "О недрах", недра предоставляются в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам только при наличии у них специального разрешения (лицензии) на пользование участком недр. право на пользование недрами удостоверяется актом о предоставлении горного отвода. Пользование недрами осуществляется без предоставления горного отвода или специального разрешения (лицензии) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами N 615, настоящий Порядок регулирует вопросы предоставления специальных разрешений на пользование недрами (далее - разрешения) в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, а также определяет процедуру продления срока действия, переоформления, выдачи дубликата, приостановлении действия или аннулировании разрешения и внесения в него изменений. Действие этого Порядка распространяется на все виды пользования недрами. Пользователями недр могут быть лица, определенные статьей 13 Кодекса Украины "О недрах" (далее - недропользователи).
На каждый вид пользования недрами в пределах конкретного участка Госгеонедра предоставляет отдельное разрешение. Использование земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами, осуществляется недропользователями в порядке, установленном законодательством (пункт 3 Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами N 615).
Предоставление разрешений в случаях, предусмотренных подпунктами 1-14 настоящего пункта, осуществляется по решению Госгеонадр.
Согласно пункта 3 "Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод" Приложения 1 в Перечне документов, которые подаются вместе с заявлением о предоставлении специального разрешения на пользование недрами без проведения аукциона, указаны следующие документы: копия паспорта и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика физического лица - предпринимателя; оригиналы или заверенные копии согласований, предусмотренных пунктом 9 Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами, пояснительная записка с характеристикой объекта и обоснованием необходимости использования недр (для коммерческого использования недр), каталог географических координат угловых точек участка недр (погрешность - менее 1 секунда) и ее площадь, обзорная карта (масштаб более 1: 200000), ситуационный план с нанесенными границами площади участка недр и географическими координатами ее угловых точек (погрешность - менее 1 секунда) в масштабе, который дает возможность проверить правильность определения координат.
Судом первой инстанции верно установлено, что 28.10.2002 Государственной службой геологии и недр Украины было выдано Малому частному предприятию "Ажур" специальное разрешение на пользование недрами, регистрационный номер N 2809, срок действия которого был продлен на 20 лет до 28.10.2032. Согласно указанного разрешения, Малому частному предприятию "Ажур", правопреемником которого является Общество с ограниченной ответственностью "Ажур" предоставлены в пользование комплекс горных выработок, площадью 3,67 га, расположенных в Первомайской балке (за исключением штольни N 3) по адресу: Балаклавский район, город Севастополь, 1,0 км на юго-запад от железнодорожной станции "Инкерман-1" для эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых с целью использования горных выработок для выращивания грибов.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что вышеуказанный участок недр был представлен в пользование ответчику на основании специального разрешения на пользование участком недр, выданного уполномоченным государственным органом Украины и согласован с Министерством экологии и природных ресурсов Украины от 10.06.2013 N 9155/06/10-13 и Госгорпромнадзором Украины от 11.10.2012 N 8800/0/3.1-12/6/12.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 161-ФЗ, настоящий Федеральный закон определяет особенности правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 161-ФЗ, пользование участками недр на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на основании специальных разрешений (лицензий), выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на условиях таких специальных разрешений (лицензий) в соответствии со статьей 12 указанного Федерального конституционного закона.
Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 161-ФЗ предусматривает, что специальные разрешения (лицензии), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также условия таких специальных разрешений (лицензий) изменению и переоформлению не подлежат. Продление срока действия таких специальных разрешений (лицензий) не допускается.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у ответчика - ООО "Ажур" специального разрешения на пользование спорного участка недр, выданного уполномоченным государственным органом Украины, срок действия которого не истек, последний в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 161-ФЗ и Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ вправе продолжать осуществлять пользование указанным участком недр на условиях ранее представленного специального разрешения.
Судом первой инстанции правомерно не приняты доводы истца относительно отсутствия соответствующей государственной регистрации органами Украины права пользования или права собственности земельным участком, используемым ООО "Ажур" для эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых для выращивания грибов, так как законодательство Украины предполагало аренду земельного участка только в случае необходимости.
Согласно статьи 18 Кодекса Украины "О недрах", предоставление земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами, проводится в порядке, установленном земельным законодательством Украины. Земельные участки для пользования недрами, кроме случаев, предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса, предоставляются пользователям недр после получения ими специальных разрешений (лицензий) на пользования недрами или горных отводов. Местные Советы народных депутатов при предоставлении земельного участка для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения одновременно предоставляют в пользование и недра.
В соответствии с частью 4 статьи 66 Земельного кодекса Украины, предоставление земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами, проводится после оформления в установленном порядке прав пользования недрами и восстановления земель согласно утвержденному проекту рекультивации на ранее отработанных площадях в установленные сроки.
Пункт 3 Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами N 615, также определяет, что использование земельных участков для потребностей, связанных с использованием недр, осуществляется недропользователями в порядке, установленном законодательством.
Из буквального толкования указанных норм следует, что в случае, если у недропользователя возникнет необходимость в использовании земельного участка для потребностей, связанных с использованием участка недр, то последний совершает определенные действия, предусмотренные земельным законодательством Украины.
Из представленного истцом Акта обследования земельного участка N ОБ-0102/08-15 от 08.05.2015 усматривается, что штольни представляют собой горизонтальные пустоты, образовавшиеся в результате добычи или обслуживания горных работ. Являются основной вскрывающей выработкой при разработке месторождений в районах с гористым рельефом. Из специального разрешения на пользование недрами от 28.10.2002 N 2809 усматривается, что ответчику предоставлены в пользование подземные сооружения, а именно горные выработки - штольни.
Согласно справочного издания в области горной науки и техники "Малой горной энциклопедии" под редакцией профессора Билецкого В.С., под термином подземные сооружения понимаются объекты промышленного, культурного, оборонного и коммунального назначения, которые создаются под землей в массивах горных пород.
Штольня согласно вышеуказанной "Малой горной энциклопедии" представляет собой горизонтальную (реже - наклонную) горную выработку, имеющую непосредственный выход на земную поверхность и служит для тех же целей, что и стволы шахты. Штольни используются как главные вскрышные выработки при разработке месторождений в районах с гористым рельефом.
В статье 1 Горного кодекса Украины от 06.10.1999 N 1127-XIV, дано понятие горной выработки - полость в горном массиве после извлечения полезных ископаемых и других пород.
Судом первой инстанции обоснованно определено, что законодательство Украины не устанавливает четкие границы поверхности земли для размежевания земель и недр как природных объектов и определения режимов правового регулирования. Недра от земли отмежевываются по юридическим признакам, а именно - по способу использования этих объектов. Если поверхность земли служит пространственно-операционным базисом для размещения разных объектов, то это является землепользованием, а если осуществляется в том числе подземная деятельность, то это является недропользованием.
Как следует из материалов дела, штольни представляют собой горизонтальные пустоты, расположенные в районе с гористым рельефом в массиве горных пород.
Анализируя Кодекс Украины "О недрах" суд правомерно пришел к выводу, что объектами права пользования недрами являются индивидуализированные на местности участки недр, которые предоставляются пользователям для определенной цели. К их индивидуализированным признакам следует отнести размер, границы, местонахождение. Указанные участки недр не являются объектами недвижимости и, соответственно объектом прав собственности, а значит объектом рыночных отношений.
Таким образом, под термином "участок недр" понимается некий объем геологического пространства, выделенный органом управления фондом недр для решения определенных задач недропользования (видов пользования недрами) и находящийся в ведении органа управления фондом недр (государства), либо определенного недропользователя.
Однако, в данном конкретном случае, ответчик ООО "Ажур" является пользователем конкретного участка недр с четко определенными координатами на местности.
Каких-либо иных надлежащих и допустимых и достоверных доказательств самовольного использования ответчиком - ООО "Ажур" земельного участка, для потребностей связанных с пользованием предоставленного ему участка недр, истцом не представлено.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что истцом не доказан факт самовольного занятия ответчиком - ООО "Ажур" земельного участка.
Доводы истца, со ссылкой на составленный должностным лицом органа земельного контроля города Севастополя Акт обследования земельного участка от 08.05.2015 об использовании ответчиком соответствующих штолен не для той цели, для которой они были представлены, а именно для разведения домашней птицы, а также использования в иных коммерческих целях не нашли своего подтверждения, поскольку ответчик, не присутствовавший при составлении указанного Акта и не извещенный, о дате такого обследования, отрицает наличие вменяемых ему нарушений в области целевого использования недр, а из представленных истцом фотоснимков невозможно четко установить и детализировать, что именно на них изображено, которые также не содержат сведений о дате, времени и месте их создания.
Кроме того, согласно Административного регламента исполнения государственной экологической инспекцией Севприроднадзора государственной функции по осуществлению государственного экологического надзора на территории города Севастополь, утвержденного приказом Севприроднадзора N 3 от 06.06.2014, государственные функции по осуществлению государственного экологического надзора на территории города федерального значения Севастополь, в том числе по организации и осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (подпункт 3 пункта 3 этого Регламента) закреплены за Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор), а не за Управлением земельного контроля города Севастополя.
Судом первой инстанции установлено, что представленный ответчику участок недр длительное время не используется ввиду отсутствия торфа для возможности выращивания грибов.
Доводы истца о наличии нарушений в части внесения обязательных платежей за пользование участками недр, суд первой инстанции обоснованно считает не подлежащими оценке судом, поскольку исковые требования заявлены об освобождении самовольно занятого земельного участка, а поэтому в предмет доказывания по данному делу не входит установление факта внесения либо невнесения такой платы.
Кроме того, в случае установления фактов нарушения пользователем участка недр существенных условий, определенных в Законе Российской Федерации "О недрах", в том числе использования не по целевому назначению, указанное может привести к иным последствиям, таким как приостановление, ограничение либо прекращение уполномоченным на то органом документа на право пользования недрами.
Вместе с тем следует отметить, что в специальном разрешении на пользование недрами N 2809, выданном ответчику указаны особые условия, обязательные для исполнения последним, среди которых в том числе своевременное и в полном объеме внесение обязательных платежей в бюджет в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 28 Кодекса Украины "О недрах", пользование недрами является платным, кроме случаев, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Плата взимается за пользование недрами в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Плата за пользование недрами взимается в виде: 1) платежей за пользование недрами; 2) отчислений за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета; 3) сбора за выдачу специальных разрешений (лицензий); 4) акцизного сбора. Плата за пользование недрами не освобождает пользователей от уплаты других обязательных платежей, предусмотренных законодательными актами Украины
Согласно статьи 262 Налогового кодекса Украины (в редакции действовавшей с 02.03.2014) предусмотрено, что плата за пользование недрами это общегосударственный платеж, который взимается в том числе в виде платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Подпунктом в) пункта 264.1.1 статьи 264 Налогового кодекса Украины (в редакции действовавшей с 02.03.2014) установлено, что плательщиками платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, являются юридические и физические лица - субъекты хозяйственной деятельности, которые используют в пределах территории Украины участки недр, в том числе для выращивания грибов.
Подпунктом в) пункта 264.2.1. статьи 264 Налогового Кодекса Украины (в редакции действовавшей с 02.03.2014), указано, что объектом налогообложения, платой за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, является объем подземного пространства (участка) недр: для выдержки виноматериалов, производства и хранения винопродукции, выращивания грибов, овощей, цветов и других растений, хранения пищевых продуктов, промышленных и других товаров, веществ и материалов, осуществления других видов хозяйственной деятельности - площадь подземного пространства, предоставленная в пользование в специально созданных и существующих горных выработках (отработанных и приспособленных), а также естественных полостях (пещерах).
Вопросы, регулирующие внесение обязательных платежей за пользование недрами в Российской Федерации также урегулированы статьей 325 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 39-43 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Ссылка истца на нормы законодательства Российской Федерации, касающихся оснований возникновения права пользования недрами правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку как уже указывалось выше, Федеральным законом от 29.06.2015 N 161-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" определено, что условия ранее выданных государственными органами Украины специальных разрешений изменению и переоформлению не подлежат.
Доводы об отсутствии горного отвода, также отклонены судом первой инстанции обоснованно исходя из следующего.
В соответствии со статьей 18 Кодекса Украины "О недрах" (в соответствующей редакции) земельные участки для пользования недрами, кроме случаев, предусмотренных статьей 23 данного Кодекса, предоставляются пользователям недр после получения ими специальных разрешений на пользование недрами или горных отводов.
В соответствии со статьей 23 Кодекса Украины "О недрах", землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений (лицензий) и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых потребностей полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров и пресные подземные воды до 20 метров и использовать недра для хозяйственных и бытовых потребностей. Добыча полезных ископаемых местного значения и торфа с применением специальных технических средств, которые могут привести к нежелательным изменениям окружающей природной среды, согласовывается с местными Советами народных депутатов и органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины на местах.
Из буквального содержания статьи Кодекса следует, что за исключением случаев, предусмотренных статьей 23 Кодекса, земельные участки для пользования недрами могут быть представлены в случае получения специального разрешения или горного отвода, то есть презюмирована альтернативность.
Порядок предоставления горных отводов (части недр) пользователям на территории Украины для разработки месторождений твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе на континентальном шельфе и в исключительной (морской) экономической зоне устанавливается Постановлением Кабинета Министров Украины N 59 от 27.01.1995 "Об утверждении Положения о порядке предоставления горных отводов".
Истцом заявлены исковые требования об освобождении самовольно занятого земельного участка, основанные на проведенном Управлением земельного контроля города Севастополя осмотре, оформленном в виде Акта обследования земельного участка N ОБ-0102/08-15 от 08.05.2015.
Судом первой инстанции из представленных истцом доказательств не установлено самовольное использование земельного участка, а государственный контроль за надлежащим использованием участков недр - подземных сооружений на территории города Севастополя лежит на ином органе - Главном управлении природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор), то указанный орган в случае выявления нарушений со стороны недропользователей, в том числе в случае отсутствия горного отвода, вправе в рамках представленных ему полномочий провести соответствующую проверку и на основании такой проверки обратиться в суд с соответствующим иском.
В соответствии с пунктом 1.1.Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзоре), утвержденное Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 N 183-ПП Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) (далее - Севприроднадзор) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории города Севастополя.
Севприроднадзор является исполнительным органом государственной власти города Севастополя в установленной сфере деятельности, в частности по осуществлению переданных городу Севастополю отдельных полномочий Российской Федерации в сфере недропользования.
Суд первой пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Правительства Севастополя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно части первой статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Севастополя освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь изложенным и учитывая требования пункта 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд-
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 декабря 2015 года по делу N А84-1501/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.П. Илюхина |
Судьи |
Ю.М. Гоголь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1501/2015
Истец: ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ
Ответчик: ООО "Ажур"
Третье лицо: Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, Управление земельного контроля города Севастополя